А.Ф. СТАРЦЕВ,

главный специалист-эксперт отдела организации исполнительного производства УФССП России по Саратовской области

 

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — это наиболее социально уязвимая группа граждан. По этой причине они нуждаются в повышенном внимании со стороны государства. Государство не просто берет на себя функции родителей, но еще и обеспечивает выполнение социальных гарантий, в том числе предоставляет жилье.

К сожалению, у нас в стране по-прежнему велико число детей-сирот. Саратовская область — не исключение. В 2015 году на исполнение в Управление ФССП России по Саратовской области (далее — Управление) поступило 867 документов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, что на 473 исполнительных документа больше, чем в 2014 году. Всего же на исполнении находилось 1871 производство данной категории (в 2014 году — 1554 производства), из которых окончено 581 производство, причем 305 — фактическим исполнением, 154 — в связи с отзывом исполнительных документов взыскателями и 122 исполнительных производства прекращены судом.

Как видно, количество исполнительных документов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находившихся на исполнении, значительно возросло по сравнению с предшествующими периодами. В результате возросло и  количество обращений граждан по вопросам исполнения этой категории производств.

Законодательством в сфере исполнительного производства предусмотрены определенные рычаги воздействия на должников: взыскание исполнительского сбора, привлечение к административной и уголовной ответственности. Однако исполнение решений суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма из специализированного жилищного фонда осложнено тем, что этот самый специализированный фонд отсутствует: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области самостоятельно строительство не ведет.

На сроки исполнения влияет и конкурсная процедура по приобретению жилья. Поскольку процедура эта длительная, такие решения суда (за редким исключением) не могут быть исполнены в 2-месячный срок. Кроме того, средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья, по данным Саратовстата, составляет 40 876 руб., что значительно превышает стоимость, по которой Минстройжилкомхоз Саратовской области правомочен объявить аукцион и приобрести жилье (в 2015 году стоимость 1 кв. м приобретаемого жилья могла составлять 27 тыс. руб., а в первом квартале 2016 года — 30 тыс. руб.).

С целью более полного и правильного исполнения решений судов о предоставлении квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Управлением организована работа по информированию органов прокуратуры области и исполнительной власти, ответственных за составление проекта бюджета и его утверждение, об имеющихся  на исполнении судебных решениях о предоставлении жилых помещений (с приложением реестра исполнительных производств), с тем чтобы исполнительная власть учитывала необходимость увеличения сметы расходов на предоставление жилья.

Управлением неоднократно проводились межведомственные совещания с участием прокуратуры Саратовской области, Минфина Саратовской области, Минстройжилкомхоза Саратовской области. На межведомственных совещаниях Минстройжилкомхоза Саратовской области было рекомендовано использовать все допустимые законом меры, способствующие исполнению судебных решений, восстановлению прав заявителей, в том числе заключение мировых соглашений, отсрочку исполнения, замену способа и порядка исполнения.

Однако принимаемые меры не позволяют разрешить сложившуюся ситуацию по рассматриваемой категории исполнительных документов без увеличения объема финансирования. Минстройжилкомхозом Саратовской области при наличии информации о количестве выпускников детских домов на текущий год не принимаются меры по своевременному решению вопроса об увеличении сметы расходов на обеспечение данной категории граждан жильем.

Следует отметить, что судебное решение выносится при наличии закрепленного за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства, что в целом приводит к увеличению количества жалоб на бездействие федеральных органов исполнительной власти и обращений взыскателей в Европейский суд по правам  человека с последующим взысканием с Российской Федерации не только присужденных судами субъектов Федерации  денежных средств, но и компенсации морального вреда.

Длительное неисполнение судебных решений российскими властями имеет положительную судебную перспективу (пример — пилотное постановление Европейского суда по правам человека по жалобе «Герасимов и другие против России», которым установлено нарушение российскими властями статей 6, 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции в отношении 11 заявителей в связи с чрезмерно длительным неисполнением вынесенных в их пользу решений национальных судов и отсутствием у них возможности защиты своих прав в рамках национальной базы правовой системы).

Более того, Федеральным законом от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрено право заинтересованного лица требовать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта. Согласно позиции Европейского суда по правам человека государственный орган власти не может ссылаться на отсутствие средств и других ресурсов (таких, как жилье) в качестве основания для неисполнения судебного решения. Кроме того,  длительное неисполнение российскими властями судебного решения является, по сути, нарушением конституционного права граждан на судебную защиту.