УДК 340.11

Страницы в журнале: 23-25 

 

В.В. Бушнев,

аспирант Северо-Кавказского федерального университета Россия, Ставрополь vadim_777_77@mail.ru

Государственные стратегии и программы инновационного развития основаны на целях и приоритетах правовой политики в сфере инноваций; направлены на формирование конкурентоспособной инновационной сферы и инфраструктуры. Стратегии и программы развития в области интеллектуальной собственности в интересах технологического рынка России определяют цели и приоритеты государственной политики в сфере интеллектуальной собственности; устанавливают долгосрочные ориентиры развития национальной системы интеллектуальной собственности. Государственные стратегии и программы развития инноваций должны основываться на перспективной правовой политике в данной области и определять цели и приоритеты общественного развития, стимулировать развитие и внедрение современных инновационных технологий.

Ключевые слова: инновации, государственные стратегии и программы, цели и приоритеты правовой политики, инновационная сфера, инновационная инфраструктура.

 

«В   общем смысле целью правовой политики является социальное благо» [2, с. 71]. Целями и приоритетами государственной правовой политики в сфере инноваций должно стать всестороннее развитие инновационной системы, формирование механизма инновационной эволюции регионов, повышение конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности, возрастание объемов реализации инновационной продукции и т. д.

Следует учитывать насущную необходимость создания благоприятного климата и всесторонней поддержки участникам инновационной деятельности, научно-технического творчества, развития образовательных программ, системы повышения квалификации специалистов по интеллектуальной собственности, освоения практических навыков ведения предпринимательской и иной хозяйственной деятельности в инновационной сфере.

Говоря о государственных стратегиях и программах развития в рамках правовой политики в инновационной сфере, следует сказать, что формирование эффективной национальной инновационной системы выступает одним из приоритетных направлений государственной политики современной России. Так, в предвыборной программе политической партии «Единая Россия» на выборах Президента РФ 4 марта 2012 г. среди других целевых задач был заявлен приоритет инноваций. В частности, в целях достижения качественного роста и повышения национальной конкурентоспособности необходимо масштабное внедрение инноваций [4, с. 13]. Государству следует стимулировать технологическое перевооружение и помогать бизнесу получать доступ к современным инновационным технологиям. При этом необходимо стимулировать спрос на инновации как частных, так и государственных компаний, что позволит дать работу высокотехнологичным предприятиям, инженерам и ученым.

Стратегии и программы развития в области интеллектуальной собственности в интересах технологического рынка России определяют цели и приоритеты государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, устанавливают долгосрочные ориентиры развития национальной системы интеллектуальной собственности. Целями указанных стратегических планов заявлены разработка комплекса правовых, организационно-экономических и институциональных механизмов в области интеллектуальной собственности, развитие отечественного промышленного наукоемкого производства, преумножение научно-технического потенциала страны, создание и введение в гражданский оборот отечественной конкурентоспособной инновационной и высокотехнологичной продукции, формирование благоприятного экономического климата, развитие инновационных подходов в области творческих индустрий.

В основе содержатся положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р), Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14.05.2015) и рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности по формированию национальных стратегий в области интеллектуальной собственности.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р) предусматривает организацию подготовки нового поколения управленческих кадров в сфере интеллектуальной собственности в ведущих международных университетах и стажировку отечественных специалистов в патентных ведомствах ведущих зарубежных стран. Приоритетным направлением инновационного развития является создание условий для формирования способности к творческому, критическому мышлению, предприимчивости, креативности, навыков и умения эффективно работать в творческой среде. Важно сформировать правовую культуру в сфере интеллектуальной собственности, а также способность к деловому и профессиональному общению в сфере инновационного развития.

По справедливому мнению Д.А. Медведева, приоритетные национальные проекты — одна из самых удачных социальных программ за предшествующие 20 лет и она имеет большие перспективы развития [3].

Принимаемые и действующие в настоящее время в стране долгосрочные государственные планы, стратегии и программы развития Российской Федерации в области интеллектуальной собственности включают перечень основных направлений правовой политики государства в сфере инноваций:

— повышение престижа научно-технического творчества и инновационной деятельности;

— создание системы поощрений и гибких регуляторов в целях совершенствования механизма, позволяющего осуществлять финансовую, организационную и консультационную поддержку эффективных результатов инновационной деятельности на всех стадиях их жизненного цикла;

— активизация поддержки выхода на внешние рынки российских инновационных высокотехнологичных компаний;

— совершенствование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности;

— создание системы центров коллективного пользования в области творческих индустрий, а также формирование открытой информационной системы мониторинга качества оказания государственных услуг в области интеллектуальной собственности и инноваций;

— разработка и реализация программ развития региональной инновационной инфраструктуры, внедрение новых технологий и формирование территориальных структур, в том числе наукоградов и закрытых административно-территориальных образований.

Современное состояние инновационной сферы характеризуется все же сохранением застойных тенденций и неоправданным администрированием. Также в последние годы страна утратила свои лидирующие позиции в интеллектуальной области, что позволяет сделать вывод о низкой эффективности национальной системы в сфере инноваций и назревшей необходимости в поэтапном ее реформировании. «Чертами завтрашней системы государственного управления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперед, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, сменяемость кадров, компетентность и кругозор» [1].

Подводя итоги, представляется возможным сказать следующее: государственные стратегии и программы развития инноваций должны основываться на перспективной правовой политике в данной области, определять цели и приоритеты общественного развития, стимулировать развитие и внедрение современных инновационных технологий.

 

Список литературы

 

1. Выступление Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». URL: www.regnum.ru

2. Карабеков М.М. К вопросу о целях и средствах правовой политики // Правовая политика: проблемы формирования: сб. науч. статей по итогам работы круглого стола / под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2010. С. 71.

3. Медведев Д.А. Выступление на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 19 января 2010 г. URL: http://Kremlin.ru

4. Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» (на выборах Президента РФ 2012 года) // Российская газета. 2012. 8 фев.