Посмотреть сообщение

Влияние судебной реформы на состояние коррупции в Республике Сербия

ПЕТКОВИЧ И.
Студентка 3-го курса юридического факультета Российского университета дружбы народов

В статье рассматривается реформа правосудия в Сербии с 2000-2012 гг. и ее влияние на состояние коррупции.

Процесс реформы судебной системы начался еще в 2000 году, после ухода Слободана Милошевича. С тех пор она является «одним из наиболее актуальных вопросов который находится в центре внимания не только профессиональной, но и широкой общественности в Сербии» . С 2000 по 2003 гг. в целях проведения реформы были приняты законы «О судебной системе», «О Высшем совете правосудия», «О территориальной организации судов и отделений прокуратуры, «О судьях»; было введено три новых органов: Высший совет правосудия, Комитет по надзору и Высшая коллегия кадров. Однако данная реформа не дала никакого положительного эффекта: старые законы не действовали, а новые не вступили в силу. В марте 2003 года Сербия фактически осталась без судов.
В 2006 году на референдуме была принята Конституция Республики Сербия как независимого государства. В свете данного события в том же году Народная Скупщина принимает Национальный план реформы правосудия в целях установления верховенства закона, чтобы вернуть утерянное доверие в правосудие, а также чтобы привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами. Два года спустя были приняты новые законы «О судьях», «О судебной системе», «О Высшем совете судьей», «О территориальной организации судов и отделений прокуратуры». Комитет по надзору исчез из законов.
На сегодняшний день судебная система Республики Сербия регламентируется законом «О судебной системе» от 22 декабря 2008 г. В соответствии с новым законодательством «судебная власть принадлежит судам общей юрисдикции и судам особой юрисдикции» .
К судам общей юрисдикции в соответствии с п.3 ст. 11 закона о судебной системе относятся:
• Основные суды, действующие исключительно в качестве судов первой инстанции
• Вышестоящие суды, действующие в качестве первой инстанции для дел, не подпадающих под компетенцию основных судов и в качестве апелляционной инстанции по отношению к основным судам
• Апелляционные суды, действующие в качестве апелляционной инстанции по отношению к вышестоящим судам
К судам особой юрисдикции относятся:
• Арбитражные суды, выступающие только в качестве судов первой инстанции
• Арбитражные апелляционные суды, выступающие только в качестве судов второй инстанции
• Суды по административным правонарушениям, выступающие в качестве суда первой инстанции. Данным судам подсудны дела об административных правонарушениях, не входящих в компетенцию какого-либо другого органа власти и рассмотрение жалоб на решения органов исполнительной власти по административным правонарушениям.
• Вышестоящие суды по административным правонарушениям, выступающие в качестве второй инстанции по делам об административных правонарушениях.
• Административный суд, выступающий в качестве суда первой инстанции в административных спорах. Данный суд был впервые основан принятием закона от 2008 г. Административные споры раньше входили в компетенцию Верховного суда и районных судов.
Судебную систему Сербии возглавляет Верховный кассационный суд. Он является высшей судебной инстанции «как по отношению к судам общей юрисдикции, так и к отношению к судам особой юрисдикции» . Полномочия Верховного кассационного суда можно разделить на две группы: судебные и внесудебные полномочия. К судебным полномочиям относятся:
Принятие решения о применении внеочередных мер по отношению к решениям судов и принятии иных мер, предусмотренных законом
Решение конфликтов юрисдикции между судами, а также вопросы передачи дела другому суду в целях облегчения рассмотрения дела
Вопросы передачи компетенции
К внесудебным полномочиям Верховного кассационного суда относятся:
• Обеспечение единообразия судебной практики
• Назначение 1/3 судей Конституционного суда
• Выражает мнение по поводу кандидата на пост председателя Верховного кассационного суда
• Дает инструкции по применению законов и иных нормативных актов
• Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом
По мнению сербского профессора Зорана Ивошевича, название Верховного кассационного суда юридически не правильно, так как «в соответствии с процессуальными нормами [Кассационный суд] вправе не только отменять решения нижестоящих судов, а также и изменять их» .
В сербской литературе коррупция определяется как «злоупотребление служебным положением в целях получения какой-либо выгоды», которая в развитых странах представляет собой серьезную проблему, но в развивающихся странах она находится на очень высоком уровне . Во время социализма о коррупции в общем очень мало говорилось; в девяностых годах прошлого века она была весьма распространена. Первый круглый стол Общества судей на тему коррупции был проведен только в 1998 году. Хотя с периода девяностых годов сделан значительный шаг вперед в борьбе с коррупцией, реформа судебной системы не дала ожидаемых результатов. Как уже отмечалось, в начале тысячелетия был принят ряд законов, целью которых в том числе являлось и решение проблем, связанных с коррупцией. Был основан Высший совет правосудия, Комитет по надзору и Высшая коллегия кадров. В соответствии с ст. 3 и 4 Высший совет состоял из постоянных и временных членов. Постоянными членами были председатель Верховного суда, Республиканский прокурор, министр юстиции, один член, которого выбирает Адвокатская палата Сербии, и один член, которого выбирает Народная Скупщина по предложению Верховного суда. Семь временных членов выбирал Верховный суд из числа судей, одного заместители Республиканского прокурора из числа прокуроров и одного районные прокуроры на общем собрании из числа прокуроров. Полномочия данного органа были предложение Народной Скупщине кандидатов на пост председателей судов, судьей, прокуроров и их заместителей, назначение присяжных заседателей и иные полномочия, предусмотренные законом.
С юридической точки зрения Высший совет правосудия, Комитет по надзору и Высшая коллегия кадров были неплохим решением для борьбы с коррупцией в правосудии, но вмешательство политической власти привело к тому, что с 1 по 20 марта 2003 в Сербии судов практический не было.
С другой стороны, внесением изменений в закон «О судьях» было значительно увеличено влияние исполнительной власти на судебную установлением института разрешения судьи от должности отраслевым министром.
В новом законе «О судьях также содержалось положение, в соответствии с которым председатель суда не мог осуществлять судебные функции. Новые механизмы не привели к положительным результатам в борьбе с коррупцией, потому что не была устранена возможность политического влияния на судьей. Порядок выбора судьей, их политическая принадлежность, ответственность перед органами исполнительной власти привели к очень сильному влиянию политических лидеров страны на суды. «Нельзя забыть, что коррупция является одним из способов продвижения по службе. Она может выражаться не только в денежной компенсации, а также и в принятии выгодных решений» .
В 2010 году была проведена новая судебная реформа, которая представляла собой улучшенную версию старой. 1 января 2010 года в силу вступили новые законы «О судьях», «О судебной системе», «О территориальной организации судов и отделений прокуратуры», «О Высшем совете судьей» (новое название органа отличалось от старого). Как уже отмечалось, закон «О судебной системе» от 22 декабря 2008 г. установил новую, более современную судебную систему. Закон «О территориальной организации судов и отделений прокуратуры» установил новую территориальную организацию органов правосудия. Количество судов, особенно самого низкого уровня было уменьшено в несколько раз; с этим было связано событие, которое в течение несколько лет находилось в центре внимания общественности: повторное назначение на должность судьей. Конституционный закон о введении в действие Конституции установил, что «Председатель Верховного кассационного суда должен быть избран в течение 90 дней с момента формирования Высшего совета судьей», а «судьи и председатели остальных судов должны быть избраны в течение не более одного года с момента формирования Высшего совета судьей» . В законе «О судьях» было уточнено, что «полномочия судьей, которые не были повторно избраны на должность заканчиваются с момента вступления на должность судьей, избранных в соответствии с новым законом» . В соответствии с данными положениями больше ста судьей были лишены своего статуса. Высший совет судьей, работающий в неполном составе, руководствовался, мягко говоря, несоответствующими критериями при выдвижении кандидатов на пост судьей: некоторые судьи, которые честно и эффективно осуществляли свои функции, не были избраны потому, что состоят в браке с адвокатами.
Резкое уменьшение числа судьей привело к огромной нагрузке на судебную систему. Большое количество дел в суде приводит к тому, что стороны прибегают к поиску средств, которые будут способствовать рассмотрению дел в разумный срок. В том числе и к противоправным. Возвращаясь к тому, что Высший совет судьей назначал судьей не по предусмотренным законом критериям, а руководствуясь указаниями политической власти, можно сделать заключение: судьи-коррупционеры ответственность нести не будут, так как кому-то выгодно, чтобы они выполняли эти функции.
Положительным можно считать недавнее решение Конституционного суда, который отменил прежнее свое решение. В новом решении отмечалось, что Высший совет судьей не руководствовался соответствующими критериями при назначении судьей и что им был допущен ряд нарушений. В итоге на работу вернулось 126 судей. Восстановление судей в должности привело к восстановлению справедливости и будет способствовать разгрузке судебной системы и борьбе с коррупцией.
Наряду с реформой государственного аппарата и решения проблемы на Косово, реформа правосудия является одним из ключевых условии для вступления Сербии в Европейский Союз. Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле в сентябре 2012 года сказал, что «от Сербии, как от страны, имеющей статус кандидата на членство в ЕС требуется привести правосудие и государственную администрацию в соответствие с европейскими стандартами» , но он также выразил свое неудовольствие отсутствием прогресса в борьбе с коррупцией в правосудии. Европейская Комиссия видит проблему в негласности реформы и в работе Высшего совета судьей; она требовала ревизию всех решений данного органа, особенно тех, которые касаются повторного назначения судьей на должность (часть этих решений, как уже отмечалось, была отменена Конституционным судом).

JUDICAL REFORM INFLUENCE ON CORRUPTION IN REPUBLIC OF SERBIA
PETKOVIC I.
Peoples’ Friendship University of Russia
6 Mikluho-Maklai str., Moscow, Russia
This article describes the judical reform in Republic of Serbia from 2000-2012 and it’s influence on corruption.
Key Words: judical reform, Serbia, corruption, reform

Автор: RUDN 25.08.2013 Комментариев: 0 Просмотров: 1314
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
Рейтинг
1 голоса
Поделитесь постом с друзьями
Информация о сообщении
Реклама
Оценки
Понравилось
Пусто
Реклама
Реклама



Научная сеть Современное право © Юридический портал
Контакты: Написать. телефон: +7(916) 665-60-60 (с 10 до 17 часов).
Внимание! При копировании материалов обязательно оставляйте ссылку на источник или обратитесь к администрации