Посмотреть сообщение

Реформирование гражданского судопроизводства и борьба с коррупцией в странах Латинской Америки

ГУБОЧКИН А.Б.
Магистр кафедры гражданского и трудового права РУДН
(Специализация: гражданский процесс, арбитражный процесс)

Характерной чертой стран Латинской Америки является наличие могущественного криминального сектора, который благодаря чрезвычайно высокому уровню коррупции только усиливает своё влияние, проникая почти во все сферы общественной жизни. Можно говорить о том, что наркокартели и преступные синдикаты создают «государства внутри государства», поскольку имеют широкую и чётко структурированную сеть, при этом подминая по себя многие государственные органы, в том числе полицию и суды. Центральная власть, при этом, отказываясь мириться с таким произволом, начинает настоящую полномасштабную войну с мафией, в том числе с привлечением иностранного капитала или вооруженных сил (на примере Колумбии и США). При этом в данное противостояние оказываются втянуты простые граждане, которые сотрудничают как с одной стороной конфликта, так и с другой. Темпы экономического роста замедляются, а политическая нестабильность в стране позволяет верхушке власти на законодательном уровне расширять свою компетенцию и вмешательство в общественную жизнь страны, что в свою очередь увеличивает шансы установления диктатуры под лозунгом борьбы с коррупцией.
Далее в рамках моей работы я бы хотел остановиться на одной из стран Латинской Америки, а именно на Колумбии, установив тенденции развития гражданского судопроизводства, а также методы борьбы с коррупцией, применяемые в данной стране.
Несмотря на то, что для многих Колумбия ассоциируется с произволом со стороны наркомафии и чрезвычайно высоким уровнем преступности, данная страна находится на 142 месте в мировом рейтинге борьбы с коррупцией, в то время как Россия на 143ьем. Наркоторговлю и терроризм часто изображают как наиболее серьезную угрозу росту политического и экономического влияния Колумбии. Однако опрос, проведенный Колумбийской конфедерацией торговых палат (ККТП) и фондом «Корона», показал, что свыше 37% колумбийцев считают коррупцию основной проблемой страны.
Вскоре после вступления в должность, президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос пообещал сделать борьбу с коррупцией главным приоритетом своего пребывания на посту. Он заявил, что его правительство будет бороться с коррумпированными чиновники в частном и государственном секторе с тем же рвением, как и с повстанцами.
"Коррумпированные чиновники были предупреждены - мы создадим специальное подразделение, чтобы бороться с ними и посадить их за решётку, с той же решимостью мы боремся с террористами", сказал Сантос, имея в виду Колумбии две основные повстанческие группы, Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC) и Армия национального освобождения (ELN).
Кроме того, президент Верховного суда Колумбии, Камило Таркино, заявил что, Колумбии необходимы около 4000 новых судей с целью ускорения судопроизводства и повышения его эффективности. Политика нового руководства страны по борьбе с коррупцией затронула и гражданское законодательство страны. Так Общий Процессуальный кодекс построен на новых принципах осуществления судопроизводства, а кроме того призван упростить и унифицировать процедуры гражданского судопроизводства. Принципы диспозитивности и публичности устанавливают в статье 169 ОПК Колумбии право суда на сбор и исследование доказательств по своему усмотрению. Также гражданский процесс – это не только личное дело спорящих сторон, это деятельность, затрагивающая интересы всего общества. Гражданский процесс должен основываться не только на процессуальных аспектах, но и с учётом общегражданских ценностей – равенства, справедливости, человеческого достоинства, правдивости и др( p. 4 Codigo General del Proceso 2012г.). Общий Процессуальный Кодекс предусматривает, что процессуальные действия должны производиться в разумные сроки, без ущерба для гарантированных прав лиц, участвующих в деле. Но скорость рассмотрения дел не является самоцелью, и служит для сокращения промежутка времени между подачей жалобы и вынесением решения по делу, чтобы не подорвать доверие к судебной власти со стороны населения, которое должно по замыслу руководства страны активно сотрудничать с органами в целях борьбы с коррупцией. Принцип доступности правосудия понимается не просто как право на обращение в суд, но как гарантия принятия справедливого и быстрого решения по делу. Новый ОПК Колумбии устанавливает сроки для рассмотрения дела. В первой инстанции дело не должно рассматриваться дольше года и не более шести месяцев во второй инстанции( p. 121 Codigo General del Proceso 2012г.). Также предусмотрена ответственность за бездействие или небрежность при рассмотрении дел.
Доказательство осуществляется и оценивается в устной форме( p. 3 Codigo General del Proceso 2012г.), то есть на основе принципов непосредственности( p. 6 Codigo General del Proceso 2012г.), концентрации процесса( p. 5 Codigo General del Proceso 2012г.), состязательности и публичности.
Таким образом, можно говорить о том, что Общий Процессуальный Кодекс Колумбии, устанавливая в своих статьях вышеназванные принципы осуществления судопроизводства, предусмотрел гарантии защиты прав граждан страны, в том числе от произвола и коррупции со стороны государственных органов и уполномоченных лиц, и стимулирует рост доверия к судебной системе со стороны населения и делает данную систему более понятной для него.
Доказательство в виде экспертного заключения теперь предусматривает возможность допроса экспертов в ходе открытого судебного заседания, что призвано повысить значимость такого доказательства и изменить негативное отношение общества к данному типу доказательств. Доклад эксперта и возражения на него должны быть сделаны в ходе судебного заседания и на их основе судья принимает решение. Эксперт, который предоставляет отчёт в письменной форме без возможности быть допрошенным в рамках слушания по делу, сохраняет свою анонимность, и невозможно узнать, обладал ли эксперт всеми необходимыми знаниями и проявил ли достаточную тщательность при составлении заключения, а кроме того, даёт шанс выявить, не является ли данное заключение заведомо ложным, ввиду подкупа эксперта. Также Кодекс в соответствии с требованиями настоящего времени позволяет использовать копии, ксерокопии, а также технологические достижения, широко используемые общественностью.
Кодекс привносит изменения и в процессуальные принципы диспозитивности и состязательности. Проект ОПК закрепляет не классическую, а либеральную концепцию этих процессуальных принципов. Классическая концепция предусматривает, что если для доказательства какого-либо факта необходимо произвести экспертизу, то победит та сторона спора, которая оплатит эту экспертизу. Если же у другой стороны нет средств на оплату экспертизы, то судебное решение в конечном итоге будет вынесено против этой стороны. Это несправедливо. И либеральная концепция пытается устранить эту несправедливость путем предоставления судье полномочий по своему усмотрению (независимо от желания сторон) вмешиваться в процесс доказывания. Отсюда можно сделать вывод о повышении роли суда в целях установления истины по делу и вынесения справедливого решения по существу спора. Важным фактором в таком случае является пресечение возможной коррупции в судах.
На начальной стадии производства гражданского дела судья опрашивает стороны, которые должны явиться лично и дать свои объяснения о предмете иска. Стороны могут также представить свои доказательства в устной форме. При этом должны соблюдаться принципы устности, непосредственности, концентрации и состязательности. После объяснений сторон судья может вынести свое решение. Решение оглашается устно, письменное решение должно быть составлено в срок до 5 дней. Из данных положений также можно прийти к выводу о желании законодателя сделать судопроизводство максимально открытым с целью избежать и пресечь коррупцию в рядах судей.
В целом, проведя анализ процессуального кодекса можно прийти к выводу о желании законодателя добиться следующих целей - ускорение судопроизводства и повышение его эффективности, упрощение судебной процедуры, чтобы сделать её более понятной для населения страны и повысить доверия граждан страны к судам, внедрение современных методов рассмотрения дел – как с процессуальной точки зрения, так с и точки зрения технического обеспечения процесса судопроизводства.
Далее можно привести конкретные способы и методы борьбы с коррупцией, проводимые в Колумбии. Так, например, в Колумбии в рамках Закона о государственных закупках была развернута борьба с коррупцией на базе рекомендаций представителей частного сектора, что позволило повысить конкуренцию и гласность процесса выдачи государственных контрактов. Учёные юристы выделяют следующие формы коррупции существующие в Колумбии: 1) взятки, 2) приобретение государственных должностей, 3) подделка контрактов на государственные заказы, 4) продажа государственного имущества государственными чиновниками, 5) хищение государственных ресурсов, 6) мошенничество.
Меры, применяемые в Колумбии для борьбы с коррупцией: 1) усиление контроля за государственными служащими 2) децентрализация 3) сотрудничество граждан с государственными органами 4) повышение осведомлённости общества о распределении бюджета, контрактах, тендерных закупках, проектах по разработке, денежных потоках и тд.
Отличительные черты коррупции в Колумбии: 1) наркотраффик финансирует гражданскую войну, с целью сохранения контроля над бизнесом, а также финансирует как нелегальные группы, так и политические партии 2) нелегальные вооружённые группы взимают «дань», угрожая местным официальным властям 3) наличие связи вооружённых групп с политическими партиями и государственными служащими 4) причастие государственных служащих к преступлениям, не коррупционного характера.
Виды контроля: 1) налоговый контроль - Аудит и финансовый проверки проводятся, с тем, чтобы определить, действительно ли те или иные действия государственных органов были законными. Проверяются отчеты о расходовании бюджета, тендерах и контрактах. Определяются финансовые обязанности и принимаются меры для восстановления государственных средств, которые были потеряны или неправомерно потрачены. В этих целях может быть изъята собственность должностных лиц или наложен арест на их активы. 2) дисциплинарный контроль – проводится генеральным омбудсманом Колумбии, любой гос. Служащий несёт ответственность за своё действие/бездействие, когда на него возложены соответствующие обязанности. Такое лицо может быть уволено или отстранено. 3) контроль, проводимый генеральным атторнеем, в случае уголовной ответственности лица. В случае доказанности вины, судья выносит решение о лишении такого лица свободы на соответствующий срок.
Кроме того, администрацией президента проводится программа по борьбе с коррупцией, в рамках которой: 1) разрабатываются возможные причины возникновения коррупции 2) поддержка проектов по усилению транспарентности государственных учреждений 3) разработка стратегий по борьбе с коррупцией 4) представление соответствующих законопроектов по борьбе с коррупцией на рассмотрение сената.
Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу, что ,несмотря на то, что в Колумбии всё ещё сохраняется крайне нестабильная обстановка, а о каких-либо результатах проводимой политики по борьбе с коррупцией говорить рано, можно наблюдать решимость руководства страны решить проблемы коррупции, как до этого была решена проблема с повстанческими организациями.

Reformation of legal proceedings and and anti-corruption measures in countries of South America.

Gubochkin А.B.
Department of сivil and employment law
Russian Peoples’ Friendship University
Mikluho-Maklai str., 6, Mosсow, Russia, 117198
This article describes the Reformation of legal proceedings and and anti-corruption measures in countries of South America.
Key words: principles of legal proceedings, reformation of legal proceedings, anti-corruption measures.

Автор: RUDN 25.08.2013 Комментариев: 0 Просмотров: 1818
Возможно вам будет интересно
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
Рейтинг
1 голоса
Поделитесь постом с друзьями
Реклама
Оценки
Понравилось
Пусто
Реклама
Реклама



Научная сеть Современное право © Юридический портал
Контакты: Написать. телефон: +7(916) 665-60-60 (с 10 до 17 часов).
Внимание! При копировании материалов обязательно оставляйте ссылку на источник или обратитесь к администрации