УДК 347.471

Страницы в журнале: 69-74 

 

А.А. Дарков,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Государственного университета по землеустройству Россия, Москва darckov@yandex.ru

 

Текущая социально-экономическая ситуация в России заставляет по-новому взглянуть на процесс правового регулирования статуса некоторых видов некоммерческих организаций. Учитывая значение политических партий как одного из важнейших инструментов достижения и удержания легитимной государственной власти, а также тот факт, что именно некоммерческие организации являются основой зарождающейся в нашем обществе системы общественного контроля, исследование тенденций их правового регулирования приобретает сегодня особую актуальность. Являясь важнейшим инструментом реализации политических прав, а также основными субъектами законотворческого процесса, некоммерческие организации могут и должны всеми доступными им средствами формировать общественное сознание с целью противодействия посягательствам на государственный суверенитет в политической, социально-экономической, информационной, коммуникационной и других сферах жизни общества.

Ключевые слова: некоммерческие организации, правовое регулирование, правовой статус, общественный контроль.

 

Для современной российской государственной и правовой системы проблемы взаимодействия с внешними факторами влияния являются настолько значимыми, что способы их решения во многом определяют и пути дальнейшего развития общества, государства и права. К наиболее значимым внешним факторам влияния относится, в частности, явление, которое принято обозначать термином «глобализация». Что же понимается под этим термином?

Зарубежные исследователи описывают глобализацию как «свободный поток денег и товаров, дополненный не менее мощным раскрепощающим потоком идей и информации в результате внедрения новых технологий» [1, с. 14]. Также под глобализацией понимают «размывание политических границ и открытие экономических рынков, которые раньше были закрыты или жестко регулировались государством». Отечественные специалисты рассматривают глобализацию как «всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую экономическую и общественную систему» [1, с. 14].

Рассмотрим точки зрения ведущих современных российских юристов на данную проблему.

Доктор юридических наук, профессор М.Н. Марченко в статье «Национальное государство в условиях интеграции и глобализации» отмечает, что «... слухи о смерти современного национального государства и права, основанные на постулатах доминирующей в настоящее время либеральной, точнее неолиберальной модели глобализации, оказались преждевременными, и что желаемое при этом выдается за действительное» [3, с. 41—42].

Данная точка зрения не только не потеряла своей актуальности, но и получила многочисленных сторонников, учитывая, что крах неолиберализма сегодня имеет место не только в России, но и в странах западного мира.

По мнению М.Н. Марченко, «фактическая абсолютизация роли рынка является следствием, как представляется, весьма важной методологической ошибки, логически вытекающей из крайностей экономического детерминизма. Суть ее, по справедливому заключению экспертов, состоит в безапелляционном утверждении, что рынок может решить весь комплекс социально-экономических проблем, заменяя в определенном смысле государство и его прежнюю роль в обществе» [3, с. 41—42].

Применительно к правовой сфере глобализационный подход вызывает ряд серьезных вопросов, и прежде всего о роли государства и его политических институтов, в том числе политических партий. Нужно отметить, что глобализация в последние годы стала рассматриваться большинством ученых не как благо, а как одна из угроз территориальной целостности государства.

Использование двойных стандартов странами — адептами теории мировой глобализации по отношению к государственно-правовым институтам других стран под лозунгом либерализации, демократизации, борьбы за права человека наглядно демонстрирует сущность предлагаемой всему миру системы ценностей.

Нужно отметить, что в российской юридической науке уже сложилось критическое отношение к навязываемым нам и всему миру правовым и социально-экономическим теориям, которые на сегодняшний день приобрели все признаки очередной идеологии мирового господства и по сути чужды интересам и личности, и государства.

Доктор юридических наук, профессор А.Д. Керимов в статье «Об издержках демократии и их устранении» характеризует демократический процесс следующим образом: «Демократия, понимаемая как определенный способ формирования, организации и функционирования государственной власти, должна быть несколько ограничена. Изъяны и пороки, имманентно ей присущие и все явственнее обнаруживающие себя в современных обществах, могут и, безусловно, должны быть нивелированы …» [2, с. 331].

Вторым изъяном демократической доктрины А.Д. Керимов считает следующее обстоятельство: «Демократия, фактически возведенная в развитых странах в ранг государственной идеологии, априорно содержит в себе пагубную и чрезвычайно опасную тенденцию общественного развития. Никем и ничем не ограничиваемая, не сдерживаемая и не контролируемая, порою доведенная до абсурда, демократия оказывается одержимой неуемным стремлением навязать по любому поводу и всем без исключения весьма произвольно трактуемую волю большинства (точнее, волю тех, кто выступает от имени большинства). К недостаткам демократии можно отнести и то, что в условиях этой формы правления всегда сохраняется опасность подавления оппозиционного меньшинства» [2, с. 341].

Современные теории глобализации понимают под этим термином интернационализацию и интеграцию экономической и всей общественной жизни с акцентом на признание универсальности западного общества и его пригодности в качестве образца для всех народов и правовых систем. В конечном счете под глобализацией подразумевается не что иное, как установление нового миропорядка. Именно поэтому глобализация должна рассматриваться как угроза государственному суверенитету в различных его проявлениях.

Развитие геополитических и социально-экономических тенденций во второй половине 2014 — начале 2015 года дает все основания для прогнозирования сохранения и углубления существующих противоречий в оценке роли некоммерческих организаций в общественной жизни.

 

В сложных геополитических условиях деятельность некоммерческих организаций как внутригосударственных структур, целью которых является достижение политический власти и осуществление общественного контроля правовыми средствами, должна быть направлена прежде всего на консолидацию общества, укрепление позиций государственности, пропаганду традиционных социальных ценностей.

Результатом такой деятельности должен стать последовательный и постоянный общественный диалог, имеющий практическое воплощение в законотворческой деятельности и основанный на принципах логики, здравого смысла, обеспечения баланса интересов государства и гражданского общества.

При этом огромное значение имеет создание системы постоянного и объективного общественного контроля, развивающегося на правовой основе.

Каковы наиболее актуальные тенденции развития проблемы правового статуса некоммерческих организаций в текущей социально-экономической ситуации?

Прежде всего, существуют актуальные изменения в правовом статусе самого объекта исследования. Отметим, что последовательно осуществляемая с декабря 2012 года реформа гражданского законодательства затронула и правовой статус некоммерческих организаций. С 01.09.2014 г. внедрен новый исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Теперь согласно Федеральному закону от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон о внесении изменений в ГК РФ) к ним относятся:

1) потребительские кооперативы, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественные организации, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

 

3) ассоциации (союзы), в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фонды, в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономные некоммерческие организации;

10) религиозные организации;

11) публично-правовые компании.

Также в Законе о внесении изменений в ГК РФ указывается, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Нужно отметить, что многие организационно-правовые формы, указанные в данном перечне, нуждаются в более детальном правовом регулировании, но тем не менее в целом правовая основа для деятельности некоммерческих организаций создана.

Какие направления деятельности некоммерческих организаций можно определить как наиболее актуальные в современных условиях?

Одним из системообразующих элементов выстраиваемой системы общественных органов контроля с полным основанием можно считать регулярно проводимые общероссийские форумы с участием представителей некоммерческих организаций.

Анализируя документы резолютивного характера, принятые по результатам работы крупнейших общероссийских общественных форумов, проходивших во второй половине 2014 — начале 2015 года, можно определить некоторые приоритетные направления, по которым уже реализовано или находится в стадии реализации право законодательной инициативы.

Прежде всего, внимания заслуживает проект концепции (основ) государственной политики в области развития некоммерческого сектора. О нем упоминается в итоговой резолюции IV Съезда некоммерческих организаций России. Такой документ может иметь стратегическое значение, если в нем будут определены принципы, цели и основные направления государственной политики в области развития некоммерческого сектора.

Гражданское общество в России в целом сформировано, но в нем всегда происходили и будут происходить активные эволюционные процессы. Количество организаций и людей, занятых в данной сфере, постоянно увеличивается. Тем не менее меры, направленные на взаимодействие власти с некоммерческим сектором как с комплексным институтом, представляющим все большую общественную силу, недостаточны.

Необходимо выработать единые методологические подходы к реализации государственной политики в сфере взаимодействия всех ветвей власти на всех уровнях, а также органов местного самоуправления с неправительственными организациями с учетом изменений гражданского законодательства о закрытом перечне организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Должен быть четко определен субъектный состав таких правоотношений.

Разумеется, разработка и принятие такого значимого документа могут и должны осуществляться на основе всестороннего открытого обсуждения его положений всеми заинтересованными субъектами с максимальным использованием информационных и коммуникационных средств и технологий.

При этом нужно помнить о том, что главная задача правового регулирования — избежать декларативности. Необходимо создать нормативный акт, что называется, прямого действия, доступный для понимания и реалистичный с точки зрения правоприменения.

В современных геополитических и социально-экономических условиях рекомендуется разрабатывать данный документ в строгом согласовании со Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

В итоговой резолюции IV Съезда некоммерческих организаций России также говорится о необходимости разработки и принятия стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию с некоммерческими организациями. Такой документ, думается, может иметь большое положительное значение, содействуя обеспечению благоприятного социального климата в регионе. Он должен содержать перечень и системное описание подходов и инструментов эффективного взаимодействия с общественностью конкретного региона. Представляется важным правовыми средствами определить систему оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В рамках совершенствования законотворческого процесса актуальной является необходимость проведения обязательной общественной экспертизы рассматриваемых законопроектов в Государственной Думе.

Вызывает поддержку также инициатива о внедрении практики проведения «нулевых чтений» с участием представителей некоммерческих организаций при разработке и обсуждении законопроектов, затрагивающих социально значимые вопросы. На наш взгляд, данная практика представляет собой эффективный механизм согласования позиций всех заинтересованных сторон в отношении проекта нормативного правового акта, закона, государственной программы и других актов, еще до момента запуска официальных процессов принятия документа. Особое значение имеет практика проведения «нулевых чтений» на уровне органов законодательной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, например, при разработке проекта региональных и местных бюджетов, долгосрочных целевых программ социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.

В качестве приоритетного направления совершенствования законодательства о некоммерческих организациях необходимо определить создание и развитие эффективного правового механизма системы органов общественного контроля.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», на наш взгляд, обеспечивает возможность участия широкого круга представителей некоммерческих организаций во всех этапах согласования и принятия большинства значимых решений, что крайне важно, поскольку общественность должна не только принимать участие в обсуждении принимаемых решений, но иметь реальную возможность контролировать исполнения принятых решений на всех уровнях.

В качестве одного из элементов такой системы могут выступать открытые информационные ресурсы, при помощи которых некоммерческие организации смогут оценить деятельность того или иного государственного служащего, а вышестоящее руководство в обязательном порядке должно будет отреагировать на полученный отзыв. Также рекомендуется рассмотреть вопрос о введении публичных контрольных оценок, влияющих на оплату труда государственных служащих.

Другим значимым элементом выстраиваемой системы может стать независимая общественная система контроля работы социальных учреждений, которая позволила бы наиболее объективно оценить бюджетные расходы на осуществление их деятельности. Такая работа должна осуществляться с участием всех заинтересованных общественных структур и содержать оценку эффективности деятельности органов государственной власти и бюджетных учреждений в сфере оказания социальных услуг.

Являясь важнейшим инструментом реализации политических прав, а также основными субъектами законотворческого процесса, некоммерческие организации могут и должны всеми доступными им средствами формировать общественное сознание с целью противодействия посягательствам на государственный суверенитет в политической, социально-экономической, информационной, коммуникационной и других сферах жизни общества.

 

Список литературы

 

1. Ведерникова О.Н. Политический и экономический антиглобализм как профессиональное мировоззрение российского юриста // Интеграция и опыт правовых преобразований в условиях вызова мировому правопорядку: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17—18 октября 2003 г.) / под ред. Г.П. Давыдова. М., 2003.

2. Керимов А.Д. Об издержках демократии и их устранении // Научные труды Российского государственного торгово-экономического университета: сб. науч. тр. М., 2004.

 

3. Марченко М.Н. Национальное государство в условиях интеграции и глобализации // Интеграция и опыт правовых преобразований в условиях вызова мировому правопорядку: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17—18 октября 2003 г.) / под ред. Г.П. Давыдова. М., 2003.