Посмотреть сообщение

Некоторые рассуждения о подростковых суицидах и мерах по их предупреждению

Как отмечает Я.И. Гилинский, уровень и динамика суицидального поведения служат значимым показателем социальной, экономической, политической ситуации в той или иной стране[1]. И действительно если человек совершает самоубийство, значит он уже не видит для себя перспектив существования в этом обществе, в этом государстве. Схожим социальным индикатором, отражающим положение дел в стране, на мой взгляд является уровень эмиграции. Сегодня в России мы имеем дело с эмиграционной волной, которую можно сравнить с огромной волной после Октябрьской революции 1917 года[11]. Схожая ситуация наблюдается и с самоубийствами.

Россия в течение многих лет занимает одно из первых мест в мире по уровню завершенного суицида. По официальным данным за десять лет, с 1994 по 2003 г., покончили жизнь самоубийством свыше 558 тыс. человек, или в среднем свыше 55 тысяч человек в год. К 2010 г., по данным озвученным на между-народной конференции «Developing an evidence base on social and public health determinants of suicide in Eastern Europe» (сентябрь 2010, Таллинн), Россия вышла на первое место в мире, обогнав Литву[1]. Пугает также уровень подростковых суицидов в стране. В последнем докладе ЮНИСЕФ «Анализ положения детей в Российской Федерации», опубликованном 13 февраля этого года, говорится: Россия входит в тройку стран с самыми высокими показателями подросткового суицида. В мире подростки 15-19 лет совершают в среднем 10 случаев суицида на 100 тысяч населения в год, а в России — в три раза выше, то есть 30–31 случай в год на 100 тысяч населения. По данным Генеральной прокуратуры, через год после выхода из детского дома около 10% бывших воспитанников совершают суицид[6].
При этом разнообразие мнений о причинах данного явления поражает воображение. Кроме традиционных причин, таких как проблемы с психикой, злоупотребление спиртными напитками и наркотиками, суицидальное поведение объясняют даже действием некоего фантастического оружия, влияющего на мозг человека.
Вместе с тем учеными уже давно отмечено, что суицидальное поведение имеет социальное происхождение[1, 2, 3]. По мнению Бертрана Бейнвеля, основная причина самоубийств среди молодых россиян кроется внутри семьи и зависит от отношений между родителями и отношений между родителями и детьми. В настоящее время происходит все большая формализация отношений детей со взрослыми, прежде всего с родителями и учителями. Учителя очень перегружены бумажной работой, бюрократической деятельностью, заполнением журналов, и им трудно найти время на общение с учениками. Родители тоже перегружены работой и часто не знают, как найти общий язык с детьми. Во многих семьях в свободное время практикуется сидение за персональными компьютерами или телевизором вместо общения[12]. Также эксперты указывают, что число самоубийств растет в годы политических и экономических перемен и кризисов. Большое число самоубийц в деревнях объясняется тем, что там «меньше возможностей для детей чем-то заниматься, организовывать свой досуг. На них напряжение выше», — указывает Бейнвель [6].
К основным факторам, оказывающим влияние на суицидальное поведение подростков, также относят литературу, кино, СМИ и Интернет. Говоря о влиянии средств массовой информации на число самоубийств, ученые отмечают, что склонность к суицидам психологи называют заразной болезнью. Американский ученый Конрад в ходе проведения исследования обнаружил, что 93 % подростков, пытавшихся покончить с собой, оказались знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства. Благодаря СМИ и социальным сетям, сегодня такая зараза передается даже между совершенно незнакомыми людьми[9]. По мнению координатора Центра безопасного Интернета в России Урвана Парфентьева, большое влияние на рост количества подростковых суицидов играют компьютерные игры, когда персонаж гибнет, затем достаточно быстро воскресает, причем у этого героя еще в запасе есть три жизни[7].
Мотивы самоубийств могут быть разнообразными. Из-за конфликтов со сверстниками и по любовным причинам дети кончают с собой в 13,6% случаев. Еще реже причиной становится конфликт с одноклассниками. Между тем, по данным Генпрокуратуры, 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями[9].
Таким образом, возвращаясь к мысли о том, что уровень суицидов является социальным индикатором, можно сделать вывод, что их количество в ближайшее время в России не уменьшится. В связи с этим особую актуальность приобретает профилактика суицидального поведения в молодежной среде. При этом меры по профилактике самоубийств специалистами предлагаются самые разнообразные.
Например, администрация крупнейшей российской социальной сети "ВКонтакте" удалила группы, посвященные суициду, со страниц сайта[5]. А всего за последние полгода было прекращено обращение около 20 сайтов на бесплатном хостинге, которые представляли из себя клубы самоубийц[7].
В целях снижения резонанса от совершенных самоубийств, предлагается, придерживаться рекомендаций ВОЗ при освещении этих событий. То есть если речь идет о совершении нового суицида, то буквально давать несколько строчек без имен, без фамилий, без фотографий[8].
Предлагается работу по профилактике суицидов проводить в школе. Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов сообщил об этом буквально следующие: «Я послал Фурсенко телеграмму издать приказ о том, чтобы начали профилактическую работу в школах. В каждой школе, например, можно провести собрание и рассказать об опасности такого поведения и о том, что могут провоцировать, о том, что после этого произойдет, насколько это страшно и трагично» [4]. Данная мера, на мой взгляд, не принесет ни какого положительного эффекта и наоборот способна спровоцировать самоубийство ребенка. Представьте себе ситуацию, когда еще психически не сформировавшемуся человеку в школе будут каждый день говорить: «Не совершай самоубийство, это плохо и ужасно, пропустишь лекцию по профилактике суицидов, вызовем родителей в школу, они тебе тогда устроят».
Более резонным выглядит предложение по совершенствованию работы школьных психологов и в первую очередь увеличения их количества. По мнению заведующей лабораторией Московского НИИ психиатрии Аллы Холмогоровой в любой школе должно быть как минимум три психолога, специализирующихся на разных возрастах. Один занимается младшими классами, другой - средними и третий - старшими. У нас чаще один психолог, и с него невозможно даже требовать какой-то индивидуальной работы с детьми. Еще одной проблемой, на которую она обращает внимание, заключается в том, что психологи часто используются учителями, директором как административный ресурс для воздействия на так называемых трудных учеников. Если ты себя плохо ведешь, то пойдешь к психологу. Роль психолога должна быть изменена на позитивную. Надо сделать так, чтобы обращение за помощью к психологу стало абсолютно нормальным делом - ведь проблемы есть у всех. Это задача директора, учителей и самих психологов[12].
Существует также мнение, что проблема самоубийств детей и подростков должна решаться на уровне федерального правительства. При этом главный психиатр России Зураб Кекелидзе заявил, что программа по предупреждению детского и подросткового суицида в России может быть внедрена уже в ближайшее время[10].
С данной мерой лично я согласиться никак не могу. Принятие данной программы будет означать официальное закрепление за каждым ребенком статуса потенциального самоубийцы. На мой взгляд, это напоминает ситуацию в школе, когда учитель, показывая на дверь, говорит непослушному ученику: «Если тебе, что-то не нравиться всегда можешь уйти».
Полагаю, что вместо государственной программы по профилактике суицидов нам нужна адекватная программа развития молодежной политики, реализация которой, позволит занять досуг детей и подростков, создаст для них возможность для реализации своих интересов, и поиска своего места в жизни. В рамках данной программы необходимо увеличить количество, детских организаций, клубов, домов творчества, спортивных секций, причем преимущественно бесплатных. Нужно воссоздать в стране сеть детских туристических организаций. Занятие детей туризмом способно решить одновременно ряд проблем. Во-первых, сплотить коллектив, повысить уровень доверительного общения между детьми, во-вторых, снизить уровень информационного давления на них, т.е. оторвать от телевизора, компьютера, интернета, в-третьих, показать разнообразие окружающего их мира, сблизить с природой и культурой.
Подводя итог, выскажу свое скромное мнение, что дети сейчас являются жертвой, тех ценностей, которые навязываются обществу (материальный достаток, информатизация и автоматизация). Родители проблемами детей заниматься не успевают, школы не хотят и не способны, а государство о них просто забывает и вспоминает, только когда в СМИ начинают пестрить сообщения об очередной волне подростковых самоубийств, дай Бог последней.

ЛИТЕРАТУРА:


1. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальный феномен // «Социологический журнал». 2011. №2. (http://crimpravo.ru/blog/1537.html)
2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Мысль, 1994.
3. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление. Рига: Наука и жизнь, 1913.
4. Астахов попросит Минобрнауки начать в школах профилактику суицидов //http://ria.ru/society/20120216/567390355.html
5. "ВКонтакте" закрывает группы, посвященные суициду // http://ria.ru/society/20120216/567202112.html
6. Государство должно проявить внимание к проблеме самоубийств //http://www.bfm.ru/articles/2012/02/21/gosudarstvo-dolzhno-projavit-vnimanie-k-probleme-samoubijstv.html
7. Кекелидзе: подростки находят в интернете информацию о способах суицида //http://ria.ru/society/20120210/562079958.html
8. Минздрав созвал совещание из-за массовых самоубийств среди подростков //http://ria.ru/society/20120216/567198285.html
9. Провоцирование детей на самоубийство // http://rapsinews.ru/incident_publication/20120213/260163750.html
10. Самоубийства детей и сырные баталии // http://ria.ru/resume/20120210/562238731.html?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter
11. Уходят по-русски // http://www.mk.ru/politics/world/article/2012/01/16/661071-uhodyat-porusski.htm
12. Холмогорова: суицид одного подростка может стать примером для другого //http://ria.ru/interview/20120213/564540850.html

Автор: Александр 25.08.2013 Комментариев: 0 Просмотров: 1165
Возможно вам будет интересно
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
Рейтинг
0 голоса
Поделитесь постом с друзьями
Информация о сообщении
Реклама
Оценки
Понравилось
Пусто
Реклама
Реклама



Научная сеть Современное право © Юридический портал
Контакты: Написать. телефон: +7(916) 665-60-60 (с 10 до 17 часов).
Внимание! При копировании материалов обязательно оставляйте ссылку на источник или обратитесь к администрации