УДК 342.951

Страницы в журнале: 35-39

 

В.И. Евтушенко,

кандидат юридических наук, зав. базовой кафедрой правового регулирования миграционных процессов юридического института Белгородского государственного университета Россия, Белгород 77712@live.ru

С.И. Дуюн,

аспирант кафедры административного и международного права юридического института Белгородского государственного университета Россия, Белгород77712@live.ru

 

Рассмотрена возможность определения общего правового статуса мигранта. Указывается, что большинство ограничений прав мигрантов связано именно с наличием либо отсутствием у них гражданства Российской Федерации. Сделан вывод о том, что гражданство непосредственно влияет на объем прав и свобод личности, что позволяет выделить его в качестве элемента специального статуса мигранта. Соответственно, мигранты являются лицами, обладающими собственным правовым статусом, который состоит из следующих элементов: прав мигрантов, обязанностей, юридических гарантий, правосубъектности, гражданства. Делается вывод о том, что правовой статус мигрантов не является общим и зависит от их категорий.

Ключевые слова: мигрант, миграция, правовой статус, внутренний мигрант, внешний мигрант, гражданство.

 

Мигранты обладают специальным правовым статусом. Статус мигранта — это сложная, собирательная правовая категория. Каждый вид мигрантов обладает собственным правовым статусом. Так, существует правовой статус беженца  [3], трудового мигранта [4], экологического мигранта [2] и т. д.

Рассмотрим возможность определения общего правового статуса мигранта, то есть присущего всем категориям мигрантов в их наиболее общем определении — как «…физических лиц, осуществляющих пространственно-территориальное перемещение за пределы населенного пункта своего постоянного места жительства на срок не менее 24 часов» [1].

Рассматривая права различных категорий мигрантов, необходимо отметить, что при определении их объема следует различать внутренних и внешних мигрантов, поскольку их права существенно разнятся.

Внутренние мигранты передвигаются по территории страны, являются, как правило, гражданами Российской Федерации и, следовательно, обладают всеми правами граждан Российской Федерации. Внешние мигранты делятся на эмигрантов и иммигрантов. Эмигранты, то есть лица, которые выезжают за пределы Российской Федерации, обладают правами того государства, которое их принимает, с ограничениями, которые введены принимающим государством для данного круга лиц. Иммигранты, то есть лица, которые прибывают на территорию Российской Федерации из других стран, обладают правами граждан Российской Федерации с изъятиями, которые предусмотрены федеральными законами.

Статья 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) устанавливает, что иностранные граждане на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Часть таких ограничений установлена непосредственно данным нормативным актом. В частности, п. 1 ст. 12 данного закона устанавливает невозможность иностранных граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдумах, проводимых государством. Работать на территории Российской Федерации иностранные граждане могут только при наличии специального разрешения (п. 4 ст. 13).

Отдельные категории мигрантов, наоборот, наделяются дополнительными правами, гарантируемыми и обеспечиваемыми государством.

Например, ст. 6 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон № 4528-1) установила следующие права беженцев:

— бесплатное получение услуг переводчика;

— обеспечение за счет государства проезда и провоза багажа к месту пребывания;

— получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи;

— обеспечение местом проживания в центре временного размещения;

— обеспечение питанием и коммунальными услугами;

— обеспечение медицинской и лекарственной помощью;

— получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве.

Большое количество дополнительных прав получила категория вынужденных мигрантов, пострадавших от экологических катастроф (но не любых, а строго определенных законодательством) («экологические беженцы»). Права данной категории вынужденных мигрантов регулируются целым рядом нормативных актов. К ним относятся:

— Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

— Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

— Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Что касается установленных законодательством обязанностей мигрантов, то, как справедливо заметила Н.А. Лимонова, «к сожалению, обязанности в гораздо меньшей степени исследованы учеными, чем права… Задача правовой науки — обратить на них более пристальное внимание, поскольку обязанности незримо “сопровождают” все права в процессе их реализации» [7, с. 33].

Действительно, существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые им корреспондируют, вытекают непосредственно из них, являются их оборотной стороной.

Обязанности представляют собой меру необходимого поведения человека. В.Ф. Кириллов так обосновал необходимость существования обязанностей: «Нельзя представить себе человека, имеющего только одни права или несущего только одни обязанности. Реальная свобода может выражаться только в том случае, когда она основана на порядке, урегулированном правом, а порядок этот есть единство прав и обязанностей» [6, с. 162].

Обязанности у разных категорий мигрантов, естественно, разные, однако, если исходить из того, что мигрант — это лицо, которое передвигается территориально с целью перемены места жительства, то главное право, реализуемое мигрантом, — это право на свободу передвижения, и ему корреспондирует главная обязанность: для внутренних мигрантов — зарегистрироваться на новом месте жительства, а для внешних мигрантов — стать на миграционный учет.

Многие авторы обращают внимание на то, что нормы вышеуказанных нормативных актов не соответствуют конституционному праву на свободу передвижения, нарушая его. Например, Э.С. Карпов по данному поводу замечает: «Некоторые положения вышеуказанного закона не соответствуют нормам Конституции России. С одной стороны, он провозглашает право человека на свободный выбор места жительства и уведомительный характер регистрации, с другой — при уведомлении гражданин обязан предоставить милиции документы, подтверждающие его право на проживание в том или ином месте. Одним из существенных недостатков закона, препятствующих реализации права граждан на свободу передвижения, является сохранение института временной регистрации, который не имеет аналогов в мире» [5, с. 251].

На наш взгляд, данная норма Конституции РФ не противоречит. Во-первых, временной регистрации подлежат граждане, которые прибыли на новое место жительства на срок свыше 90 дней. До истечения этого срока они вправе вообще не регистрироваться по месту пребывания. Указанная норма не ограничивает право на свободу передвижения, а скорее гарантирует исполнение лицом, переехавшим на новое место жительство, своих обязательств перед иными лицами, а также перед государством. Лицо, которое прибыло на новое место жительства, для осуществления регистрации обязано предоставить документ, являющийся основанием для проживания гражданина в данном помещении. Э.С. Карпов считает, что тем самым вводится имущественный ценз.

Считаем такую позицию необоснованной. Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является правовым государством. Однако граждане правового государства действуют в соответствии и на основании закона. Статья 3 Жилищного кодекса РФ устанавливает: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения». Вселение в любое жилое помещение представляет собой отношение, которое возникает на основе права. Лицо не может вселиться в жилое помещение, соответствующим правом не обладая. И именно для соблюдения прав иных лиц лицо, которое хочет вселиться в помещение и (или) зарегистрироваться в нем, обязано обосновать свои права на него.

Обязанности внешних мигрантов, ограничивающие их свободу перемещения по территории Российской Федерации, устанавливаются Законом № 115-ФЗ.

Обязанность иностранного мигранта, прибывшего на территорию Российской Федерации, становиться на миграционный учет по месту пребывания установлена Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Помимо данной обязанности, внешние мигранты, въезжающие на территорию Российской Федерации, несут еще ряд обязанностей, зафиксированных в различных нормативных актах.

Так, если иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации, хочет работать, ему вменяется в обязанность получить патент либо разрешение на работу (ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ); при осуществлении процедуры признания лица беженцем лицо обязано пройти медицинский осмотр (п. 2. ст. 6 Закона № 4528-1); лицо, ходатайствующее о признании беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, обязано пройти процедуру идентификации личности, государственную дактилоскопическую регистрацию по месту подачи ходатайства (п. 3. ст. 3 Закона № 4528-1) и т. д.

Юридические гарантии по сути представляют собой обязанности государства по обеспечению прав и свобод личности. Юридические гарантии можно разделить на международно-правовые и внутригосударственные.  Международно-правовые гарантии прав человека и гражданина закрепляются в международных пактах по правам человека и других международных нормативных актах.  Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами.

Конституция РФ устанавливает следующие гарантии по соблюдению прав и свобод человека и гражданина: самозащита прав и свобод (ч. 2 ст. 45), судебная защита (ст. 46), международная защита (ч. 3 ст. 46), возмещение вреда (ст. 53).

В отношении мигрантов Российское государство устанавливает различные виды гарантий в зависимости от категории, к которой принадлежит мигрант. Например, согласно ст. 10 Закона № 4528-1 не подлежат возвращению на территорию своего прежнего места жительства не только лица, признанные беженцами, но и лица, подавшие такое ходатайство, а также утратившие статус беженца или лишенные такого статуса при сохранении на территории своего прежнего места жительства обстоятельств, которые заставили лицо ее покинуть.

В то же время если больше таких обстоятельств нет, а лицо официальный статус беженца не получило, то оно в соответствии с п. 5 ст. 10 вышеуказанного закона обязано покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.

Следует обратить внимание на то, что гарантии и права тесно взаимосвязаны. Любое право, закрепленное в нормативном акте, должно быть не только продекларировано, но и обеспечено государством. То есть в нормативном акте должно быть обязательно предусмотрено, каким образом данное право может быть исполнено. Например, п. 5 ст. 15 Закона № 4528-1 предусматривает, что обеспечение социальных прав и гарантий лиц, признанных беженцами, в части, в которой на них распространяются права и гарантии граждан Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с их компетенцией по обеспечению социальных прав и гарантий граждан Российской Федерации.

Согласно п. 1 данной статьи мероприятия по приему, проезду и размещению лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также расходы на прием лиц, получивших временное убежище, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Подпункт 4 п. 1 ст. 7 указанного закона устанавливает право вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение социальных выплат на приобретение жилых помещений.

Порядок предоставления указанных социальных выплат за счет средств федерального бюджета определен в постановлении Правительства РФ от 08.11.2000 № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации».

Понятие правосубъектости включает в себя три правовых категории: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Мигранты как лица, обладающие особым правовым статусом, имеют собственную правосубъектность, отличающую их от остальных лиц. Что касается правоспособности, то она является общей для всех категорий человеческих существ, а вот при установлении дееспособности и деликтоспособности у мигрантов можно выделить особенности, отличающие их от лиц иных категорий.

Мигранты, выезжающие с территории Российской Федерации, являясь гражданами Российской Федерации, до отъезда с территории России обладают всеми правами. Их дееспособность полностью соответствует дееспособности любого гражданина Российской Федерации. Ее особенности устанавливаются статьями 21, 26—30 Гражданского кодекса РФ. У временных мигрантов, прибывающих на территорию Российской Федерации, дееспособность будет определяться законодательством их гражданства, что следует из п. 1 ст. 1195, п. 1 ст. 1197 ГК РФ. У мигрантов, которые прибыли в Россию на постоянное место жительства, дееспособность будет определяться по российскому праву (пункты 3, 4, 5 ст. 1195, п. 1 ст. 1197 ГК РФ). Однако на территории России их дееспособность будет ограничена действующими федеральными законами на основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ. Такие ограничения тесно связаны с наличием или отсутствием у мигрантов гражданства Российской Федерации.

Мигранты также имеют собственную деликтоспособность. Например, только к незаконным мигрантам может быть применен такой вид ответственности, как административное выдворение за пределы территории Российской Федерации.

Эта мера наказания устанавливается в главе 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации» в качестве наказания за отдельные виды нарушений миграционного законодательства (например, ч. 2 ст. 18.1; ч. 2 ст. 18.4; статьи 18.8, 18.10; ч. 1 ст. 18.11; ч. 2 ст. 18.17; ст. 18.18  и т. д.).

Кроме того, данная глава содержит специфические составы правонарушений, за которые могут понести наказание исключительно мигранты, являющиеся лицами без гражданства или иностранными гражданами.

Гражданство непосредственно влияет на объем прав и свобод личности, что позволяет выделить его в качестве элемента специального статуса мигранта. Основные права человека и гражданина, которые закреплены в Конституции РФ, распространяются на всех, в том числе и на мигрантов. Однако большинство ограничений прав мигрантов связано именно с наличием либо отсутствием у них гражданства Российской Федерации.

Так, согласно статьям 5, 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственными служащими как на военной, так и на гражданской государственной службе могут являться исключительно граждане Российской Федерации. Для того чтобы трудоустроиться на территории Российской Федерации, иностранные граждане должны получить разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Пункт 2 ст. 11 указанного закона ограничивает право иностранных граждан на свободу передвижения, устанавливая, что временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 12 указанного закона иностранные граждане не вправе избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдумах, проводимых органами государственной власти.

Также иностранцы и лица без гражданства имеют и другие ограничения в своем правовом статусе, установленные действующими федеральными законами.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что мигранты являются лицами, обладающими собственным правовым статусом, который состоит из следующих элементов: прав мигрантов, обязанностей, юридических гарантий, правосубъектности, гражданства. В то же время подробное рассмотрение данного вопроса не позволило сформулировать понятие общего правового статуса мигрантов, присущего всем видам мигрантов. Соответственно, правовой статус мигрантов не является общим и зависит от категорий мигрантов.

 

Список литературы

1. Евтушенко В.И. Миграция: критерии понятия // Актуальные проблемы Российского права. 2011. № 4 (21).

2. Евтушенко В.И. Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев и экологических мигрантов: сравнительно-правовой анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета: серия Философия, Социология, Право. 2009. №10 (65). Вып. 9.

3. Евтушенко В.И. Правовой статус беженца в Российской Федерации. Белгород, 2006.

4. Евтушенко В.И., Неделько И.А. Теоретико-правовые основы регулирования трудовой миграции // Юридическая наука и практика: история и современность: сб. материалов 1-й междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2013. Вып. 1.

5. Карпов Э.С., Халак О.Н. О реализации права на свободу передвижения в России // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 1 (2).

6. Кириллов В.Ф. Конституционное право Российской Федерации: учеб. пособие. Тюмень, 2008.

 

7. Лимонова Н.А. Обязанности как структурный элемент правового статуса личности в области свободы передвижения // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2.