Посмотреть сообщение

Уголовно-правовые аспекты обеспечения безопасности производства

Макеев Александр Николаевич
соискатель кафедры уголовного права и криминологии 
Саратовского юридического института МВД России
капитан милиции

Уголовно-правовые аспекты обеспечения безопасности производства


В начале XXI века вопросы обеспечения национальной безопасности России приобрели первостепенное значение, поскольку их решение является гарантией прогрессивного развития общества. Как справедливо отмечает А.Б. Мельниченко, только состояние защищенности в любой ячейке социума дает возможность всесторонней реализации прав и свобод человека, позитивному раскрытию потенциала всего богатства общественных отношений в условиях полноценной современной демократии [1, 23]. Безопасность государства, а также жизненно важных интересов каждого человека, неразрывно связана с их защитой от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Однако в связи с ускорением темпов и расширением масштабов производственной деятельности, использованием энергонасыщающих технологий и опасных веществ возрастают потенциальные угрозы для здоровья и жизни людей, окружающей природной среды.

Анализ статистических данных показывает, что уровень аварийности в техногенной сфере остается недопустимо высоким. Так в 2010 году из 338 чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации, 199 (или 58,9%) возникло в техносфере. Причем в техногенных чрезвычайных ситуациях погиб 641 человек, что составляет 94,3% от общего числа людей погибших в 2010 году в чрезвычайных ситуациях [2].
Уровень защищенности населения от техногенных источников опасности напрямую зависит от обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Это объясняется тем, что основным источником чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются опасные техногенные происшествия (аварии и катастрофы) на производственных объектах[3].
В России сегодня насчитывается около 100 тыс. опасных производств и объектов. Из них около 2300 ядерных и 3000 химических обладают повышенной опасностью. Ситуация усугубляется тем, что для многих потенциально опасных объектов и производств характерна выработка проектных ресурсов и сроков службы. Дальнейшая эксплуатация приводит к резкому возрастанию отказов, что обусловлено старением материалов и повреждаемостью конструкций. Согласно сведениям Международной организации труда, в мире ежегодно на производстве погибает 350 000 человек. Основная причина несчастных случаев со смертельным исходом на предприятиях та же, что и 20 лет назад, - пренебрежение правилами безопасности [4].

В соответствии с Федеральным законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [5], к таковым отнесены 5 групп объектов, на которых получаются, используются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества, используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С и т.п.
Учитывая, что производственные объекты представляют собой большую угрозу для жизни и здоровья людей, экономики страны и окружающей среды, законодатель ввел в оборот выражение «промышленная безопасность», под которой в соответствии со ст. 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий».
Обеспечение промышленной безопасности осуществляется посредством соблюдения условий, запретов и ограничений, которые законодатель называет требованиями промышленной безопасности. К числу требований промышленной безопасности, например, относятся: сертификация технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проведение экспертизы промышленной безопасности, лицензирование деятельности в области промышленной безопасности и т.п.

Следовательно, в сфере обеспечения безопасности производства возникает большая группа однородных правовых отношений, которые обладают рядом отличительных особенностей. Во-первых, данные отношения всегда возникают в связи с осуществлением деятельности в области промышленной безопасности. Закон к таким видам деятельности относит проектирование, строительство, эксплуатацию, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (ст. 6).
Во-вторых, действия всех субъектов обеспечения промышленной безопасности детально, с исключительной точностью регламентированы нормами права. Причем, данные нормы выступают не просто в качестве установленного правом образца поведения, а как сложный алгоритм действия, не допускающий малейших отклонений от установленного порядка. Нормативное регулирование направлено на исключение катастрофического характера аварий, а действия субъекта вписаны в предельно жесткие рамки этого алгоритма, они предельно механистичны [6, 63]. В противном случае это грозит выходом из-под контроля опасных технологических процессов (например, на химически опасном объекте) и возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 
В-третьих, соблюдение определенных правил, направленных на обеспечение техногенной безопасности, составляет правовую обязанность лиц по отношению к обществу, к членам общества. Посредством соблюдения указанных правил гарантируются конституционные права граждан, в частности право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право частной собственности (ст. 35).
Учитывая эти особенности, можно сделать вывод о том, что обеспечение промышленной безопасности невозможно без наличия охранительных норм, которые устанавливают правовые последствия правонарушений или других обстоятельств, препятствующих осуществлению регулятивных норм. Причем сам закон в ст. 17 создает предпосылки к возникновению охранительных отношений в случаях нарушений требований промышленной безопасности.

На наш взгляд, особое место в механизме правовой защиты отношений безопасности производства принадлежит уголовно-правовым нормам. Как справедливо отмечает В.И. Борисов, в ряду охранительных норм уголовно-правовые устанавливают наиболее строгие меры борьбы с неисполнением субъектом требований, содержащихся в технических нормах [7, 81]. Нормы уголовного права должны находить свое применение, когда иные меры воздействия явно недостаточны для защиты общества от чрезмерно опасного посягательства. Например, в случае наступления реальных, достаточных по степени тяжести последствий – гибели людей, причинению вреда их здоровью, значительного материального ущерба. 
В действующем УК РФ ответственность за посягательства на безопасность производства предусмотрена в нескольких статьях, помещенных в различных главах (см. статьи 143, 215-219 УК РФ). Заключенные в этих статьях предписания, как отмечает В.И. Борисов, представляют в системе Особенной части УК своеобразное системное нормативное образование, общим признаком которого является функция охраны отношений безопасности производства от преступных посягательств. Эта функция призвана также содействовать реализации конституционных прав граждан по охране их жизни и здоровья, выступать гарантом имущественных интересов собственников, обеспечивать сохранность окружающей природной среды [8, 2].
Социальная обусловленность наличия такого механизма уголовно-правовой охраны обусловливается двумя факторами. Во-первых, угрозой промышленной безопасности может являться девиантное поведение работников и собственников данных объектов, например нарушение технологического процесса, нарушение дисциплины персоналом, невыполнение норм и правил, направленных на обеспечение безопасности объекта. Во-вторых, последствия данных нарушений могут быть катастрофическими, то есть они создают угрозу для жизни и здоровья большего количества людей, окружающей среды, имущества.
Большинство преступлений в данной сфере совершается путем нарушения правил безопасности лицами, которые осуществляют эксплуатацию технических средств и систем. Основной причиной нарушения правил безопасности являются повышенный правовой нигилизм, безразличное отношение к возможным тяжким последствиям при нарушении правил безопасности, повсеместное падение производственной и трудовой дисциплины. Как показывает практика, иные меры воздействия (организационные, экономические, педагогические, дисциплинарные), если они не подкреплены уголовно-правовой санкцией, не оказывают должного воздействия на участников правоотношений в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что уголовное право занимает особое место в системе правового обеспечения техногенной безопасности. По сути, это единственный и наиболее серьёзный по силе своего проявления государственный инструмент защиты общественных отношений в сфере промышленной безопасности. Таким образом, бурное развитие научно-технического прогресса и технологий в XXI веке заставляет нас более внимательно присмотреться к возможностям уголовно-правовой охраны различного рода общественных отношений, в том числе складывающихся в сфере обеспечения промышленной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА:


1. Мельниченко А.Б. Уголовно-правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: автореферат дис. … д-ра юрид. наук. Ростов на Дону, 2009. С. 23.
2. Интернет сайт http://www.mchs.gov.ru
3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 362), Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 22 декабря 1994 г. № 327) 
4. Лукьянов Ф. Работа опасна для жизни // Российская газета. 2004. 10 июня.
5. Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. № 30. Ст. 3588.
6. Назаркин М.В. Теоретические и прикладные проблемы обеспечения безопасности высокорисковых объектов: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 63.
7. Борисов В.И. Место уголовно-правовых норм в системе правового обеспечения отношений безопасности производства// Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 250-летию образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 27-28 мая 2004 г. С. 81
8. Борисов, Вячеслав Иванович Основные проблемы охраны безопасности производства в уголовном законодательстве Украины: автореферат дис. ... доктора юридических наук. Харьков, 1993 г. С. 2

Уголовный закон: проблемы и перспективы: материалы междунар. 
науч.-практич. конф. 15 апреля 2011 года / Тамбов: 
Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С. 215–219.
Автор: Александр 25.08.2013 Комментариев: 0 Просмотров: 1482
Возможно вам будет интересно
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
Рейтинг
0 голоса
Поделитесь постом с друзьями
Информация о сообщении
Реклама
Оценки
Понравилось
Пусто
Реклама
Реклама



Научная сеть Современное право © Юридический портал
Контакты: Написать. телефон: +7(916) 665-60-60 (с 10 до 17 часов).
Внимание! При копировании материалов обязательно оставляйте ссылку на источник или обратитесь к администрации