Посмотреть сообщение

Проект закона РФ «О нотариате и нотариальной деятельности»

Балыбина А.И.

Магистр кафедры гражданского и трудового права РУДН

В феврале 1993 года, 20 лет назад были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, которые положили начало возрождению института небюджетного нотариата в России. Юбилей Московская городская нотариальная палата отметила не торжественным мероприятием, а рабочей конференцией «20-летие небюджетного нотариата: Итоги. Проблемы. Перспективы», на которую были приглашены представители нотариального сообщества со всей России.
Особую актуальность дискуссии придал тот факт, что в настоящее время Министерством юстиции РФ разработан новый законопроект «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», в положениях которого содержатся постулаты, признанные экспертным мнением нотариального сообщества спорными. В частности, предлагаются нормы, которые противоречат концепции независимого нотариата латинского типа, принятой 20 лет назад и эффективно развивавшейся до настоящего времени.
Как оказалось, готовящийся для внесения в Государственную Думу РФ документ не обсуждался с самим профессиональным сообществом. В связи с этим теме законопроекта было посвящено каждое второе выступление делегатов.
В настоящее время основным нормативно-правовым актом в области нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г. (далее также - Основы).
Однако, как отмечается, он не в полной мере отвечает современным социально-экономическим реалиям, в детальной регламентации и совершенствовании нуждаются практически все вопросы организации нотариата и нотариальной деятельности.
В настоящее время в соответствии с Основами нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой.
В соответствии с проектом нотариат будет являться профессиональным сообществом нотариусов, которые будут действовать на единой организационной основе. Таким образом, упразднение государственных нотариальных контор будет означать прекращение финансирования их государством.
Законопроектом предлагается сохранить право совершать отдельные виды нотариальных действий за уполномоченными должностными лицами местного самоуправления в случае отсутствия в поселении нотариуса и уполномоченными должностными лицами консульских учреждений на территории других государств; а также предоставить право совершать нотариальные действия за пределами РФ должностным лицам дипломатических представительств.
В то же время законопроектом предлагается установить требования к указанным должностным лицам о наличии образования, стажа работы, прохождении соответствующей подготовки.
Предлагается также предусмотреть ведение реестров лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия, возложив обязанность по ведению реестра нотариусов и должностных лиц местного самоуправления на территориальные органы Минюста.
Законопроект направлен на реализацию защиты прав и законных интересов граждан и организаций, осуществляемой путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени РФ. В связи с чем предусматривается:
- введение ряда новых нотариальных действий, а также возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления, распоряжения имуществом, более широкому использованию депозитов нотариусов и т.д.);
- расширение перечня нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, и отнесение к ним, в частности, исполнительных надписей в сфере договорных гражданско-правовых обязательств, нотариально удостоверенных вексельных протестов, а также иных нотариальных актов в случаях, установленных федеральным законом;
- законодательное закрепление доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов в виде нормы об освобождении от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе (с сохранением у лиц, участвующих в деле, права оспаривания данный нотариально оформленных документов).
Одной из основных задач законопроекта является обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций. В связи с этим законопроектом предлагается предусмотреть, что это количество устанавливается на основании соответствующих критериев (наличие в нотариальном округе не менее одной должности нотариуса для обеспечения нотариальным обслуживанием граждан и организаций; соблюдение экономических оснований независимости и беспристрастности нотариусов и возможности самофинансирования ими своей деятельности и деятельности нотариальных палат; численность населения в нотариальном округе; наличие незаполненных вакантных должностей нотариусов; количество и виды совершаемых нотариусами нотариальных действий и другие показатели, которые могут оказать влияние на оперативность и эффективность нотариальной деятельности).
Предлагаются меры поддержки со стороны государства, в том числе путем освобождения от налогового бремени услуг палат по оказанию помощи нотариусам, работающим в экономически нерентабельных районах; возмещения нотариусам затрат, понесенных ими при совершении бесплатно или на льготных условиях нотариальных действий в размере нотариального тарифа, не взысканного с определенных федеральными законами отдельных категорий граждан и организаций; определения экономически обоснованных размеров нотариальных тарифов.
Публично-правовой характер нотариальной деятельности обуславливает необходимость законодательного закрепления особого порядка приобретения и прекращения статуса нотариуса.
Законопроект сохраняет существующий порядок допуска к профессии нотариуса. При этом предлагается ввести возрастной ценз (не менее 30 лет и не более 70 лет); установить дополнительные требования к лицам, претендующим на должность нотариуса (дееспособность; отсутствие непогашенной или неснятой судимости; отсутствие заболевания, препятствующего исполнению профессиональных обязанностей нотариуса; отсутствие гражданства другого государства) и изменить порядок формирования состава конкурсной комиссии путем обязательного включения в нее представителей науки, общественных организаций, занимающихся обеспечением защиты прав граждан, и, по согласованию, представителей судейского сообщества.
Кроме того, предлагается предоставить право территориальным органам Минюста проводить проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом для участия в экзамене на стажировку у нотариуса, в квалификационном экзамене, в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса.
Также вводится возможность приостановления нотариальной деятельности, устанавливаются основания такого приостановления (например, в случае избрания нотариуса на выборную должность, признания нотариуса в установленном порядке безвестно отсутствующим), определяются порядок и сроки приостановления нотариальной деятельности, предусматриваются возможность и порядок наделения иного лица, отвечающего требованиям, предъявляемым для приобретения статуса нотариуса, полномочиями нотариуса на срок приостановления его деятельности.
Предусматривается необходимость обязательного периодического подтверждения нотариусом квалификации.
Детально регламентируются основания и процедура прекращения статуса нотариуса, в том числе устанавливаются случаи прекращения полномочий нотариуса территориальным органом Минюста в случае достижения нотариусом возраста 70 лет, смерти нотариуса или объявления его умершим, прекращения нотариусом нотариальной деятельности по собственному волеизъявлению.
Устанавливается, что в случае неоднократного или грубого нарушения нотариусом законодательства территориальный орган Минюста и/или нотариальная палата обращаются в суд с заявлением о прекращении статуса нотариуса.
В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, создания условий для надлежащего функционирования института нотариата в законопроекте предлагается решить вопросы о сроках, на которые избираются президенты и формируются органы управления нотариальных палат, а также порядке ротации членов правлений нотариальных палат.
Законопроектом предусматривается подробная регламентация организации нотариальной деятельности.
В настоящее время Основы содержат положения, наделяющие нотариуса, занимающегося частной практикой, правом иметь контору и обязывающие нотариуса иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Иных требований по организации нотариальной деятельности закон не содержит.
Законопроектом предлагается установить, что для осуществления нотариальной деятельности нотариус обязан иметь нотариальную контору, расположенную в пределах нотариального округа, в который нотариус назначен на должность, при этом он вправе иметь только одну нотариальную контору.
Помещение нотариальной конторы должно обеспечивать свободный доступ к нотариусу, тайну совершения нотариального действия, сохранность нотариальных документов, а также печати, штампов и бланков нотариуса. В случае осуществления нотариальной деятельности в одном помещении двумя и более нотариусами каждый из них обязан обеспечить тайну совершения нотариального действия, хранение нотариальных документов, а также печати, штампов и бланков.
Нотариус обязан информировать нотариальную палату и территориальный орган Минюста о месте нахождения его нотариальной конторы, а также о его изменении.
В целях защиты интересов граждан законопроектом предусматриваются положения о порядке работы нотариусов и приема ими населения, а также об увеличении суммы обязательного страхования риска профессиональной ответственности нотариусов с ее дифференциацией в зависимости от места осуществления нотариальной деятельности (в городе, в сельской местности); введение наряду с индивидуальным страхованием каждым нотариусом риска своей профессиональной деятельности коллективного страхования риска профессиональной деятельности нотариусов нотариальными палатами в субъектах РФ и Федеральной нотариальной палатой на принципах накопительного страхования и обязательного перестрахования.
Объектом страхования по договору страхования гражданской ответственности являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, по обязательствам, возникающим вследствие причинения имущественного вреда гражданину или юридическому лицу, обратившимся за совершением нотариального действия, и (или) третьим лицам при осуществлении нотариальной деятельности.
Страховым случаем по договору страхования гражданской ответственности нотариуса является установленный вступившим в законную силу решением суда или признанный страховщиком факт причинения имущественного вреда гражданину или юридическому лицу действиями (бездействием) нотариуса, занимающегося частной практикой, в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству РФ, либо неправомерного отказа в совершении нотариального действия, подтвержденного постановлением нотариуса, а также разглашения сведений о совершенном нотариальном действии.
Законопроектом предлагается установить порядок хранения и обслуживания нотариальных архивов, в том числе архивов упраздненных государственных нотариальных контор, который действующими нормативными правовыми актами не урегулирован.
Законопроект направлен на детальную регламентацию процедуры совершения всех нотариальных действий. В случае введения нового нотариального действия, положения о нем будут вступать в силу при условии законодательного определения порядка его совершения. Также предлагается предусмотреть юридические последствия нарушения (несоблюдения) нотариусом правил совершения нотариальных действий.
Законопроектом предлагается создать в РФ реестр нотариально удостоверенных завещаний, завещательных распоряжений и завещаний, приравненных к нотариально удостоверенным, а также предусмотреть утверждение формы защищенного бланка нотариального документа.
Также планируется определить понятие тайны совершения нотариального действия, последствия ее разглашения, случаи, объем информации и круг лиц, когда информация о совершенном нотариальном действии может быть раскрыта; установить обязанность по возврату по миновании надобности изъятых нотариальных документов и реестров нотариусу или органу, осуществляющему их хранение.
В законопроекте будут предусмотрены экономически обоснованные размеры нотариальных тарифов и их индексации исходя из уровня инфляции в стране. При установлении размеров нотариальных тарифов предполагается учитывать необходимость оплаты интеллектуальной деятельности нотариуса при совершении нотариального действия, оплаты технической работы и оплаты составления проекта документа.
При осуществлении контроля в сфере нотариата законопроектом предлагается сохранить судебный порядок обжалования совершенных нотариальных действий и отказов в совершении нотариальных действий, уточнив, что имущественная ответственность нотариуса возникает только при наличии его вины.
В то же время предлагается наделить правом по осуществлению контроля за деятельностью нотариусов территориальные органы Минюста и нотариальные палаты в субъектах РФ, детально регламентировав их полномочия при осуществлении контроля. В том числе предлагается наделить их полномочиями по проведению совместных или самостоятельных проверок деятельности нотариусов, вынесению представлений нотариусу о необходимости устранения нарушений, обращению в суд с заявлением о прекращении статуса нотариуса.
Законопроектом предлагается подробно урегулировать процедуру дисциплинарного производства, осуществляемого нотариальной палатой по собственной инициативе или инициативе территориального органа Минюста, а также предусмотреть меры дисциплинарной ответственности нотариусов.
При доработке нового закона о нотариате необходимо сохранить независимость нотариуса при совершении нотариальных действий, в том числе финансовую независимость, что реально гарантировало бы защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, интересов государства и общества.
«Главное, что необходимо сегодня нотариусам, – это единство в подходах к начатой реформе. Иначе государство все решит само, причем не обязательно в пользу нотариального сообщества».

Библиографический список:
1. Р.Тулин. К проекту нотариального закона. //Нотариальный вестник №03, 2012 г.
2. К.Катанян. Нотариат между ФАСом и корпорациями. // Нотариальный вестник №05, 2012 г.
3. http://old.notariat.ru/project.htm - Проект Федерального Закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" (октябрь 2011 года).
4. http://www.notariat.ru/news/law/3668/- Сайт Нотариат.рф , «Юристы обсудили новый закон о нотариате»

Автор: RUDN 25.08.2013 Комментариев: 0 Просмотров: 2147
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
Рейтинг
1 голоса
Поделитесь постом с друзьями
Информация о сообщении
25.08.2013 (1202 дней назад)
Реклама
Оценки
Понравилось
Пусто
Реклама
Реклама



Научная сеть Современное право © Юридический портал
Контакты: Написать. телефон: +7(916) 665-60-60 (с 10 до 17 часов).
Внимание! При копировании материалов обязательно оставляйте ссылку на источник или обратитесь к администрации