УДК 342.547 

Страницы в журнале: 79-82

 

Е.В. ТРУНИНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева,  советник государственной гражданской службы РФ 2 класса trunina-customs@list.ru

 

Анализируются квалификационные требования, предъявляемые к должностям государственной гражданской службы таможенных органов по категориям и группам должностей гражданской службы. Вносятся предложения по совершенствованию содержания и правовой формы установления данных требований.

Ключевые слова: должность, служащий, регламент, положение, требование, таможенный орган.

 

Qualification Requirements for the Positions of the Customs Authorities as an Important Guarantee of Recruitment of Qualified Personnel

Trunina Ye.

The author analyzes competent requirements to job title of the state civil service customs organ for categories and groups of the job titles of the civil service. The suggestions on improvement of the contents and legal form of the determination requirement data are contributed.

Keywords: job title, employee, regulations, position, requirement, customs organ.

 

Прием на государственную службу представляет собой систему правовых и организационных мер, предпринимаемых государственными органами с целью привлечения на службу граждан, обладающих необходимыми качествами (возраст, образование, стаж работы по специальности и т. д.), и требуемых для решения задач и выполнения функций государственных органов.

Прием на службу в таможенные органы означает приобретение гражданами особого правового статуса, то есть особых прав, обязанностей, гарантий и ответственности. Порядок поступления на службу в таможенные органы различается в зависимости от того, поступает ли гражданин на должность сотрудника или федерального гражданского служащего. Условия поступления на службу в таможенные органы на должность сотрудников определены Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а на должность федеральных гражданских служащих — Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ). Данные законы предусматривают ряд общих условий поступления на службу: во-первых, достижение возраста 18 лет, во-вторых, соответствие квалификационным требованиям.

Следует отметить, что Закон № 79-ФЗ более подробно регламентирует квалификационные требования, предъявляемые к должностям государственной гражданской службы. Так, в соответствии со ст. 12 Закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования:

1) к уровню профессионального образования;

2) к стажу службы или работы по специальности;

3) к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям федеральной гражданской службы устанавливаются различными видами нормативных правовых актов: к уровню образования — федеральным законом, к стажу службы или стажу (опыту) работу по специальности — указом Президента РФ, к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, — нормативным правовым актом государственного органа с учетом его задач и функций.

В соответствии со ст. 12 Закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу службы (работы) государственных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 года № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Указ № 1131).

Указ № 1131 устанавливает следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности; в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Следует отметить, что Закон № 79-ФЗ не закрепляет требование соответствия образования направлению профессиональной служебной деятельности только в отношении гражданских служащих, замещающих должности категории «обеспечивающие специалисты», и только старшей и младшей групп должностей. Для таких гражданских служащих обязательным является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Для всех иных категорий должностей Закон № 79-ФЗ не конкретизирует специализацию высшего образования. Мы разделяем точку зрения ученых о том, что отсутствие в Законе № 79-ФЗ упоминания о специализации профессионального образования государственных гражданских служащих по должностям категории «руководители», «помощники (советники)» и «специалисты» можно расценить только как недоработку авторов Закона № 79-ФЗ[1].

 Следует согласиться с мнением о том, что профессиональное образование должно соответствовать основной деятельности служащего по должности, на замещение которой он претендует[2]. Восполнить существующий правовой пробел учеными предлагается на уровне ведомственного нормотворчества.

В ведомственных нормативных правовых актах Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России) установление данных требований носит фрагментарный характер. Необходимые нормы можно найти в типовых положениях о подразделениях психологической работы регионального таможенного управления и таможни, в которых четко закреплено, что  подразделения психологической работы региональных таможенных управлений и таможен комплектуются из числа лиц, имеющих высшее профессиональное психологическое образование и соответствующий квалификационным требованиям опыт практической работы в области психологии[3].

Однако данный документ — едва ли не единственный пример указания на специализацию требуемого образования. Представляется, что установление специализации профессионального образования требуется по должностям всех структурных подразделений таможенных органов: правовых, кадровых, финансово-экономических, тыловых, информационно-технических, таможенного декларирования, таможенного контроля и др. В типовых положениях о данных структурных подразделениях регламентация данного вопроса отсутствует. В них содержится стандартная формулировка: должностные лица подразделения назначаются из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям. Однако данный факт следует признать вполне логичным, так как типовые положения принимаются совсем в иных целях. Их предназначение четко обозначено в Методических рекомендациях по разработке и утверждению типового положения о структурном подразделении таможенного органа, утвержденных распоряжением ФТС России от 27 июля 2010 года № 199-р. В них установлено, что типовое положение издается для упорядочения деятельности и единообразия функционирования таможенных органов, создания правовой основы регулирования профессиональной служебной деятельности должностных лиц и работников таможенных органов (п. 1) и является документом, на основании которого начальник таможенного органа определяет статус структурного подразделения таможенного органа при осуществлении им возложенных на него функций (п. 5).

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на приказ ФТС России от 30 ноября 2010 года № 2275 «Об утверждении типовых положений о правовых подразделениях таможенных органов». Данным приказом помимо типовых положений о правовых подразделениях таможенных органов утвержден типовой должностной регламент должностного лица таможенного поста по правовой работе. В квалификационных требованиях данного должностного регламента четко установлено требование о наличии высшего юридического образования.

Следует отметить, что правовой режим типового должностного регламента, основания и порядок его принятия в нормативных правовых актах ФТС России не определены. Статья 47 Закона № 79-ФЗ предусматривает принятие должностного регламента и устанавливает требования к его содержанию. Одним из его пунктов являются квалификационные требования, предъявляемые к  уровню  и  характеру  знаний  и навыков гражданского служащего, замещающего соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности (п. 1 ч. 2). Следует обратить внимание на ч. 5 ст. 47 Закона № 79-ФЗ, предусматривающей принятие органом управления государственной службы примерных должностных регламентов. Приказом ФТС России от 11.08.2009 № 1458 утверждено Положение о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации. Указанным приказом регламентируется порядок разработки и утверждения должностного регламента, составляемого по штатной должности таможенного органа. Типовые должностные регламенты в нем вообще не упоминаются. Представляется, что именно подобным правовым вакуумом их разработки объясняется их единичное наличие. Вместе с тем практическая потребность в них видится весьма существенной. Причем в ряде приказов ФТС России об утверждении положений о структурных подразделениях ФТС России содержится положение о том, что должностные обязанности должностных лиц данных структурных подразделений устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, разработанными на основании типовых должностных инструкций и должностных регламентов[4]. Однако типовые должностные регламенты по данным должностям, как, впрочем, и по остальным, так и не приняты.

Представляется, что по аналогии с вышерассмотренным типовым должностным регламентом должностного лица таможенного поста по правовой работе типовые должностные регламенты целесообразно разработать по всем должностям гражданской службы таможенных органов с учетом функционального содержания должности, а также по отношению к категориям и группам должностей гражданской службы. Помимо того, что они должны являться основой для разработки должностных регламентов по конкретной штатной должности, в них может быть определена специализация профессионального образования. Указание на специализацию профессионального образования должно стать одним из необходимых элементов формирования профессиональных компетенций гражданских служащих таможенных органов, что усовершенствует работу по подбору кандидатов на государственную гражданскую службу и станет важной гарантией комплектования таможенных органов квалифицированными кадрами.

В соответствии с п. 6.3 Положения о ФТС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 года № 459, данный орган утверждает общие и индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах. ФТС России приняло около семидесяти приказов об утверждении типовых положений об структурных подразделениях таможенных органов. При принятии данных типовых положений сделана ссылка либо на ныне утративший силу приказ ФТС России от 16 мая 2006 года № 443 «О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации», либо на сменивший его приказ от 26 сентября 2012 года № 1926 «Об утверждении перечня типовых структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации». Однако данный приказ не закрепляет необходимость разработки и принятия типовых положений о структурных подразделениях таможенных органов. Возможно, данный факт объясняет отсутствие типовых положений по отдельным структурным подразделениям таможенных органов.

В связи с этим в целях единообразия кадровой политики, упорядочения работы в данном направлении представляется необходимым закрепить в Положении о ФТС России обязанность по утверждению типовых положений и типовых должностных регламентов должностных лиц таможенных органов. Положительным примером является тот же вышеуказанный приказ ФТС России, которым были одновременно утверждены типовые положения о правовых подразделениях в таможенных органах, а также типовой должностной регламент.

В настоящее время ФТС России принято порядка двенадцати приказов, устанавливающих квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной службы Российской Федерации, применительно к должностям структурных подразделений таможенных органов (документационных, тыловых, кадровых, финансовых, валютного контроля и др.). В то же время нельзя не отметить, что квалификационные требования разработаны не для всех должностей гражданских служащих таможенных органов, что требует усиления нормотворческой работы ФТС России в данном направлении. Кроме того, анализ данных приказов ФТС России показывает, что в них установлены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам в основном к должностям категории «специалисты». Квалификационные требования к должностям категории «руководители» единичны. Представляется, что данный факт можно объяснить тем, что в результате перехода на новые условия службы статус сотрудников сохранил практически весь руководящий состав таможенных органов. В связи с тем, что постепенно руководящие долж-ности сотрудников сокращаются и заменяются должностями гражданской службы, требуется обновление вышеуказанных приказов. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам необходимо в обязательном порядке и как можно скорее установить в отношении всех должностей категории «руководители» гражданской службы таможенных органов.

 

Библиография

1 См.: Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) / под ред. С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова. — М., 2009. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 См.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. — М., 2006. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 См.: Приказ ФТС России от 08.04.2011 № 758 «Об утверждении типовых положений о подразделениях кадровой службы регионального таможенного управления и кадровых подразделениях таможни».

 

4 См., например, приказ ФТС России от 22.01.2007 № 73 «Об утверждении Положения об Управлении по связям с общественностью»; приказ ФТС России от 11.03.2008 № 240 «Об утверждении Положения о Главном управлении организации таможенного оформления и таможенного контроля»; приказ ФТС России от 19.02.2008 № 143 «Об утверждении Положения об Аналитическом управлении ФТС России»; приказ ФТС России от 17.01.2007 № 51 «Об утверждении Положения об Управлении таможенной статистики и анализа».