УДК  342.53:329

Страницы в журнале: 40-44 

 

А.А. Дарков,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Государственного университета по землеустройству, Вице-президент Московского юридического клуба, председатель Московского юридического экспертного совета Россия, Москва darckov@yandex.ru

Определение закономерностей правового регулирования деятельности политических партий стало результатом проведенных исследований исторических особенностей развития этого общественного и правового института на разных этапах российской государственности. Важнейшей закономерностью изучения истории правового регулирования российской многопартийности является то, что именно отсутствие политического опыта, возможности правового анализа истории и современности, отсутствие объективной системы прогнозирования, постепенно снижающийся уровень качества юридического образования и правовой культуры, в конечном счете, являются предпосылками для развития авторитаризма. Вопрос о степени и мере реализации гражданских прав и свобод, о сочетании демократических принципов с политической и социально-экономической целесообразностью имеет для современной России первоочередное значение.

 Ключевые слова:  тенденции, деятельность, закономерность, правовое регулирование, политические партии.

 

Выявление основных закономерностей правового регулирования деятельности политических партий стало результатом проведенных нами исследований исторических особенностей развития этого важного общественного и правового института на разных этапах российской государственности.

Под закономерностями правового регулирования понимаются особенности общественного развития, обусловленные процессом совершенствования законотворческой деятельности, динамикой общественных отношений в политической сфере. Понимание и актуализация этих закономерностей — необходимое условие для обоснования общих и частных форм и методов правового регулирования.

К проблематике, связанной с выявлением закономерностей и тенденций развития правового регулирования в изучаемой сфере, обращались многие зарубежные и отечественные исследователи. Так, по мнению М. Дюверже, «в любой стране (за исключением государств с однопартийным режимом) сосуществуют несколько партий: формы и способы этого сосуществования определяют “партийную систему” рассматриваемой страны. Эта детерминация включает два ряда элементов, характеризуется двумя рядами элементов. Прежде всего, это сходство и различие, присущие внутренней структуре каждой из системообразующих партий» [1, с. 45].

В современной российской юридической науке проблема закономерностей правового регулирования деятельности политических партий представлена работой Л.М. Карапетяна «Политические партии в судьбах России». С точки зрения этого исследователя, «эволюция политических партий прошла ряд исторических этапов: от возникновения как представительной части граждан для защиты их интересов, приобретения правовой институционализации в политической системе общества до современной утраты ими социально-классовой природы и превращения в “штабы” по обеспечению избрания своих представителей в парламент, другие органы власти» [2, с. 14].

Если рассматривать развитие политических партий в России с позиций теории государства и права, то можно выделить четыре периода, связанных с правовым регулированием российской многопартийности. Специфика правового регулирования в каждый из этих периодов обусловлена наличествующим в то время в стране политическим режимом.

1. Период правового регулирования деятельности политических партий в Российской империи (последняя четверть XIX века — февраль 1917 года).

2. Период буржуазно-демократического режима в России (февраль — октябрь 1917 года).

3. Период правового регулирования деятельности политических партий в  социалистическом государстве (октябрь 1917 года — 1991 года).

4. Создание современной российской многопартийности и современное правовое регулирование деятельности политических партий (1991 год — настоящее время).

Анализируя уровень развития общественных отношений, можно сделать вывод о том, что каждый из определенных выше хронологических периодов характеризуется своими особенностями.

Возникновение политических партий и партийных систем в конце XIX — начале XX века в России связано со своеобразием ее исторического развития: оно происходило в период контрреформ, усиления давления на общество со стороны малоэффективного архаичного государства, и во многом определило дальнейший характер взаимоотношений политических партий и власти, что находило отражение в методах осуществляемого государством правового регулирования.

Становление общественных отношений сдерживал прежде всего низкий уровень развития правовой культуры и образования и отсутствие парламентаризма. Политические реформы, какими бы яркими и значимыми они ни казались, оставляли в неизменном виде самодержавный характер русской монархии в вопросах осуществления государственной власти. В то же время создавались основы качественно новой политической системы, в которой сильная исполнительная власть выступала реальным противовесом законодательной думе, а политические партии, хотя и переживали кризис, тем не менее сохранили свои идейно-политические платформы и социальную базу.

В Российской империи главной причиной, тормозящей развитие общественных институтов, была проводимая государством политика, направленная на сохранение элементов архаичной сословной монархии, противодействие созданию общегосударственных органов народного представительства, органов власти, основанных на принципе разделения властей, подавление всех форм инакомыслия, ограничение гражданских прав и свобод.

В начале первого периода правовое регулирование носило запретительный, репрессивный характер. Такое положение способствовало развитию политических партий как нелегальных общественных формирований, создаваемых с революционными целями. Бурно развивающиеся общественные отношения, составляющие предмет регулирования, намного опережали действия органов государственной власти по созданию правовой основы деятельности политических партий.

После опубликования Манифеста от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положения о выборах в Государственную думу, Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основных законов от 23 апреля 1906 г. появилась частичная возможность для осуществления активного партийного строительства и зарождения в России основ парламентаризма. Однако эффективной правовой базы, регулирующей деятельность политических партий, создано не было.

В период с февраля по октябрь 1917 года в России сложилась принципиально новая общественно-политическая и экономическая обстановка, когда именно политические партии играли максимальную роль в судьбе демократических преобразований. Но и тогда отсутствие общегосударственной правовой основы регулирования деятельности политических партий имело отрицательные последствия.

Итогом несогласованности и незавершенности действий государственной власти стала быстрая трансформация демократического политического режима в авторитаризм. Фактически, это был период борьбы (в том числе и вооруженной) крупнейших политических партий за власть.

Политические партии, выступавшие за насильственное разрушение старого политического и социального порядка, и, в первую очередь, самые радикальные из них — большевики и левые эсеры — получили поддержку широких масс за счет своей решительности и полного отрицания самих основ прежнего общества. Именно эти партии и добились своих целей в октябре 1917 года.

Законодательный опыт Временного правительства, в частности, по поводу регулирования политических прав, создания и деятельности общественных объединений является важным историческим уроком. Одной из тенденций, характерных для нескольких исторических эпох истории нашей страны, является то, что периоды демократизации институтов гражданского общества в условиях отсутствия у общества политической зрелости и правовой культуры трансформируются в тоталитаризм.

Советский этап правового регулирования деятельности политических партий обусловлен существованием авторитарного режима с разной степенью демократизации в отдельные исторические периоды. В начале этого периода марксистский тезис о диктатуре пролетариата трансформировался в России в режим диктатуры от имени пролетариата. Произошло постепенное установление доминирующей роли одной политической партии. На смену авторитарному режиму самодержавия через краткий период буржуазной республики пришел авторитарный режим РКП(б) — ВКП(б) — КПСС.

Исторический феномен РКП(б) заключается в том, что она как «организация профессиональных революционеров», обладающая жесткой внутренней дисциплиной и не останавливающаяся ни перед чем ради захвата и удержания государственной власти, оказалась наиболее готовой к решительным действиям в момент кризиса всей структуры российского государства и общества. Победа в гражданской войне, ликвидация политических оппонентов сделали партию большевиков не просто правящей партией, но единственной политической партией в стране.

Правовое регулирование третьего периода представляет собой механизм становления, функционирования и кризиса тоталитарного политического режима. На начальном этапе он характеризуется уничтожением правовой основы многопартийности.

Конституции СССР 1936, 1977 гг. и Конституции РСФСР 1937, 1978 гг. закрепили статус ВКП(б) — КПСС в качестве основного элемента политической системы.

В период 1970-х годов, несмотря на появление элементов демократизации общественной жизни, продолжали развиваться процессы, свидетельствующие о деформации политической системы. Сферы законодательства и представительной власти испытывали давление социалистической идеологии и были формализованы. Существенно усилилась роль партийной бюрократии.

Очевидно, что в советском обществе были достигнуты весьма существенные результаты в научной правовой сфере. Реализуя нормы конституций СССР и РСФСР, государство подняло высшее образование на качественно новый уровень. Но нельзя отрицать и наличие принципа «партийности науки», повсеместно внедряемого в сфере гуманитарного образования.

В результате отсутствия политического и идеологического плюрализма наше общество оказалось неспособным противостоять западным общественно-политическим технологиям.

Четвертый период характеризуется трансформацией авторитаризма, началом демократических преобразований, что привело в итоге к созданию в России суверенного демократического государства.

На начальном этапе преобразований ликвидация доминирующей роли КПСС, осуществление радикальных демократических изменений, развитие институтов рыночной экономики вызвали значительную активизацию общественных процессов и в итоге привели к смене политического режима.

В период с 1991 по 1999 год действующее законодательство о политических партиях регулировало в значительной степени лишь общие вопросы их деятельности, наиболее поверхностный слой общественных отношений, связанных с реализацией прав граждан на объединение в политические партии. Общественные отношения, сопряженные с политическими партиями, существенно опережали правовое регулирование, что характерно для переходного периода от авторитарного режима к демократии. В дальнейшем в России в результате осуществления реформ законодательства сложилась политическая система, выражавшая преимущественно интересы крупных политических партий, представленных в Государственной Думе Российской Федерации.

Более позднее правовое регулирование (1999 — 2014 гг.) показало, что только эффективное обеспечение взаимодействия государственных и общественных структур, создание правовой базы, гарантирующей реальные возможности для развития прав граждан, является важнейшей формой поддержки государством гражданского общества.

К основным закономерностям этого периода относятся следующие:

— дальнейшее реформирование законодательной базы, регулирующей правовой статус политических партий в Российской Федерации. Основной тенденцией процесса такого реформирования можно назвать усиление роли государства в политической и общественной жизни, укрупнение политических партий при соблюдении (в общих чертах) демократических принципов и норм правового регулирования;

— изменение вектора правового регулирования под влиянием политической целесообразности.

На основе анализа правового регулирования деятельности политических партий в России в отдельные хронологические периоды, можно сформулировать следующие выводы.

1. Поскольку политические партии по своей сути являются инструментом достижения государственной власти, то и весь характер правового регулирования их деятельности определяется уровнем взаимоотношений государства и гражданского общества, и, что характерно для современного правового регулирования, является индикатором того, насколько государство заинтересовано в поддержке своей политики политическими партиями.

2. Одним из важнейших принципов правового регулирования в этой сфере был и остается принцип политической целесообразности. Чем слабее позиции государства в общественной жизни, тем больше существует политических партий, тем активнее их деятельность, тем либеральнее законодательство о политических партиях. Усиление позиций государства, его более активная роль в экономической, политической и социальной сферах почти всегда приводит к понижению значения политических партий и соответственно отражается в правовом регулировании.

Следовательно, усиление роли государства или одной правящей партии приводит к осуществлению менее либерального правового регулирования в отношении других политических партий. Одним из вариантов правового регулирования в данных обстоятельствах может стать понижение правового статуса политических партий как инструмента достижения государственной власти при формальном сохранении или даже увеличении их числа.

2. Не только политические режимы определяют роль и место политических партий, но и развитие партий коренным образом видоизменяет структуру политических режимов. Эта закономерность проявляется практически на всех этапах истории правового регулирования их деятельности.

3. Объективно демократическое правовое регулирование деятельности политических партий осуществлялось в периоды с февраля по октябрь 1917 года и с октября 1991 года (когда был принят Закон СССР от 09.10.1990 № 1708-1 «Об общественных объединениях» и внесены изменения в Консти-туцию СССР) по настоящее время. Из данного положения следует вывод об отсутствии у российского общества опыта цивилизованной политической деятельности, основанной на подлинно демократических принципах, а не западных политических технологиях. Тем важнее потребность в объективной оценке роли и значения политических партий в политической системе.

4. Важнейшей закономерностью исследования истории правового регулирования российской многопартийности является то, что именно отсутствие политического опыта, возможности правового анализа истории и современности, отсутствие объективного прогнозирования, низкий уровень образования и правовой культуры в конечном счете оказываются предпосылками для развития авторитаризма.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что важнейшей задачей, которую должны совместно учиться реализовывать гражданское общество и государство, является развитие правовой и политической культуры, формирование подлинно демократического правосознания, незамутненного чуждыми России политическими технологиями. В современной исключительно сложной экономической и политической обстановке вопрос о степени и мере реализации гражданских прав и свобод, о сочетании демократических принципов с политической и социально-экономической целесообразностью имеет для  России первоочередное значение.

 

Список литературы

 

1. Дюверже М. Политические партии / пер. с фр. Л.А. Зиминой. 4-е изд. — М., 2007.

 

2. Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. — СПб., 2009.