УДК 343.34(569.4)

Страницы в журнале: 162 - 166  

 

Я.В. Цитович,

аспирант Московского финансово-юридического университета Россия, Москва yarmoskow@yandex.ru

 

Исследуется историческая специфика формирования организационно-правовых основ системы органов национальной безопасности Государства Израиль.

Ключевые слова: национальная безопасность,  система обеспечения безопасности в Израиле.

 

Правоохранительные органы Израиля формировались под влиянием различных исторических событий. С проблемами обеспечения безопасности евреи столкнулись в процессе возникновения поселений в Палестине в результате первой волны репатриации из стран Восточной Европы (первая алия 1881 года). Вторая алия пришлась на 1904 год; она была вызвана беспорядками на территории Российской империи [4]. Погромы продолжались вплоть до 1914 года, что вынудило большую часть евреев переселиться в Палестину.

С целью обеспечения безопасности своей жизни и имущества на новых территориях евреи создали организацию национальной самообороны «Ха-Шомер». В 1914 году на службе  в «Ха-Шомер» было 40 постоянных сотрудников и 60 помощников [11]. Подразделениям «Ха-Шомер» удавалось препятствовать посягательствам арабских погромщиков, в связи с чем количество нападений стало сокращаться, размер ущерба от нападений снизился.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне Палестина была передана под протекторат Великобритании. Великобритания в Декларации Бальфура 1917 года1 выразила сочувствие сионистским устремлениям евреев и тем самым поддержала их намерения создать свое национальное государство. Британский мандат на Палестину был утвержден Советом Лиги Наций 24 июля 1922 г.

В 1919—1923 годах в Палестину прибыло еще более 40 тысяч евреев, гонимых в основном из Восточной Европы (третья алия). Арабы активно выражали недовольство тем, что евреи занимали их территории. К 1920 году количество бунтов возросло, что вынудило евреев прибегнуть к поиску новых средств защиты от посягательств на их права и интересы. Так возникла полувоенная организация самообороны «Хагана», которая занималась патрулированием территорий. 

Британский мандат  на  Палестину  укрепил  позиции евреев на занятых ими территориях, однако необходимость защитить еврейское население от посягательств арабов была очень острой. В 1926 году с этой целью под эгидой Великобритании был разработан и принят первый Приказ о полиции, который регулировал статус полицейских, определял их цели, задачи и основные полномочия на территориях, где прочно обосновались евреи.

Таким образом, первым периодом становления органов национальной безопасности на территории еврейских поселений считают период британского мандата 1922—1948 годов. Евреев стали призывать на военную службу,  поэтому в полицию они поступали уже подготовленными. Но противоречия между арабами и евреями только усугублялись [13, c. 122]. В 1929 году произошло первое арабское восстание, сопровождавшееся еврейскими погромами [12, c. 272], в 1936 году — второе арабское восстание. Евреи с целью защиты от погромов организовали специальное полицейское подразделение «Нотрим», члены которого были набраны из числа временных сотрудников «Хаганы» и ее резерва [15, c. 3], а также из  внештатной полиции  и полиции еврейских поселений. К концу 1936 года численность полицейских возросла до 15 тыс. человек.

Создание этих правоохранительных организаций и активная поддержка деятельности новой полиции стали переломными в процессе обеспечения безопасности еврейского народа. Конфессиональных и межэтнических преступлений стало меньше, значительно снизились показатели причиняемого ущерба от правонарушений, погромы с участием палестинских арабов происходили реже. Тем не менее,  были организованы специальные силы по охране аэродромов, сопровождению грузов, охране береговой линии и патрулированию территорий, населенных евреями. За три года количество полицейских достигло 22 тыс. человек. Формально управление полицией осуществлялось британскими властями, однако на деле командование полицейскими находилось в руках «Хаганы». Организация «Нотрим» также продолжала функционировать. 

Второй период становления органов национальной безопасности начался в 1948 году, с основанием Государства Израиль. Было создано Министерство полиции Израиля с четко регламентированным перечнем задач и полномочий, к которым относились прежде всего обеспечение общественной безопасности, поддержание правопорядка, а также налаживание пенитенциарной службы. Пополнение кадров полиции происходило за счет военнослужащих. Действовавший к тому времени Приказ о полиции 1926 года, включавший в себя устав британской полиции и наименования званий, был переведен с английского языка на иврит. Сотрудники полиции занимались правоохранительной деятельностью, абсорбцией репатриантов и содействием евреям в поиске работы. Сама же организационная структура и основы управления были позаимствованы у британской полиции.

В послевоенные годы Государство Израиль столнулось с  такими угрозами, как терроризм, массовые беспорядки, диверсии. Требовалась постоянная защита границ государства. В результате в 1953 году такие части, как Пограничная служба МАГАВ,  подверглись реформированию и перешли в подчинение полиции.

В 1959 году была проведена реорганизация полиции: кадровая политика переведена на определенные стандарты, созданы полицейские патрули, увеличилось количество полицейских участков. Начали активную работу подразделения по предупреждению и пресечению организованной преступности, отделы по работе с несовершеннолетними правонарушителями. С 1966 года полицейские стали проходить обучение в специальной школе в Хайфе.

«Шестидневная война» коалиции арабских государств и Израиля (1967 год)  привела к расширению границ Израиля и границ влияния его правоохранительных органов на новые территории. Экономический рост повлек изменение общественно-политической ситуации в государстве: социальное неравенство стало более ярко выраженным и послужило основной причиной роста преступности. Новые методики противодействия терроризму были направлены против группировок сектора Газа, Самарии, Восточного Иерусалима, Северного Синая.

Профессор права Моше Негби подчеркивает, что второй период становления и развития системы органов национальной безопасности был наиболее плодотворным. Так, при правоохранительных органах Израиля была создана специальная лаборатория судебной экспертизы, которая получила официальное признание даже на международном уровне [6, c. 53].

Третий период становления и развития на-циональных органов безопасности в Государстве Израиль начался в 1971 году, с принятием Закона о полиции Израиля [2], который не только законодательно закрепил цели и задачи полиции, но и определил правовой статус ее сотрудников. Профессор Беньямин Нойбергер подчеркивает, что данный период был знаменателен для израильских правоохранительных органов еще и «Войной судного дня» 1973 года, поскольку ее исход указал на сложные взаимоотношения соседствующих с Израилем Египта и Ливана [7, c. 11]. Военные действия 1973 года нанесли Государству Израиль значительный ущерб, существование страны было поставлено под угрозу. Участились антиправительственные акции, поскольку государство было не готово к войне, а причиненные материальные убытки были велики [7, c. 17].  Население Израиля требовало отставки Премьер-министра Голды Меир (1898—1978), которая 11 апреля 1974 г. сложила свои полномочия. Вслед за ней в отставку ушло и правительство. Новый Кабинет министров Израиля ответственность за последствия «Войны судного дня» возложил на органы национальной безопасности.

В 1974 году было создано спецподразделение пограничной полиции «ЯМАМ», занимавшееся предупреждением и пресечением террористических и экстремистских действий. Дополнительно функционировала состоящая из добровольцев служба Мишмар Эзрахи в количестве 70 тыс. человек (при общей численности населения около 7 млн человек). Из всех добровольческих организаций данная служба являлась самой крупной и хорошо организованной [1, c. 213].

В 1995 году реформирование системы национальной безопасности привело к созданию нового ведомства — Министерства внутренней безопасности (далее — МВБ), функциональные обязанности которого были значительно расширены по сравнению с Министерством полиции. Именно с созданием МВБ  начался четвертый этап становления системы национальной безопасности Израиля, продолжающийся до настоящего времени.

Сейчас полиция Израиля является важной частью всей системы обеспечения национальной безопасности государства, поскольку доолнительно занимается еще и вопросами предупреждения массовых беспорядков, террористических актов, экстремистских действий и преступлений, посягающих на государственную целостность Израиля. По организационному типу полиция Израиля относится к централизованным (континентальным) полицейским системам и находится в подчинении МВБ. Кроме того, МВБ подконтрольны Израильская тюремная служба, Департамент пожарной охраны и служба спасения, Управление по защите свидетелей, Отдел по лицензированию огнестрельного оружия, Национальное управление по борьбе с наркотиками и алкоголем, Отдел по рассмотрению жалоб полицейских. На пограничных территориях действует  служба МАГАВ,  занимающаяся охраной и защитой израильских границ.

Безусловно, система обеспечения национальной безопасности Государства Израиль не будет полноценной без разведывательных спецслужб. Израильская агентурная сеть в Палестине возникла еще до образования независимого государства. В 1937 году была создана служба «Алия-Бет», состоящая из отдела «А» (занимался вопросами нелегальной иммиграции) и отдела «Б» (ведал вопросами законных переселений). Позже был создан отдел «Бриха», занимавшийся иммигрантами из стран Восточной Европы. В 1951 году «Алия-Бет» была преобразована в Бюро по связям с евреями [9, c. 12], которое занималось их репатриацией и организацией выезда в Палестину. Бюро прекратило деятельность в  начале 1990-х годов.

В 1941 году была создана спецслужба «Палмах», готовившая диверсии в отношении арабов. После окончания Второй мировой войны «Палмах» вошел в состав Армии обороны Израиля.

В 1948 году появилась служба контрразведки «Шабак», в основном занимавшаяся  борьбой с политическими преступлениями, посягавшими на действующую власть. Российский писатель А. Север указывает, что эта служба оказалась самой функциональной, поскольку существует по сей день. В настоящее время она подчинена Премьер-министру Израиля и схожа по своему функционалу и полномочиям с ФСБ России [10, c. 194].

Спецслужба «Лакам», или Бюро научных связей, была создана в 1957 году и прекратила свое существование в 1986 году. Основными полномочиями данной службы были обеспечение и организация продажи израильского ядерного проекта. По уровню защищенности и секретности «Лакам» являлась наиболее организованной, поскольку даже многие государственные деятели не знали о ее существовании [10, c. 295]. «Лакам» пришлось ликвидировать после разглашения ряда государственных тайн. Так, в 1986 году  в Вашингтоне один из бывших аналитиков службы «Лакам» был арестован и на допросе признался, что занимался  на территории США шпионажем. В том же году израильский техник-ядерщик Мордехай Вануну оповестил мировую общественность о том, что у Государства Израиль имеется ядерное оружие. 

 

Следует отметить, что израильские спецслужбы не имели индивидуальности: с 1948 года они следовали образцу спецслужб времен Британского мандата, а с 1951 года стали заимствовать опыт американских спецслужб. Так, спецслужба «Моссад» [8] подконтрольна и подотчетна непосредственно Премьер-министру Израиля и занимается обеспечением внешней безопасности государства. Основные направления деятельности «Моссад»: сбор информации, предотвращение и предупреждение экстремистской и террористической деятельности, поддержание и налаживание секретных связей за рубежом,  борьба с нелегальной транспортировкой оружия и боеприпасов. 

Сейчас структура специальных  разведывательных служб и сообществ Израиля подведомственна Комитету руководителей служб «Вараш», координирующему вопросы госбезопасности и внешней разведки, в состав которого входят руководители «Моссад» (служба внешней разведки), «Мамад» (служба, осуществляющая политическое планирование и противодействие политической преступности), «Шабак» (служба по обеспечению внутренней безопасности), «АМАН» (служба военной разведки). Кроме того в составе «Вараш» находится и генеральный инспектор полиции Израиля.

Спецслужбы Государства Израиль и израильская полиция прошли длительный путь становления и формирования, начиная от подпольных и незаконных формирований и заканчивая легальными ведомственными сообществами, способными выполнять возложенные на них задачи и противостоять как внутригосударственным, так и мировым угрозам.

Израиль как независимое правовое и демократическое государство стремится к обеспечению безопасности путем использования ненасильственных либеральных методов. Однако органы национальной безопасности в исключительных случаях применяют и методы государственного принуждения.

Кроме того, вооруженные силы, действующие в рамках правовых предписаний, также полномочны использовать методы принуждения. В системе безопасности Израиля  военные антитеррористические силы делятся на обеспечивающие, оккупационные и вспомогательные службы. Как правило, основные задачи по противодействию терроризму возложены на оккупационные подразделения. Изоляцией и охраной зон рейдов, сбором разведывательной информации занимаются обеспечительные подразделения. Интенсивную антитеррористическую подготовку служащих проводят вспомогательные службы. Наиболее известными являются две структуры вооруженных сил Израиля: «Дувдеван», дислоцирующийся на Западном берегу реки Иордан, и «Сайерет шимшон», действующий в секторе Газа.

Таким образом, становление и развитие системы органов национальной безопасности Израиля происходило в сложных условиях формирования его государственности. Органам национальной безопасности приходится и сейчас отвечать на внешние и внутренние вызовы, поскольку Израиль находится в  постоянном противостоянии с арабскими государствами.

 

Список литературы

 

1. Баранов В.П., Журавель В.П. Терроризм и антитеррор на рубеже XX—XXI веков. М.: Изд-во журнала «На боевом посту», 2008.

2. Закон о полиции Израиля 1971 года. URL: http://mops.gov.il/Russian/PolicingAndEnforcement/Police/Pages/default.aspx

3. Лахав П. Шимон Агранат и сионистский век. Тель-Авив: Ам овед, 1999.

4. Министерство алии и абсорбции. Первая и Вторая алия. URL: http://www.moia.gov.il/Russian/FeelingIsrael/AboutIsrael/Pages/aliya1.aspx

5. Негби МБумажный тигр – борьба за свободу прессы в Израиле. Тель-Авив: Сифрият поалим, 1985.

6. Нойбергер Б., Бен-Ами И.  Демократия национальной безопасности в Израиле / пер. с иврита Н. Хеймец. Тель-Авив: Изд-во Открытого университета Израиля, 1996.

7. Официальный сайт «МОССАД». URL: http://www.mossad.gov.il/Russian/AboutUs.aspx

8. Прохоров Д.П. Спецслужбы Израиля. М.:  Олма-пресс, 2002. С. 9, 10, 12.

10. Север А. «Моссад» и другие спецслужбы Израиля. М.: Эксмо, 2011.

11. Ха-Шомер. Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/article/11086

12. Ahron Bregman. Israel's wars: A history since 1947. Routledge, 2002.

13. Benny Morris. Righteous Victims. Vintage books, 2001.

14. Esther Rosalind Cohen. Human rights in the Israel – occupied territories 1967 –  1982. Manchester, 1985.

15. Katz S. Israeli Units Since 1948. 1988. P. 3.

16. Scheppele K.L. Terrorism and the Constitution: Civil Liberties in a New America // Pennsylvania Journal of Constitutional Law. May 2004.

Библиография

 

1 Декларацией Бальфура принято называть официальное письмо министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура к лорду Уолтеру Ротшильду, представителю британской еврейской общины, для передачи Сионистской федерации Великобритании (Примеч. ред.).