Посмотреть сообщение

Рассмотрение доменных споров в рамках деятельности Азиатского арбитражного центра

А.В. Юдина,
cтудентка 3 курса юридического факультета Российского университета дружбы народов

В статье рассматриваются организационные аспекты деятельности Азиатского арбитражного центра по доменным спорам, приводятся некоторые статистические данные, связанные с рассмотрением Центром доменных споров, а также приводится краткий анализ роли и места Азиатского арбитражного центра в международной практике рассмотрения споров по доменным именам.

Ключевые слова: рассмотрение доменных споров, Корпорация по распределению адресного пространства сети Интернет (ICANN), Единая Политика Рассмотрения Споров о Доменных Именах (UDRP), Правила для Единой Политики Рассмотрения Споров о Доменных Именах, провайдеры UDRP, домены верхнего уровня.
На сегодняшний день доменное имя становится не менее значимым средством индивидуализации юридического лица, чем фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара и другие обозначения. Доменное имя может совпадать с товарным знаком (в его словесном выражении), что порождает большое количество спорных ситуаций, когда третьи лица регистрируют доменное имя, совпадающее с товарным знаком, с целью, например, последующей перепродажи этого имени собственнику товарного знака.
Совершенно очевидно, что рассмотрение таких споров национальными судами неэффективно. Ввиду длительности и дороговизны судебной процедуры рассмотрения доменных споров, недостаточной компетентности судей в этих вопросах, противоречивости судебной практики и ряда других причин наиболее предпочтителен основанный на независимости и профессионализме арбитражный порядок. Как правило, в национальных системах различных государств функционируют третейские суды, рассматривающие, в том числе, и доменные споры. Однако Интернет практически не знает государственных границ, а субъекты доменных споров — чаще всего представители разных государств. Это привело к тому, что процесс разрешения споров по доменным именам вышел на международный уровень.
На сегодняшний день в мире действуют всего лишь 4 центра, которые являются официально аккредитованными Корпорацией по распределению адресного пространства сети Интернет (ICANN — The Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) в качестве поставщиков услуг по урегулированию споров по доменным именам. Азиатский арбитражный центр по рассмотрению доменных споров является одним из таких поставщиков наряду с Центром посредничества и арбитража Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности, Национальным арбитражным форумом (США, штат Миннесота) и Институтом CPR (Conflict Prevention & Resolution) по разрешению споров (Нью-Йорк, США) и первой и единственной организацией подобного рода в Азии. Указанные выше центры рассматривают доменные споры в зонах общего пользования (.com, .net, .org) и в отдельных национальных доменах первого уровня (например, .nu, .tv, .hk) в соответствии с двумя документами, разработанными ICANN в 1999 году. К ним относятся Единая Политика Рассмотрения Споров о Доменных Именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy или UDRP) и Правила для Единой Политики Рассмотрения Споров о Доменных Именах.
Азиатский арбитражный центр по урегулированию доменных споров был образован 3 декабря 2001 г. Китайской международной торгово-экономической арбитражной комиссией (CIETAC) и Гонконгским международным арбитражным центром (HKIAC). На данный момент в азиатском регионе функционируют 4 офиса. Офис в Гонконге управляется Гонконгским международным арбитражным центром, в Куала – Лумпуре – Региональным центром по арбитражу (KLRCA), в Сеуле – Корейским комитетом по разрешению доменных споров, а оператором офиса в Пекине является CIETAC.
Помимо общих для всех аккредитованных ICANN поставщиков услуг по разрешению доменных споров Политики и Правил, при рассмотрении дел Азиатский арбитражный центр руководствуется также Дополнительными Правилами по рассмотрению доменных споров, принятых Азиатским центром 28 февраля 2002 года.
Согласно Дополнительным правилам Азиатского арбитражного центра, единственным и окончательным способом урегулирования доменных споров в рамках Центра является арбитраж.
Исполнение решения о передаче домена собственнику товарного знака осуществляется соответствующим (малазийским, китайским или корейским) сетевым информационным центром – официальным регистратором доменных имён, если в течение 10 дней с момента вынесения решения стороны не обратятся в суд.
В Азиатский арбитражный центр по доменным спорам может обратиться любое лицо — как физическое, так и организация. Основанием для обращения является регистрация доменного имени, сходного с товарным знаком заявителя до степени смешения, отсутствие у зарегистрировавшего доменное имя лица законных прав на него, а также недобросовестное использование ответчиком этого доменного имени. Бремя доказывания по указанным составляющим лежит на заявителе. Для принятия решения о передаче доменного имени истцу последний должен доказать наличие всех трёх элементов.
Процедура рассмотрения спора в Азиатском арбитражном центре длится не более 60 дней с момента подачи жалобы надлежащим образом. Язык проведения процедуры определяется сторонами самостоятельно; все документы, составленные на языке, отличном от основного для данного процесса, подлежат обязательному переводу.
Рассмотрение споров, касающихся доменных имён общего первого уровня, происходит путём изучения документов. Заслушивание сторон и иных участников допускается в редких случаях.
Наличие у сторон адвокатов в соответствии с Правилами и Дополнительными правилами Азиатского центра не обязательно, хотя каждая из сторон вправе воспользоваться юридическими услугами защитника.
Жалоба в любой из офисов Азиатского центра может быть подана в отношении нескольких доменных имён, но при условии, что все эти домены были зарегистрированы одним и тем же лицом.
В случае подачи истцом жалобы в суд по поводу того же доменного имени и, соответственно, в отношение того же ответчика, что и в арбитражном разбирательстве, Азиатский арбитражный центр вправе приостановить или прекратить рассмотрение данного спора.
В качестве примера применения Азиатским арбитражным центром по доменным спорам Правил, Политики и Дополнительных правил можно привести дело 2011 года jeanpaulgaultier.hk. Истцом по данному делу выступал Жан-Поль Готье, а ответчиком — гонконгская организация «Oriental Industries Overseas», зарегистрировавшая домен jeanpaulgaultier.hk. (Примечательно, что удельный вес споров, где в качестве истцов выступают модные дома, очень высок). Суть спора заключалась в следующем: ответчик зарегистрировал доменное имя jeanpaulgaultier.hk главным образом для продажи его заявителю за сумму, существенно превышающую его расходы на регистрацию. Заявитель (обладатель товарного знака и модного дома) требовал передачи ему доменного имени jeanpaulgaultier.hk.
В качестве аргументации истец заявил, что доменное имя сходно с его товарным знаком до степени смешения. Первое и последнее абсолютно совпадают, только в конце первого добавляется сам домен .hk. Также заявитель обратил внимание арбитров на то, что хотя его марка была зарегистрирована в 1982 году, но в силу ряда причин (указанных истцом) не была популярна и не рекламировалась, в том числе и в Азии. Первый бутик модной одежды и аксессуаров Жан-Поль Готье открыл в Гонконге в 2004 г., а ответчик зарегистрировал доменное имя 24 августа 2005 г. В качестве доказательства недобросовестности ответчика истец указал на неиспользование ответчиком доменного имени практически на протяжении всего времени существования адреса.
На основании всех изложенных доводов Гонконгский офис Центра сделал вывод о недобросовестности действий ответчика и отсутствии у него прав на данное доменное имя и принял решение о его передаче истцу.
Мониторинг дел, рассмотренных Азиатским арбитражным центром, показал преобладание споров в отношении таких доменов верхнего уровня как .com и .net. Среди заявителей – представители как западных государств (США, Великобритании, Германии, Франции, Италии и др.), так и непосредственно стран азиатского региона (Японии, Китая, Кореи, Индии и др.), которых большинство. Помимо споров о доменных именах, содержащих наименования модных брендов, большой блок дел составляют споры о передаче доменов владельцам брендов техники и электроники (например, Samsung, Epson, Nokia, Siemens, Hyundai). Также встречаются случаи недобросовестного использования товарных знаков из области пищевой промышленности (спор об имени coсa-cola2008.com), косметической индустрии (avonbj,com) и многие другие.
В целом за период чуть более десяти лет своего существования Азиатский арбитражный центр по доменным спорам рассмотрел около 850 дел. Из них 10 приходится на недавно начавшийся 2012 год. (Для сравнения – Центр посредничества и арбитража ВОИС за 13 лет своего существования рассмотрел более 25 тысяч дел, разрешая, в среднем, 3 спора в день).
Действительно, более 90% дел приходится на долю Центра ВОИС и Национального арбитражного форума, поэтому роль Азиатского арбитражного центра имеет смысл оценить, исходя из общего значения четырёх аккредитованных ICANN провайдеров UDRP в международной практике рассмотрения доменных споров.
Разработка Единой политики и Правил и назначение в различных регионах земного шара специализированных центров в качестве провайдеров услуг по урегулированию споров в соответствии с этими Правилами и Политикой предоставили значительные возможности субъектам торгового оборота. Процедура рассмотрения споров в этих центрах, безусловно, имеет массу преимуществ по сравнению с аналогичной процедурой в рамках национальных систем: это и высокий уровень профессионализма судей, и относительная дешевизна (в последнее время имеет место тенденция постепенного уменьшения провайдерами UDRP стоимости процесса рассмотрения доменных споров), и быстрота процесса. По статистике около 80% споров разрешаются в пользу заявителей, что, хотя и может свидетельствовать о некоторых перегибах, говорит об активной и успешной борьбе с киберсквоттингом – неправомерной регистрацией доменных имён.
На своём официальном сайте Азиатский арбитражный центр по доменным спорам на вопрос: «Какова роль вашего Центра в рассмотрении доменных споров в мире?» отвечает следующим образом: «Наш Центр – один из четырёх и первый и единственный в азиатском регионе поставщик услуг по урегулированию споров в этой сфере в соответствии с унифицированными Правилами и Политикой ICANN».
Таким образом, занимая далеко не ведущую позицию среди провайдеров UDRP в целом, Азиатский арбитражный центр играет большую роль в обеспечении правомерности использования Интернет-пространства в Азии. Среди заявителей, чьи интересы были удовлетворены в Азиатском арбитражном центре, большинство составляют представители именно азиатского региона, т. е. доменные споры в этом Центре носят так называемый внутрирегиональный характер. А это означает, что функционирование Азиатского арбитражного центра по доменным спорам может стать стабильной гарантией защиты интеллектуальных прав организаций – владельцев товарных знаков в Азии.
__________________________________________________
[1] http://www.klrca.org.my/scripts/view-anchor.asp?cat=14#39
[2] https://www.adndrc.org/kl_faq.html
[3] Также заявителями в рассмотренных Азиатским арбитражным центром споров были владельцы брендов Burberry, Dior, AlexanderMcQueen, Etro, Chanel, Swarovski, Swatchи др.
[4] https://www.adndrc.org/kl/case_decision.php?set=0&sort=705&keyword=
[5]http://www.wipo.int/pressroom/en/articles/2009/article_0005.html

Автор: RUDN 25.08.2013 Комментариев: 0 Просмотров: 1477
Возможно вам будет интересно
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
Рейтинг
0 голоса
Поделитесь постом с друзьями
Информация о сообщении
25.08.2013 (1197 дней назад)
Реклама
Оценки
Понравилось
Пусто
Реклама
Реклама



Научная сеть Современное право © Юридический портал
Контакты: Написать. телефон: +7(916) 665-60-60 (с 10 до 17 часов).
Внимание! При копировании материалов обязательно оставляйте ссылку на источник или обратитесь к администрации