УДК 347.736

Страницы в журнале: 79-82

 

А.А. Ерофеев,

аспирант кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов Россия, Москва  Alexander-A.Erofeev@yandex.ru

 

Рассматриваются последние изменения законодательства о банкротстве физических лиц.  Основное внимание уделяется условиям, при которых могут быть инициированы процедуры банкротства гражданина-должника, а также видам процедур банкротства. Автор  высказывает мысль о необходимости принятия кредитными организациями превентивных мер с целью недопущения злоупотреблений новыми положениями законодательства о банкротстве со стороны граждан — недобросовестных заемщиков.

Ключевые слова: банкротство гражданина,  реструктуризация долга,  реализация имущества,  просрочка выплаты задолженности, конкурсный кредитор, финансовый управляющий.

 

Федеральный закон от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» (далее — Закон о внесении изменений в законодательство о банкротстве гражданина-должника) вступает в силу с 01.07.2015 г.

В частности, ст. 1 Закона о внесении изменений в законодательство о банкротстве гражданина-должника вносятся изменения в главу X «Банкротство гражданина» Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). При этом согласно подп. 74 ст. 1 Закона о внесении изменений в законодательство о банкротстве гражданина-должника параграф 1 «Общие положения» главы X Закона о банкротстве с 01.07.2015 г. признается утратившим силу; вводится параграф 1.1 «Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина»[1].

С даты вступления в силу Закона о внесении изменений в законодательство о банкротстве гражданина-должника гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан банкротом по решению суда.

Производство по делу о банкротстве гражданина может быть возбуждено при наличии следующих обстоятельств (ст. 213.3 Закона о банкротстве«Возбуждение производства по делу о банкротстве гражданина»):

— сумма просроченной задолженности превышает 500 тыс. рублей;

— требования по уплате задолженности не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Обратиться в суд с заявлением о банкротстве могут гражданин, конкурсный кредитор и уполномоченный орган (п. 1 ст. 213.3).

Гражданин обязан обратиться в суд, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств или (и) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме (п. 1 ст. 213.4); Гражданин вправе обратиться в суд в случае предвидения банкротства, т. е. при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства или (и) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок и при этом отвечает признакам неплатежеспособности или (и) признакам недостаточности имущества (п. 2 ст. 213.4).

Признаки неплатежеспособности гражданина указаны в п. 3 ст. 213.6 и предполагают  наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— гражданин перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;

— более 10% совокупного размера денежных обязательств и (или) обязательных платежей не исполнены в течение более чем одного месяца;

— размер задолженности превышает стоимость имущества;

— отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Конкурсный кредитор в соответствии с п. 1 ст. 213.5 может обратиться в суд с заявлением о признании гражданина банкротом при наличии решения суда, вступившего в законную силу и подтверждающего требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 213.5.

Уполномоченный орган в соответствии с п. 1 ст. 213.5 может обратиться в суд с заявлением о признании гражданина банкротом при наличии решения суда, вступившего в законную силу и подтверждающего требования кредиторов по денежным обязательствам, также за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 213.5.

Согласно п. 2  ст.  213.6 суд выносит  определение об обоснованности заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов в случае, если это заявление соответствует требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 213.3 и ст. 213.5, требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа признаны обоснованными, не удовлетворены гражданином на дату заседания суда и доказана неплатежеспособность гражданина.

В ст. 213.7 перечислены сведения, подлежащие обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Процедуры банкротства Для граждан предусмотрены следующие процедуры банкротства (ст. 213.2):

— реструктуризация долгов;

— реализация имущества гражданина;

— мировое соглашение.

При обоснованности заявления о признании гражданина банкротом суд выносит определение о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина.

Согласно новой редакции ст. 2 Закона о банкротстве реструктуризация долгов  и реализация имущества гражданина — реабилитационные  процедуры, применяемые в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов, а также в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (абзацы 17 и 18).

Статьей 213.9 установлено, что участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина — обязательное условие. Финансовый управляющий утверждается судом и должен соответствовать требованиям, установленным к арбитражному управляющему.

Последствия введения процедуры реструктуризации долгов гражданина (ст. 213.11):

— введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей;

— требования кредиторов могут быть предъявлены только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве;

— прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;

— приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов и др. (абзац 4 п. 2 ст. 213.11);

— кредиторы могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования в неденежной форме;

— налагается запрет должнику на совершение сделок, указанных в п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве (сделки, которые могут повлечь уменьшение имущества должника) без предварительного письменного согласия финансового управляющего.

Законом предусмотрен порядок представления, согласования и утверждения плана реструктуризации долгов гражданина. По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина, жалоб кредиторов суд принимает определение о завершении реструктуризации его долгов в случае, если задолженность, предусмотренная указанным планом, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными, либо определение об отмене указанного плана и решение о признании гражданина банкротом (п. 5 ст. 213.22).

Таким образом, процедуру реструктуризации долга гражданина можно расценивать как шанс в течение трех лет погасить этот долг без процентов и без продажи имущества.

Реализация имущества гражданина-должника. Если план реструктуризации не представлен гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом, не одобрен собранием кредиторов и отсутствуют основания для его утверждения без одобрения собранием кредиторов, а также если он отменен судом, суд принимает решение о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина (пункты 1 и 2 ст. 213.24).

Особенности реализации имущества гражданина:

— все имущество передается в конкурсную массу, за исключением имущества, на которое согласно гражданскому процессуальному законодательству не может быть обращено взыскание;

— с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично;

— финансовым управляющим проводится опись и оценка имущества, подлежащего реализации;

— финансовый управляющий представляет в суд положение о порядке, условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества; по поводу утверждения этого положения суд выносит определение;

— имущество гражданина-должника подлежит продаже на торгах;

— имущество, переданное в конкурсную массу и не реализованное финансовым управляющим, возвращается гражданину.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от своих обязательств перед кредиторами, однако в течение пяти лет с даты признания его банкротом он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства; кроме того, дело о его банкротстве не может быть возбуждено по его заявлению (ст. 213.30).

Мировое соглашение. Кредиторы или уполномоченные органы и должник вправе в любое время заключить мировое соглашение. Заключение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве гражданина (ст. 213.31).  Мировое соглашение утверждается судом, после чего гражданин или участвующее в мировом соглашении третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами.

Таким образом, с 01.07.2015 г. в России появится механизм, который позволит гражданам освободиться от бремени неподъемных долгов. Однако новые положения законодательства о банкротстве, к сожалению, не исключают возможности злоупотреблений со стороны недобросовестных заемщиков.

В этих условиях законодателю необходимо учесть риски кредитных организаций и разработать какой-либо инструмент для мониторинга ситуации. Вероятно, не лишним будет предоставить возможность кредитным организациям обращаться в государственные органы для получения дополнительной информации о клиенте, которую раньше такие органы не предоставляли.

 

Чтобы минимизировать подобный риск, кредитным организациям необходимо скорректировать свою кредитную политику и политику мониторинга кредитной истории клиента (внести изменения в систему «знай своего клиента»), а также запланировать ведение мониторинга банкротства граждан-должников.

Библиография

1  Согласно пунктам 2  и 3 ст. 213.1 параграфа 1.1, положения, предусмотренные этим параграфом, не применяются к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) крестьянских (фермерских) хозяйств, но действуют в отношениях, связанных с несостоятельностью (банкротством) индивидуальных предпринимателей.