УДК 343.57

Страницы в журнале:  112-115

 

Е.Д. Думан,

аспирант кафедры уголовного права  Российского государственного университета правосудия, ведущий инспектор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Россия, Москва dumanenok@yandex.ru

 

Увеличение объемов немедицинского потребления населением наркотических средств и психотропных веществ, вовлечение больных наркоманией в незаконный оборот наркотиков рассматриваются как одна из актуальных проблем современной России. Также автор затрагивает вопросы организации эффективного противодействия распространению наркомании и наркопреступности.

Ключевые слова: наркомания, больной наркоманией, криминогенный фактор, профилактика наркомании.

 

В  настоящее время во многих странах мира государственные органы и общественность серьезно озабочены распространением наркомании, которая представляет собой масштабную социальную проблему, подрывающую духовно-нравственные устои и социально-экономические основы нашего общества, угрожает национальной безопасности и является одной из причин высокого уровня заболеваемости, смертности и преступности.

По данным Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ, в 2011 году от передозировки наркотическими средствами и психотропными веществами умерло 6606 человек, а в 2012 году — 7855 человек [6]. Тенденция увеличения количества лиц, умерших от отравления наркотическими средствами и психотропными веществами, довольно пугающая. Неизменно высокий уровень немедицинского потребления населением наркотических средств и психотропных веществ, а также вовлечение больных наркоманией в незаконный оборот наркотиков являются, пожалуй, одними из наиболее актуальных проблем современной России.

Потребление наркотических средств, особенно внутривенным путем, усиливает эпидемическое распространение таких опасных инфекционных болезней, как вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекция. Совокупность всех этих негативных процессов и обстоятельств формирует особую жизненную ситуацию больного наркоманией, все стороны которой требуют своего внимания, целенаправленного воздействия и конструктивного разрешения  [5, с. 66—74].

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон о наркотических средствах) наркомания представляет собой заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Государство гарантирует больному наркоманией оказание наркологической помощи, включая лечение и социальную реабилитацию [2].

Безусловно, наркоманию необходимо рассматривать как криминогенный фактор, поскольку незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ может провоцировать совершение лицами, потребляющими указанные вещества, преступлений, направленных на приобретение дополнительного количества препарата. Также необходимо учитывать, что любое действие, например приобретение, хранение, перевозка, совершенное с наркотическими средствами и психотропными веществами с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка, ввиду установления особого государственного контроля за режимом оборота наркотических средств и психотропных веществ является правонарушением.

При рассмотрении наркомании как криминогенного фактора мы придерживаемся позиции М.Л. Прохоровой [6, с. 13].

Абсолютное большинство правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ является преступлением, за исключением незаконных приобретения, потребления и хранения наркотических средств без цели сбыта, если их объем не достигает крупного размера, а с 1 января 2013 г., с учетом изменений, внесенных  Федеральным законом от 01.03.2012 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], — значительного размера.

За период с января по декабрь 2011 года лицами в состоянии наркотического опьянения совершено 10 908 преступлений, квалифицированных по ст. 228 Уголовного кодекса РФ. Однако уже за период с января по декабрь 2012 года лицами в состоянии наркотического опьянения совершено 17 173 преступления, квалифицированных по ст. 228 УК РФ [7].

Признание лица больным наркоманией имеет достаточно широкие правовые последствия. Так, данной категории лиц запрещено управление транспортными средствами, получение лицензии на владение оружием. Также больному наркоманией и осужденному к лишению свободы, при совершении впервые преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, при изъявлении желания добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, суд, в соответствии со ст. 82.1 УК РФ, может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медицинской реабилитации, социальной реабилитации, но не более чем на 5 лет [7].

Осознание актуальности и опасности развития наркоситуации в России теоретиками и практиками произошло уже давно. Однако в отношении путей разрешения данной глобальной проблемы единства не наблюдалось.

Безусловно, основное назначение всей системы государственных органов, призванных вести борьбу с наркопреступностью, особенно с  организованной, — противодействие распространению наркотиков, выявление и строгое наказание наркоизготовителей, наркоторговцев, наркокурьеров и других лиц, задействованных в незаконных операциях с наркотиками. Эффективность работы таких государственных органов оценивается общим числом зарегистрированных наркопреступлений, поставленных на учет в органах внутренних дел, выявленных и привлеченных к уголовной ответственности наркопреступников, количеством изъятых наркотических средств и психотропных веществ, гектарами уничтоженных плантаций, на которых произрастали наркосодержащие растения, весом последних.

Перед государством в данной сфере стоят нерешенные задачи, такие как организация эффективного противодействия распространению наркомании и наркотизма, удержание наркопреступности на определенном уровне, сокращение до минимума среди населения, особенно молодежи, спроса на наркотики, а также ресоциализация больных наркоманией.

Рестриктивный характер проводимой сегодня в Российской Федерации государственной антинаркотической политики также приводит к необходимости поиска новых законодательных путей решения проблемы повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков.

По нашему мнению, свой вклад в профилактику наркомании и борьбу с наркопреступностью вносят разрабатываемые и реализуемые органами государственной власти совместно с общественными объединениями, представителями средств массовой информации и специалистами в области PR-технологии проекты антинаркотической пропаганды, направленные на формирование здорового образа жизни.

Безусловно, позитивно может быть оценена деятельность законодателя по закреплению в нормативных правовых актах некоторых ключевых понятий данной проблематики, таких как профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; антинаркотическая пропаганда, реабилитация больных наркоманией, профилактические мероприятия, побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации.

Включение дефиниций указанных понятий в Закон о наркотических средствах способствует упорядочиванию деятельности различных ведомств и организаций, направленную на профилактику наркомании.

Однако до настоящего времени не выработан механизм, обеспечивающий конструктивное сотрудничество и эффективное взаимодействие между всеми государственными органами, общественными организациями, фондами, общественными движениями, образовательными учреждениями и другими структурами, задействованными в профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Наряду с этим также необходимо расширить комплекс мер по противодействию именно наркомании, поскольку ее последствия, в большинстве своем, разрушительны как для отдельного человека, так и для всего общества.

 

Список литературы

 

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 01.03.2012 № 18-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 10. Ст. 1166.

2. О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

3. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. URL: www.rosminzdrav.ru (дата обращения: 20.01.2015).

4. Официальный сайт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. URL: www.fskn.gov.ru. (дата обращения: 20.01.2015).

5. Попов И.А., Груздов М.Б. Некоторые аспекты организации медико-психологической реабилитации наркологических больных: материалы междунар. конф. национальных секций International police Associated стран Центральной и Восточной Европы. М., 2002. Т. 3.

6. Прохорова М.Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологические исследование. СПб., 2002.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

 

 

 

Чтобы получить короткую ссылку на этот материал, скопируйте ее в адресной строке браузера и нажмите на кнопку: