УДК 343.9

Страницы в журнале: 111-115

 

С.М. Мальков,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного права и криминологии Сибирского юридического института МВД России Россия, Красноярск Serqeymalkov@mail.ru

 

Характеризуются модели противодействия терроризму, рассматриваются цель, задачи и виды противодействия терроризму. Анализируются основные недостатки и принципы совершенствования модели противодействия терроризму в Российской Федерации. Предлагается совершенствование российской модели противодействия терроризму  посредством установления международного контроля за оборотом опасных предметов и средств; реализации контртеррористических мер, непосредственно направленных на  разобщение террористических организаций; целенаправленной борьбы с транснациональной организованной преступностью; совершенствования соответствующего идеологического обеспечения противодействия терроризму; ранней профилактики терроризма.

Ключевые слова: противодействие терроризму, модель противодействия терроризму, недостатки модели противодействия терроризму, совершенствование модели противодействия терроризму.

 

Мировой практике известно несколько моделей противодействия терроризму, наиболее распространенными из которых являются модель правовой превенции, или силового воздействия [1, с. 320—325], компромиссная модель [2, с. 20—35] и модель социального контроля [5, с. 8].

Модель противодействия терроризму в Российской Федерации (далее — Модель) четко определена на законодательном уровне1: в основе государственной антитеррористической политики России лежит модель правовой превенции (силового воздействия), которая осуществляется по трем направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма; нейтрализация терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий терроризма.

Об отсутствии в законодательстве России модели компромисса свидетельствуют положения Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», закрепляющие неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, недопустимость политических уступок террористам (ст. 2) и запрет на рассмотрение политических требований террористов при ведении переговоров (ст. 16) в качестве основных принципов противодействия терроризму. О неприемлемости модели социального контроля указывает активное международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом, четкое выделение полномочий Президента РФ и органов власти в области борьбы с терроризмом. О модели силового воздействия свидетельствует возможность применения Вооруженных Сил РФ и спецподразделений при пресечении террористических актов, введение особого режима при проведении антитеррористической операции, а также эффективная деятельность Национального антитеррористического комитета2, призванного обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.

Модель раскрывается через формулирование цели и задач противодействия терроризму. Цель Модели представлена как защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации стремится максимально конкретизировать объекты защиты: личность защищена через ее права и свободы, общество — через материальные и духовные ценности, государство — через конституционный строй, суверенитет и территориальную  целостность.

Задачи противодействия терроризму — выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.

Модель четко формулирует виды обеспечения противодействия терроризму.

1. Правовое обеспечение включает проведение постоянного мониторинга и анализ терроризма как явления, а также исследование международного опыта подготовки и принятия правовых актов, направленных на повышение эффективности противодействия терроризму, формулирование требований к его нормативно-правовой базе.

2. Международное сотрудничество ориентировано на преодоление двойных стандартов в уголовном преследовании террористов, адекватное использование международных правовых инструментов противодействия терроризму и выдачи преступников-террористов.

3. Информационно-аналитическое обеспечение заключается в сборе, накоплении, систематизации, анализе, оценке информации об угрозах террористических актов, обмене данной информацией.

4. Организационно-управленческое обеспечение предусматривает деятельность высших должностных лиц по вопросам противодействия терроризму, распределение полномочий между субъектами противодействия терроризму и анализ результатов антитеррористической деятельности всех субъектов общегосударственной системы противодействия терроризму.

5. Научное обеспечение состоит в разработке средств защиты сотрудников антитеррористических подразделений и объектов террористической деятельности с использованием последних научных достижений, новых образцов вооружения антитеррористических подразделений, способных существенно сократить людские потери и уменьшить материальный ущерб при проведении оперативно-боевых мероприятий; эффективных средств систем связи, отвечающих требованиям информационной безопасности.

6. Материально-техническое и финансовое обеспечение предполагает создание современной инфраструктуры для развития общедоступной информационной сети, стимулирование инновационной и инвестиционной политики в целях повышения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности, а также формирование системы страховой защиты населения от террористических рисков.

7. Кадровое обеспечение состоит в реализации соответствующей кадровой политики, направленной на повышение престижа службы в подразделениях, участвующих в противодействии терроризму. Данное направление реализуется через антитеррористическую подготовку и переподготовку специалистов в области противодействия терроризму и создание экспертно-консультативных групп из числа представителей субъектов противодействия терроризму, обладающих специальными знаниями и навыками.

Позитивным в Модели является то, что она основывается не только на основных тенденциях развития современного терроризма, но и на внутренних и внешних факторах, способствующих возникновению и распространению терроризма, а также экономических, политических, социальных, межнациональных и конфессиональных противоречиях.

Основными недостатками действующей Модели являются:

1) пассивное реагирование на преступную террористическую деятельность как наиболее опасную форму терроризма;

2) снижение персональной ответственности должностных лиц, организующих государственное противодействие терроризму;

3) несовершенство или отставание нормативно-правового обеспечения противодействия терроризму от современного его состояния, несмотря на многообразие нормативных актов и законодательных инициатив;

4) минимальная роль муниципальных органов и институтов гражданского общества в системе субъектов противодействия терроризму [3, c. 79—80].

Учитывая мировой и национальный опыт, считаем, что ряд положений рассматриваемой Модели нуждается в оптимизации, которую необходимо проводить с учетом следующих принципов.

Первый принцип заключается в приоритете предупредительных мер по отношению к мерам пресечения терроризма: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» предполагает как реализацию ранней профилактики, так и поощрение положительного поведения лиц, втянутых в террористическую деятельность. Представляется, что применение данного принципа реализации Модели будет наиболее эффективно в сочетании с активными мерами по борьбе с коррупционными прикрытиями терроризма, а также с подрывом экономических основ организованной преступности.

Второй принцип — экономический. Он обосновывает затраты на оптимизацию Модели, ее ресурсное обеспечение, а в итоге — на возможность реализации Модели.

Третий,  социальный принцип заключается в формировании общественного мнения и одобрении обществом проводимой в стране антитеррористической политики.

Четвертый, научный принцип предполагает всестороннее изучение процесса оптимизации Модели, ее оценку, эффективность и прогнозирование возможных результатов.

Полагаем, что данные принципы найдут поддержку, поскольку повысят эффективность антитеррористической политики, персонифицируют ответственность и активизируют деятельность всех субъектов противодействия терроризму. В силу указанных обстоятельств совершенствование Модели возможно через реализацию следующих направлений.

1. Установление международного контроля за оборотом опасных предметов и средств: оружия, наркотиков, радиоактивных веществ.

Международное сотрудничество является необходимым условием обеспечения эффективности противодействия терроризму и должно осуществляться на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации [4, с. 83—84]. Основные усилия Российской Федерации в рамках международного контроля должны быть сосредоточены на таких направлениях, как выявление и устранение пробелов в международном праве в части, касающейся регламентации международного оборота данных предметов и средств.

2. Контртеррористические меры, непосредственно направленные на разобщение террористических организаций.

Важнейшей задачей является выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера. Разобщение террористических организаций возможно через создание соответствующего идеологического обеспечения и четкого убеждения членов данных организаций в ложной цели существования организации, недопустимости совершения террористических преступлений и искажении мотивов их деятельности.

Данное направление будет эффективно реализовываться в сочетании с такими мерами, как привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение антитеррористической безопасности граждан.

 

3. Целенаправленная борьба с транснациональной организованной преступностью, а также ликвидация каналов поставки оружия террористическим организациям.

На особую актуальность данного направления обращено внимание в Стратегии национальной безопасности РФ, в соответствии с которой к основным угрозам государственной и общественной безопасности отнесена деятельность транснациональных преступных организаций и группировок.

4. Совершенствование соответствующего идеологического обеспечения противодействия терроризму.

В соответствии с п. 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) данное направление можно реализовать посредством информационных и культурно-образовательных мер. Информационное меры заключаются в разъяснении сущности терроризма и его общественной опасности, формировании стойкого неприятия обществом идеологии насилия. Культурно-образовательные меры состоят в пропаганде социально значимых ценностей и создании условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога. Эти  меры реализуются с помощью единой информационной политики в стране и максимального использования антитеррористической пропаганды, в том числе рекламы.

Представляется, что ведущую роль в этой деятельности вместе со средствами массовой информации должны сыграть такие институты, как школа и иные учебные заведения, семья, система досуговых заведений, церковь, система массово-коммуникативного воздействия, военно-патриотические организации, волонтерские движения и др. [6, с. 38—42]. Идеологическое обеспечение будет эффективнее при активном освещении успехов правоохранительных органов в предупреждении и пресечении терроризма, обсуждении последствий терроризма на уровне журналистских расследований и авторских программ, а также доведении до населения сведений о судебных решениях по уголовным делам, связанным с террористической деятельностью.

Наибольшую эффективность совершенствование идеологического обеспечения противодействия терроризму достигнет при обеспечении государственного заказа средствам массовой информации на антитеррористическую рекламу. Преимущество государственного заказа очевидно, поскольку он позволит:

— провести мониторинг и определить необходимые вид и форму рекламы, особенности ее реализации в различных регионах, периодичность и продолжительность рекламы и др.;

— провести экспертизу качества рекламы;

— определить и обеспечить необходимое финансирование такой рекламы, контролировать расходование денежных средств;

— обеспечить более объективный и качественный процесс реализации рекламы;

— требовать и контролировать соблюдения средствами массовой информации действующего законодательства.

Следует указать, что реализация государственного заказа не приведет к нарушению независимости средств массовой информации, а сделает их более открытыми и доступными.

5. Ранняя профилактика терроризма.

Цель данного направления — в создании позитивной социальной среды вокруг лиц или групп лиц для удержания их от совершения различных террористических актов. В основе мер предупреждения лежит прекращение преступной деятельности лиц или групп лиц как путем применения мер государственного принуждения, так и использования арсенала средств, не связанных с принуждением: воспитания, защиты прав и законных интересов личности, оказания социальной и правовой помощи и др. Необходимо проводить активную работу, направленную на склонение лиц к добровольному отказу от совершения планируемых или подготавливаемых террористических преступлений, явке с повинной в правоохранительные органы с сообщением о совершенных ранее преступлениях либо на склонение данных лиц к деятельному раскаянию.

 

Список литературы

 

1. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. С. 320—325.

2. Мальков С.М., Шеслер А.В. Актуальные направления противодействия наркопреступности и наркомании в России // Особенности современной наркоситуации и основные направления противодействия наркопреступности: мат-лы междунар. науч.-практ. семинара (15 ноября 2012 г.). Красноярск, 2012. С. 20—35.

3. Мальков С.М. Государственная антитеррористическая политика Российской Федерации // Современные системы безопасности — Антитеррор: мат-лы конгрессной части Х специализированного форума (28—29 мая 2014 г.). Красноярск, 2014. С. 79—80.

4. Невирко Д.Д. Наркотерроризм как вызов современного терроризма и угроза национальной безопасности, основные направления противодействия // Современные системы безопасности — Анти-террор: мат-лы конгрессной части ХII специализированного форума (25—26 мая 2016 г.). Красноярск, 2016. С. 83—84.

5. Харитонов А.Н. Государственный контроль над преступностью:  автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 1997. С. 8.

6. Шеслер А.В., Мальков С.М. Актуальные направления противодействия наркопреступлениям и правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: мат-лы XVI междунар. науч.-практ. конф. (18—19 апреля 2013 г.). Красноярск, 2013. С. 38—42.