УДК 341(470)(430)

Страницы в журнале: 155-158

 

А.С. Линьков,

аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов Россия, Москва 6190885@gmail.com

 

Рассматриваются нормативно-правовая база взаимоотношений России и Германии, а также ключевые проблемы и перспективы развития отношений между странами.

Ключевые слова: Россия, Германия,  российско-германские отношения, соглашение, партнерство, кризис, европейская система безопасности.

 

Давно уже стал привычным  используемый в политическом и научном дискурсе тезис о том, что российско-германские отношения являются определяющими на европейском континенте в плане обеспечения мира и  евробезопасности.

Согласно общему мнению, Россию и Германию в принципе преследуют сходные проблемы, отчасти детерминированные их географическим положением. Германия, находясь в центре Европы, является одним из основных членов ЕС, следовательно, проблемы Евросоюза не могут не затрагивать ее интересы. Россия представляет собой своеобразный мост между Европой и Азией, что создает свои трудности — политическое третирование со стороны Запада и угрозы национальной безопасности со стороны Азии [7, с. 42].

Среди европейских партнеров России Германия занимает особое место. Именно ее раньше часто называли «адвокатом», «проводником российских интересов в ЕС и НАТО». Восточная политика ФРГ была, по сути, основой отношений Европейского сообщества со странами социалистического лагеря. Во многом особое отношение к роли Германии на восточном направлении сохраняется в ЕС и сегодня [3, с. 3]. Можно сказать точнее: в настоящее время Берлин безоговорочно занял доминирующую позицию по всему спектру восточной политики Европейского союза.

Если взять символические весы и взвесить на них те внешнеполитические достижения, которыми Россия в значительной степени обязана Германии, то можно вести речь о:

—  признании России в качестве государства — правопреемника СССР (ФРГ первой из ведущих зарубежных стран сделала это);

— быстром приеме в Большую восьмерку;

— предотвращении присоединения к НАТО Украины и Грузии;

— строительстве Северо-Европейского газопровода, против которого так рьяно выступали страны — транзитеры газа из Прибалтики (сейчас он известен как «Северный поток»).

Правовые отношения между двумя государствами основаны на Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве 1990 года, Совместном заявлении Президента РФ и Федерального канцлера ФРГ от 21.11.1991 и Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 года [14]. 

В настоящее время нормативно-правовая база российско-германских отношений включает в себя более трех десятков различных соглашений и договоров, а также ряд протоколов, подписанных с декабря 1992 года по май 2013 года. Практически все из них являются действующими [12].

Эти соглашения охватывают разнообразные стороны сотрудничества государств, начиная со сферы культуры и заканчивая военно-технической сферой. Так, первое Соглашение между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Германия о культурном сотрудничестве было заключено еще 16 декабря 1992 г., а последнее (по времени) Соглашение между правительствами об условиях размещения российского Дома науки и культуры в Берлине и немецкого Культурного центра им. Гёте в Москве было подписано  15 мая 2013 г.

Россия и Германия объединили свои усилия и в борьбе с международной преступностью, представляющей повышенную опасность, в частности с незаконным оборотом наркотиков, терроризмом, незаконным провозом иностранцев, торговлей людьми и т. п. [15].

Однако на фоне украинского кризиса германо-российские отношения стали стремительно ухудшаться. Более того, по мнению ряда российских и немецких экспертов, «их разъедает эрозия» [4]. Сегодня под вопросом даже историческое примирение двух народов. Так, Сабина Фишер (берлинский фонд «Наука и политика»), комментируя данные опросов населения Германии и России, отмечает: «Мы наблюдаем всестороннюю потерю доверия».

Можно уверенно утверждать, что именно события на Украине в феврале 2014 года (и, безусловно, добровольное присоединение Крыма к Российской Федерации в марте того же года) явились той точкой бифуркации, после которой внешнеполитические векторы России и ФРГ разошлись окончательно и, по всей видимости, на длительный период. Анализ первых же шагов Берлина после указанных событий наглядно показывает, что А. Меркель решительно идет на ухудшение отношений с Россией и принимает меры, направленные на нивелирование сложившегося в последнее десятилетие позитивного баланса в отношениях между нашими странами.

Во-первых, вероятно, именно А. Меркель предложила исключить Россию из состава Большой восьмерки [8] (по крайней мере она поддержала это решение и лично объявила о нем журналистам на пресс-конференции в марте 2014 года, назвав «аннексией» присоединение Крыма к Российской Федерации) [1].

Во-вторых, санкционная война Запада, объявленная нашей стране после указанных событий, могла бы и не состояться, не будь твердого желания на то Берлина и личной позиции федерального канцлера. Об этом прямо заявил известный финансовый аферист, американский миллиардер Дж. Сорос [17]. Правда, некоторые представители научного и экспертного сообщества предполагают, что А. Меркель не захотела остаться в изоляции в условиях беспрецедентной антироссийской кампании, спровоцированной, прежде всего, англосаксами. Но есть авторы, которые считают такую мотивацию сомнительной [10, с. 67].

В-третьих, именно Правительство Германии возражает против скорейшего предоставления россиянам безвизового режима. Вместо этого речь идет об облегчениях взаимных поездок, которые были закреплены 10 декабря 2003 г. Соглашением между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия [16].

В-четвертых, Берлин в политическом отношении дистанцируется от Москвы и демонстрирует, что Германия не намерена более выступать в роли «адвоката России» в Европе. О кризисе германо-российских отношений можно говорить начиная, например, с весьма холодного приема Президентом Германии Й. Гауком Президента России В.В. Путина в Берлине летом 2012 года. Президенты двух стран до сих пор, судя по всему, избегают новой встречи. Правда, это касалось, по сути, только политики [4].

Главный редактор журнала «Международная жизнь» А. Оганесян отмечает, что Германия десятилетиями шла к своему лидерству в Европе: сложный путь примирения с историческим врагом — Францией и ближайшими соседями, «немецкое экономическое чудо», вожделенное воссоединение ФРГ и ГДР, и, наконец, достижение неоспоримого лидерства в Европе. Пользуясь терминологией Realpolitik, именно гарантии обеспечения этой с таким трудом достигнутой роли в Европе могли стать компенсацией для «разворота» Берлина к американскому берегу [10, с. 65]. Дело в том, что США являются крупнейшим рынком сбыта германских товаров за пределами ЕС: прямые инвестиции США в экономику Германии, по данным на 2010 год, составили 106 млрд долл., в то время как прямые инвестиции Германии в экономику США — 213 млрд долл. В то же время, согласно данным Росстата, на конец 2013 года объем инвестиций Германии в Россию был на уровне 21,3 млрд долл. [10, с. 67].

Следует согласиться с А. Оганесяном: экономика для Германии всегда была на первом месте. Однако нельзя не учитывать такой немаловажный аспект, каким является ее энергетическая безопасность: вряд ли в ближайшем будущем США смогут обеспечить потребности этой страны в поставках сжиженного газа.

В чем же главная причина столь серьезного кризиса российско-германских отношений?

Полагаем, прежде всего, — в принципиальном расхождении Москвы и Берлина во взглядах на универсальные общечеловеческие и традиционные ценности: Россия отстаивает сохранение традиционной семьи, в Германии же преобладает иная точка зрения. Нельзя не учитывать и влияние на исторический процесс человеческого фактора: Ангела Меркель в прошлом — восточная немка; падение Берлинской стены и объединение Германии, безусловно, произвели неизгладимое впечатление на будущего федерального канцлера. С нашей точки зрения, А. Меркель будет идти, как говорится, до победного конца в нынешнем противостоянии Берлина и Москвы.

Есть и еще один весьма серьезный аспект, имеющий прямое отношение не только к европейской, но и глобальной безопасности. Речь идет о «призраке войны», который вновь «бродит по Европе». В марте 2013 года открыто заговорил о «демонах войны в Европе» премьер-министр Люксембурга и экс-глава Евро-группы Жан-Клод Юнкер. С его точки зрения, происходящие в Евросоюзе столкновения интересов крупнейших держав, неравномерность их экономического и социально-политического развития, а также расслоение общества напоминают ситуацию, сложившуюся в Европе столетие назад, примерно за год до начала Первой мировой войны [18].

Прошло немногим более двух лет с момента нерадостного прогноза Ж.-К. Юнкера, и в мае 2015 года в Европе все снова заговорили о возможности войны. Причиной тому стали нестабильность и насилие у границ ЕС и НАТО и очевидная неспособность альянса оперативно обеспечить коллективную безопасность стран Евросоюза. Европа переживает кризис безопасности, обострились  экономические и политические противоречия между государствами, и не в последнюю очередь эти противоречия связаны с позицией отдельных членов блока НАТО по поводу отношений с Россией [2]. О реальности угрозы ядерной войны вполне серьезно говорят такие известные политические деятели, как Пол Крейг Робертс [11], Ноам Хомский [9],  Джеффри Сакс [5].

Знаковым можно считать принятое А. Меркель в марте этого года решение о приостановке военного сотрудничества ФРГ с Российской Федерацией. Речь идет о контракте немецкого оружейного концерна Rheinmetall AG с Минобороны России, согласно которому Rheinmetall AG строит центр боевой подготовки сухопутных войск в Мулино под Нижним Новгородом. Строительство должно завершиться в этом году. Предполагалось, что на территории центра ежегодно смогут проходить обучение 30 тыс. солдат. Сумма контракта — 100 млн евро. Кабинет министров А. Меркель в сложившихся условиях считает такое сотрудничество неприемлемым [6].

В феврале 2015 года в Берлине состоялась презентация новой немецкой военной доктрины, которая в 2016 году должна быть закреплена в «Белой книге». Глава Министерства обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен не скрывает, что новая стратегия вызвана, прежде всего, изменившейся позицией Германии по отношению к России. В «Белой книге» 2006 года Берлин еще называл Москву партнером, но теперь «ясно, что Россия в настоящий момент больше не является партнером, однако она не должна стать противником» [13].

Итак, перспективы российско-германских отношений в данный момент являются весьма непредсказуемыми. Однако можно с большой долей уверенности говорить о том, что различные формы парадипломатии (так называемой мягкой силы), деятельность всевозможных НПО, а также контакты и связи в культурной и научной сферах, существующие между двумя странами, не будут свернуты. Именно они в современных реалиях призваны оказывать позитивное и объединяющее влияние на социальную психологию российского и германского гражданских обществ.

 

Список литературы

 

1. «Большая восьмерка» исключила Россию. URL:─ http://glob-news.com/bolshaya-vosmerka-isklyuchila-rossiyu.html

2. В Европе внезапно все снова говорят о войне // Die Welt. 2015. 14 мая. URL: http://lifenews.ru/news/153938

3. Басов Ф.А. Политика Федеративной Республики Германия по вопросу формирования общего пространства внешней безопасности России и Европейского союза: автореф. дис… канд. полит. наук. М., 2012.

4. Бушуев М. Германо-российские отношения разъедает эрозия // Die Welt. ─2015. ─7 февр. URL: http://www.dw.de/германо-российские-отношения-разъедает-эрозия/a-18282471

5. Джеффри Сакс. У мировых лидеров есть полгода, чтобы спасти мир. URL: http://ria.ru/world/20150603/1068005193.html

6. Карапетян А. СМИ: ФРГ приостанавливает военное сотрудничество с РФ из-за событий на Украине. URL: http://www.vm.ru/news/2014/03/19/smi-frg-priostanavlivaet-voennoe-sotrudnichestvo-s-rf-iz-za-sobitij-na-ukraine-240438.html

7. Коновалова О.А. Основные приоритеты в российско-германских отношениях в 1990–2000-е годы // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2012. ─№ 4.  С. 40—46.

8. Меркель: «Большой восьмерки больше не существует». URL: http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2014/03/140320_rn_merkel_g8_russia.shtml

9. Ноам Хомский: «Мир мчится к пропасти». URL: http://ru.euronews.com/2015/04/17/chomsky-says-us-is-world-s-biggest-terrorist

10. Оганесян А. Ловушка для Германии // Международная жизнь. ─2015. ─ № 2. ─С. 65—70.

11. Отец «рейганомики» Пол Крейг Робертс: «Если русские не проснутся, то станут историей!». URL:  http://www.kp.ru/daily/26197/3084667/

12. Перечень двусторонних международных договоров Российской Федерации. URL:  http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf

13. Розе А. Германия пересмотрит военную доктрину // Российская газета. ─ 2015. ─ 18 февр. URL:  http://rg.ru/2015/02/19/german.html#

14.          Российско-германские отношения (справка). URL: http://www.mid.ru/ns-reuro.nsf/ZUstrana/0203FE9F64A3FB3844257A000043BA6A?opendocument

15. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в борьбе с преступлениями, представляющими повышенную опасность, от 03.05.1999. URL:  http://www.mid.ru/bdomp/ spd_md.nsf

16. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия от 10.12.2003. URL: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf

17. Сорос: «Без Меркель не было бы санкций против России». URL:  https://news.mail.ru/politics/21620201/?frommail=1

 

18.          Юнкер: «Узконациональные идеи могут разбудить демонов войны в Европе». URL: http://www.vz.ru/news/2013/3/15/624567.print.html