Посмотреть сообщение

Новый закон Монголии о посредничестве и его влияние на борьбу с коррупцией в стране

Дашдондов Уянга
Студентка 4-го курса юридического факультета Российского университета дружбы народов
В статье рассматриваются тенденция развития законодательства о посредничестве Монголии, влияние нового закона о посредничестве на борьбу с коррупцией также процесс интеграции альтернативных способов разрешения споров в Монголии.

Перемены, происходившие в монгольском обществе с начала 1990-х годов, потребовали радикальных изменений и в правовой системе, при этом именно на правовую систему и правовое сознание граждан все еще долгое время оказывали влияние стереотипы, приобретенные в годы социалистической власти. Одним из таких проявлений было отсутствие правовой грамотности, неумение и нежелание использовать судебную систему как инструмент защиты своих прав. Наряду с правовым невежеством большое влияние оказывало и недоверие граждан к государству и его институтам, а также неверие в свои возможности с точки зрения социального влияния укоренившееся в эпоху правления коммунистической партии. За последние 20 лет Монголия совершила прорыв, сформировав правовые институты, отвечающие потребностям и требованиям развивающейся рыночной экономики. Монголские граждане, включившись в рыночные отношения, постепенно стали все больше прибегать к судебной защите. Уже к началу 2000-х годов в Монголии проблема перегрузки судебной системы стала вполне реальной. Одним из следствий этого явилась проблема сохранения качества правосудия и коррупции в судопроизводстве. Согласно ранжированию 182 стран по степени коррумпированности, проведенному ТИ (Transparency International) в 2011 г. на основе опросов бизнесменов, аналитиков и широкой общественности, Монголия находится на 120-м месте (ранги увеличиваются в порядке увеличения степени коррумпированности). Это означает, что по сравнению с 2005 г. ситуация у нас в стране ухудшилась.
В связи с этим механизмы альтернативного разрешения споров, представляющие собой возможное решение данных проблем, привлекают больше внимания, чем когда-либо.
Итак, активно процесс интеграции альтернативных способов разрешения споров, в том числе медицаии в Монголии начал развиваться с 2003-2005 годов. Руководство страны одним из приоритетов выбрало формирование основ правового государства и развитие институтов гражданского общества. В рамках мероприятий, направленных на решение этой задачи, и началось постепенное внедрение медиации в Монголии. Этот процесс достаточно быстро начал обретать сторонников, как среди представителей государственной власти, так и среди юристов. Медиация рассматривается как гуманистический и одновременно прагматичный подход к разрешению споров, позволяющий государству делегировать гражданам часть своих полномочий и одновременно формирующий в обществе готовность и способность принимать эти полномочия и нести ответственность за принимаемые решения. Таким образом, медиация была признана не только одним из значимых правовых, но и социальных институтов. Это подтвердилось и теми усилиями и поддержкой, которые власть проявила за последние несколько лет в ходе формирования условий для успешного внедрения медиации в монгольскую правовую культуру и общественную жизнь в целом. Одной из основных мер для придания импульса дальнейшему распространению медиации в Монголии, безусловно, является формирование правовой базы, институционализация медиации.
Одной из основных мер для придания импульса дальнейшему распространению медиации в Монголии, безусловно, является формирование правовой базы, институционализация медиации. 14-15 апреля 2011 года при поддержке Администрации Президента Монголии прошла 1-я Конференция «Реформирование судебной системы. Справедливость». Это событие по праву можно считать точкой отсчета в истории развития института посредничества в Монголии. В апреле того же года в Монголии появилась комиссия по законопроектной работе, в состав которой входили Ц.Амарсайхан Председатель гражданской палаты Верховного суда Монголии, П.Золзаяа Председатель гражданской палаты Столичного суда, М.Алтан-Улзий глава центра оказания помощи гражданам и медиации при Союзе Адвокатов и другие специалисты JICA.
В мае 2012 года разработка проекта была завершена, Президентом Монголии Ц.Элбэгдоржом на рассмотрение Великого Государственного Хурала был внесен проект закона "О примирительном посредничестве” (процедуре медиации). 22 мая 2012 года данный закон был принят Великим Государственным Хуралом и с 01 июля 2013 года вступает в силу.
Принятие Закона о медиации – это веха не только в совершенствовании правовой системы монголии, но и в развитии монгольского общества в целом. С одной стороны, принятие закона – это одно из реальных свидетельств перехода от репрессивности к гуманизации монгольского правосудия. С другой стороны, Закон о медиации – это сигнал гражданам о доверии к ним со стороны государства и проявлению ими более активной гражданской позиции.
Развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров и медиации было признано также одним из направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, определенных в Национальном плане противодействия коррупции Монголии 2012 года.
В силу того, что медиация является институтом противодействия коррупции, в законе о медиации не могут прямо или косвенно содержаться коррупционные сегменты. Отсутствие коррумпированности в рамках процедуры медиации обеспечивается следующими положениями данного закона:
 ст.18.1 Закона “О примирительном посредничестве”: Сторонам запрещается встречаться с посредником без уведомления другой стороны.
 ст.21.2 Закона “О примирительном посредничестве”: При проведении процедуры медиации присутствуют только стороны и третье лицо, участвующее в споре.
 ст.21.4 Закона Посредник не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без письменного согласия сторон. Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается.
 Согласно ст.ст 14.2.7, 14.2.8 медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. Более того, медиатор не должен и не может консультировать стороны по правовым вопросам. Такой подход, основанный на добровольности и полной вовлеченности самих сторон, представляется нам целесообразным на фоне коррупции, признанной одной из самых тяжелых болезней современного общества, и еще не вполне сформировавшейся и не обретшей полной независимости судебной системы.
 Ст.23 Закона о медиации установлено, что для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов. Медиатор, в случае наличия обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом.
Без преувеличения можно сказать, что институционализация медиации в Монголии - это веха в развитии правовой системы в целом. Разумеется, это лишь начало большого, сложного пути становления нового социально значимого института.

The new mediation law of Mongolia and it’s impact on the fight against corruption in the country

Dashdondov Uyanga
Department of сivil and employment law
Peoples’ Friendship University of Russia
Mikluho-Maklai str., 6, Mosсow, Russia, 117198
This artiсle desсribes trend of development of legislation on mediation Mongolia, impact of the new mediation law on the t fight corruption, process of integration of alternative dispute resolution in Mongolia.
Key words: mediation, alternative dispute resolution, corruption in the judiciary, the fight against corruption in Mongolia, mediation in Mongolia.

Автор: RUDN 25.08.2013 Комментариев: 0 Просмотров: 1413
Возможно вам будет интересно
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
Рейтинг
1 голоса
Поделитесь постом с друзьями
Реклама
Оценки
Понравилось
Пусто
Реклама
Реклама



Научная сеть Современное право © Юридический портал
Контакты: Написать. телефон: +7(916) 665-60-60 (с 10 до 17 часов).
Внимание! При копировании материалов обязательно оставляйте ссылку на источник или обратитесь к администрации