УДК 342.95:340.131.4

Страницы в журнале: 31-34

 

А.Ю. Сафонов,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка  Волгоградской академии МВД России Россия, Волгоград ele12327@yandex.ru

 

Рассматривается один из основных принципов деятельности полиции — законность. Дается классификация и раскрывается содержание основных элементов законности в деятельности полиции. Анализируются основные проблемы по обеспечению законности в административной деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: закон, законность, элемент, деятельность, полиция, полномочия, норма.

 

Сочетание элементов обеспечения законности предоставляет возможность, с одной стороны, качественно выполнять контроль и надзор за всеми направлениями административной деятельности полиции, с другой стороны, разграничивать полномочия контрольных и надзорных инстанций, с тем чтобы не допускать дублирования в своей работе.

«Закон — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения» [2, с. 24].

Таким образом, закон отражает обязательные нормативные установки, необходимые нормы поведения, регламентирует наиболее значимые общественные отношения и, следовательно, является источником права. Закон обладает высшей юридической силой, от других схожих правовых актов отличается по процедуре принятия и субъекту. Содержательное и целевое направления закона схожи с другими нормативно-правовыми источниками.

«Законность — это строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами» [6, с. 56].

Необходимость исполнения требований законодательства абсолютно всеми без исключения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными организациями — неотделимый элемент обеспечения законности. Причем обозначенное условие знаменует не только то, что в действительности все названные субъекты априори должны четко и во всем придерживаться установленных законодательством норм поведения, но и то, что элемент обязательности содержит также и право государства принудить субъекта к соблюдению требований закона, т. е. полномочие по применению в отношении правонарушителей узаконенных мер государственного принуждения, среди которых значимое место занимает наказание.

Претворение в жизнь норм права на основе и во исполнение закона является ключевым фактором административно-распорядительной деятельности полиции. Фактически оно воплощается в реализации полицией административных полномочий и находит выражение в издании тех или иных управленческих актов.

Наиболее важным из прикладных направлений применения понятия законности является оценка по данному критерию состояния дисциплины и работы с кадрами в службах и подразделениях Министерства внутренних дел РФ [4, с. 12—18].

В текущей повседневной деятельности органов полиции законность выражается в следующих элементах: во-первых, в четком определении структуры и полномочий подразделений полиции в законах и подзаконных нормативных актах; во-вторых, в строгом соответствии с требованиями и принципами права; в-третьих, в безусловной подзаконности всей правоприменительной деятельности; в-четвертых, в строжайшем соответствии нормативных актов, издаваемых органами внутренних дел, положениям Конституции РФ и федеральному законодательству. Законность является основным показателем уровня и результатов служебной деятельности полиции.

Первостепенные требования, касающиеся обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, нашли свое отражение в ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции).

Под законностью как принципом деятельности полиции следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных нормативных актов всеми без исключения сотрудниками полиции [1, с. 30].

Принцип законности в деятельности полиции — это требование от всех структурных звеньев и сотрудников полиции осуществления своих полномочий и реализации функций в строжайшем соблюдении положений и основ Конституции РФ, Закона о полиции и иных нормативных актов, регламентирующих правовой статус и деятельность полиции.

С одной стороны, деятельность органов полиции является инструментом обеспечения законности в функционировании органов государства, местного самоуправления, их должностных лиц, юридических и физических лиц. С другой стороны, любой отдельно взятый акт административно-распорядительной деятельности полиции и их совокупность, в свою очередь, должны соответствовать закону. Иначе полиция окажется не в состоянии реализовать свою социальную функцию, определенную ей государством. Нарушение законодательства, какую бы подоплеку это не имело, крайне нетерпимо в деятельности государственных органов, которым по долгу службы предназначено охранять закон.

Полиция, реализуя свои правоохранительные полномочия, обязана точно толковать и неукоснительно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Иногда даже несущественное отступление сотрудника полиции от этого постулата не только снижает авторитет всей государственной системы, но и причиняет значимый ущерб делу укрепления законности [3, c. 217—223].

Абсолютно все правоприменительные и административно-распорядительные решения сотрудников полиции должны быть мотивированными, законными и обоснованными.

Обоснованными решения являются лишь тогда, когда для их принятия было достаточно законных фактических оснований. В содержании процессуально оформленного мотивированного решения перечисляются доказательства, сведения и факты, послужившие причинами и основаниями принятия законного решения [5, с. 56—60].

Только строго регламентированная законодательством деятельность может быть формой осуществляемого полицией правоприменения. В связи с этим несоблюдение правовых норм дает возможность выхода негативных последствий за пределы правового поля. Например, полученное сотрудником полиции с нарушением требований закона доказательство вины человека признается недопустимым и не может лежать в основе обвинения. Так, имеют место факты, когда сотрудники полиции, выполняя процессуальные действия по привлечению граждан к административной ответственности, в частности составляя протоколы об административном правонарушении, личного досмотра, указывают в документах в качестве понятых несуществующих граждан, ставят вместо них подписи.

На наш взгляд, одной из серьезных проблем по обеспечению законности в административной деятельности полиции является плановость показателей. Слаженная система отчетности служб и подразделений о количестве выявленных правонарушений и привлеченных к административной ответственности лицах требует качественного пересмотра. На сегодняшний день основная задача подразделения и каждого сотрудника в отдельности — показать такие результаты, которые по количеству не должны быть меньше, чем за предыдущий отчетный период. При этом абсолютно не учитывается реально складывающаяся социальная и криминологическая ситуация на обслуживаемой территории. При этом руководители, систематически повышая план выполнения показателей, перестают контролировать качество работы своих подчиненных, закрывают глаза на допускаемые сотрудниками нарушения законодательства, следуя принципу «добиться необходимой цифры в отчете любой ценой». Подтверждением этому является большое количество отмененных судами решений, выносимых сотрудниками органов внутренних дел по делам административного производства, а также жалоб, подаваемых в прокуратуру на необоснованное привлечение к административной ответственности. Мы считаем, что в основе современных форм отчетности по административной практике должны быть показатели качества проведенной работы, а не ее количества.

В заключение рассмотрения элементов законности административной деятельности полиции следует уточнить, что исполнению сотрудниками полиции подлежат не только Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 15), законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации), но и иные, подзаконные акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, т. е. в процессе выполнения своих оперативно-служебных задач полиция не вправе руководствоваться законодательством, противоречащим Конституции РФ, и, соответственно, ведомственными нормативными правовыми актами, противоречащими закону.

Список литературы

 

1. Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). М.: Проспект, 2013.

2. Административное право: краткий курс / Н.Н. Жилинский [и др.]. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011.

3. Актуальные проблемы соблюдения прав личности в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 30 июня—1 июля 2011 / Дальневосточный юридический институт. Хабаровск: Дальневосточ. ЮИ МВД РФ, 2011.

4. Алексеев А.А. Мотивационные аспекты проблем комплектования органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник кадровой политики. 2011. № 2 (14).

5. Овчинников Н.А. Административный контроль как способ обеспечения законности в служебной деятельности органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2011. № 3.

6. Цветков Р.В. Обеспечение законности при выборе вида и размера административного наказания // Российский судья. 2007. № 1.