Размещение в федеральных и региональных СМИ служебных съемок специалистов по взаимодействию со СМИ территориальных органов ФССП России

 

И.С. КУЗЬМИНА,

помощник руководителя Управления ФССП России по Смоленской области

 

В системе государственной исполнительной власти Федеральная служба судебных приставов является мощным механизмом обеспечения исполнения судебных решений и актов иных органов, а следовательно, защиты интересов не только граждан, но и государства.

Уже не первый год  ФССП России, помимо основных направлений деятельности (исполнение судебных актов и обеспечение установленного порядка деятельности судов), большое внимание уделяет такому направлению деятельности, как взаимодействие со средствами массовой информации. Совершенствование и укрепление взаимодействия со СМИ, налаживание прямой и обратной связи позволяют проводить объективное информирование граждан о деятельности ФССП России, и от того, насколько правильно преподносится информация, зависит формирование положительного образа судебных приставов и имиджа Службы в целом.

Ежедневный мониторинг СМИ и анализ публикаций позволяют сделать вывод, что деятельность судебных приставов не всегда объективно отражается в СМИ. Часто самая безобидная новость подается журналистами в формате, искажающем суть события: добавляются собственные комментарии с нотками злой иронии, гражданам даются антисоветы и т. д. Не секрет, что таким образом многие СМИ зарабатывают свой рейтинг так называемыми расследованиями, а также раздуванием скандалов и освещением всевозможных интриг. В конечном итоге это наносит урон авторитету ФССП России, формируя негативный образ судебного пристава, а самое главное — снижает доверие к исполнительной власти, что противоречит интересам общества.

Особое внимание стоит уделить публикуемым в печати и в сети Интернет фото- и видеоматериалам, снятым в процессе исполнительного производства.  Часто при производстве служебной съемки исполнительных действий должники задают судебным приставам вопрос: на каком основании проводится съемка?

Согласно  ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации) «государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

Эта норма Закона об информации является главным основанием для проведения служебной фото- и видеосъемки. Кроме того, как правило, проведение фото- и видеосъемки дисциплинирует должников: даже агрессивные граждане начинают вести себя крайне вежливо. Однако бывает и прямо противоположный эффект.

Чтобы избежать каких-либо недоразумений и негативных последствий в процессе фото- и видеосъемки исполнительных действий, необходимо соблюдать несколько правил.

Во-первых, гражданам следует разъяснять, что законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность по принудительному исполнению судебных решений и актов иных уполномоченных органов, не содержит запрет на производство видеосъемки при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, а также дать понять, что производство видеосъемки может являться подтверждением законности действий судебного пристава-исполнителя.

Во-вторых, надо приглашать на исполнительные действия, действия по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также для съемок иной деятельности судебных приставов телевизионные средства массовой информации с профессиональной видеоаппаратурой; при проведении видеосъемки по месту жительства граждан-должников, а также в местах, не являющихся местами общего пользования, осуществлять видеосъемку только с согласия граждан, изображаемых в кадре.

В-третьих, при проведении служебной видеосъемки следует избегать изображения сторон исполнительного производства крупным планом и проводить только ви-деосъемку деятельности судебных приставов (см. письмо ФССП России от 23.12.2011 № 12/01-31392-АП «О порядке проведения видеосъемки при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения»). Очень часто, производя видеосъемку, снимающий под давлением лиц, требующих выключить фото- или видеоаппаратуру, невольно начинает сомневаться и задаваться следующими вопросами.

1. Может ли собственник запретить фотографировать свое имущество?

В Гражданском кодексе РФ есть только одна статья, охраняющая изображение само по себе, — это ст. 152.1 «Охрана изображения гражданина». 

Охраны изображения собственности гражданина закон не предусматривает. Какие-то ограничения могут быть установлены на создание и распространение изображений тех предметов, которые являются произведениями, охраняемыми авторским правом. Однако авторские права будут принадлежать создателю таких предметов, а не их обладателю: по общему правилу, сформулированному в ст. 1227 ГК РФ, интеллектуальные права не зависят от права собственности на ту вещь, в которой выражен результат интеллектуальной деятельности, и не переходят вместе с правом собственности.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона об информации «ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Служебная фото- и видеосъемка, которая проводится в рамках исполнительных действий с целью объективного освещения деятельности судебных приставов, федеральными законами не запрещена.

2. Может ли владелец квартиры в многоквартирном доме запретить снимать с лестничной клетки, чердака и т. п.?

Помещения многоквартирного дома, предназначенные для обслуживания жилых помещений (подвалы, лестничные площадки и т. п.), согласно ст. 290  ГК РФ и Жилищному кодексу РФ являются общей долевой собственностью жильцов дома, которые владеют, пользуются и распоряжаются ими. Однако вопрос о допуске на них посторонних законодательством не урегулирован. По общему правилу, для доступа в такие помещения получать разрешение кого-то из жильцов подъезда не обязательно: кроме жильцов дома туда могут заходить и посторонние, например, почтальоны или работники коммунальных служб.

3. Нарушает ли фотографирование человека его право на собственное изображение?

Статья 152.1 ГК РФ, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получение таких изображений. Нарушить ее можно только после несанкционированного обнародования и дальнейшего использования такого изображения, т. е. уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии. Однако из этого правила есть исключения: использовать чье-либо изображение можно «в государственных, общественных или иных публичных интересах», а также в случаях, если оно получено при съемке в общественном месте и изображенное лицо не является его основным объектом.  Другими словами, если какой-либо гражданин случайно попал в угол кадра, он не имеет права запретить использовать этот снимок. Однако понятие «основной объект» в законе не определено (определение этого понятия оставлено на усмотрение суда (так же, как и «государственные и прочие интересы»)).

В одном из постановлений Пленума Верховного Суда РФ, касающемся применения Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ),  разъясняется, что такое «общественный интерес»: он должен быть связан с какими-либо потребностями общества, касающимися угроз правовому государству, окружающей среде и т. п. Во всех остальных случаях на публикацию снимка требуется согласие лица, изображенного на фотографии.

Стоит также помнить, что при съемке и публикации чьих-либо фотографий вы можете нарушить тайну частной жизни лица. Сложности могут возникнуть и при съемке несовершеннолетних. Статьи 26, 28 ГК РФ определяют круг сделок, которые могут совершать несовершеннолетние; согласие на публикацию собственного изображения в число этих сделок не включено. Вопрос о том, нужно ли спрашивать разрешения родителей ребенка на публикацию его изображения, относится к числу спорных. В этой связи все же после съемки стоит спросить разрешения на публикацию и у изображенного на фотографии ребенка, и у его родителей, либо публиковать только такие фотографии, для которых такое разрешение не требуется в соответствии со ст. 152.1 ГК РФ.  Довольно часто право на публикацию собственного изображения причисляют к авторским правам, поскольку в Гражданском кодексе РСФСР соответствующая статья находилась в разделе авторского права. Однако право на свое изображение  к исключительным правам не относится.

4. Нарушает ли съемка человека неприкосновенность его частной жизни?

Правом на неприкосновенность частной жизни считается прежде всего запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право на неприкосновенность жилища, врачебную тайну, тайну усыновления и др.

Согласно п. 1 ст. 152.2 ГК РФ «не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле». События, происходящие в общественных местах, а также действия государственных служащих, связанные с исполнением публичных функций, не могут составлять тайну частной жизни.

Понятие «тайна частной жизни» законодательно не определено, поэтому для решения вопроса о том, что именно составляет тайну частной жизни, придется исходить из общих принципов права и конкретной ситуации. Законом не определено и понятие «общественное место». По общему правилу, под общественным местом понимается место с неограниченным доступом, в котором может находиться неопределенный круг лиц, причем необязательно, чтобы число лиц, которые фактически находятся в таком месте, было значительным.  В КоАП РФ общественным называется место «на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования...» (ч. 2 ст. 20.20). В комментарии к КоАП РФ под ред. М.Ю. Козлова (2002) указано, что общественным  является место, здание, сооружение, транспортное средство общественного пользования, куда есть доступ всем гражданам, в том числе улица, подъезд дома, лифт, общий коридор коммунальной квартиры. Примерный перечень мест, которые не считаются общественными, содержится в одном из приложений к Инструкции

«О едином учете преступлений» (введена приказом от 29.12.2005). Так, не относятся к общественным местам частные владения, охраняемые объекты, а также места общественного пользования, которые в момент совершения преступления не выполняли общественных функций, т. е. были закрыты. Однако не ясно, можно ли использовать этот перечень для каких-либо иных целей. При фотографировании в общественных местах снимающий не может знать, нарушает ли он тайну частной жизни того, кто случайно попал в кадр, значит, привлечь к ответственности за это невозможно, поскольку в действиях фотографа отсутствует вина.

Съемка в общественных местах может нарушить неприкосновенность частной жизни в тех случаях, когда фотографируется человек, находящийся в примерочной кабинке магазина, в общественном туалете, бане и т. п. Съемка человека, находящегося в больнице, может составлять врачебную тайну, к которой, согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», относится даже сам факт обращения за медицинской помощью. Законом запрещен сбор сведений о частной жизни лица, но единичное фотографирование сбором не является. Однако фотосъемка одного и того же человека несколько раз подряд уже может быть признана сбором сведений, т. е. если человек просит не фотографировать его, то имеет смысл эту просьбу выполнить.  Тайну частной (личной) жизни могут составлять вещи, находящиеся в квартире, а также обстановка квартиры, причем, в соответствии с ожидаемым уровнем приватности, она представляет собой тайну с большей вероятностью, нежели действия лица, совершенные в общественном месте. Таким образом, снимая внутри квартиры, фотограф может не предполагать, что тем самым нарушает тайну частной жизни, и сослаться в случае конфликта на отсутствие вины будет уже труднее.

5. Является ли изображение человека его персональными данными и нужно ли получать разрешение на сбор таких данных?

К сожалению, часто обвинения в нарушении Федерального закона от 27.07.2006  № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) предъявляются людьми, не понимающими его смысла и сферы действия. Закон о персональных данных регулирует «отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации...» (ч. 1 ст. 1).

Таким образом, Закон о персональных данных регулирует только массовую автоматизированную обработку данных, как правило, с использованием компьютерной техники. Кроме того, под использованием персональных данных понимаются не любые действия, а только те, которые затрагивают права и свободы субъекта персональных данных, в нашем случае — лица, изображенного на снимке. Пока фотография просто создается, но не используется, никаких прав изображенного лица затронуть она не может.

6. Можно ли осуществлять видеосъемку в зданиях суда?

По общему правилу, съемка судебного процесса проводится только с разрешения суда или судьи. Аудиозапись может вестись свободно, при этом даже не требуется уведомлять о ее ведении суд. Порядок применения норм ГПК РФ разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13. Что касается съемок вне процесса, а также копирования с помощью фотоаппарата судебных документов, то никаких ограничений на это закон не содержит. Иногда судебные приставы в мировых судах и судах общей юрисдикции запрещают проносить фотоаппараты в здание суда, ссылаясь на распоряжение председателя или установленные им правила. Этот запрет незаконен, однако он содержится в некоторых подзаконных актах судебных органов.

7. Как осуществляется съемка в соответствии с законодательством о средствах массовой информации?

Закон о СМИ предоставляет журналистам права, расширенные по сравнению с правами обычных граждан. Например, им разрешается не спрашивать согласия на опубликование подробностей частной жизни лица в том случае, если это необходимо для защиты общественных интересов. Кроме того, в случаях, предусмотренных ст. 50 Закона о СМИ, можно производить даже скрытую запись. Статья 1279 ГК РФ разрешает кратковременную запись произведений в целях сообщения в эфир. Ограничения для средств массовой информации могут устанавливаться в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 12) на тех территориях, на которых чрезвычайное положение введено. Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» связь со СМИ осуществляет представитель оперативного штаба, проводящего контртеррористическую операцию (ст. 13). Порядок сбора информации журналистами в ходе такой операции определяется руководителем операции  (часть четвертая ст. 4 Закона о СМИ). Запрещается распространять сведения о методах проведения и тактике такой операции, если это может как-то помешать ее проведению.

8. Какую ответственность законодательство устанавливает за воспрепятствование съемкам?

Воспрепятствование и незаконное ограничение фото- и видеосъемки квалифицируется КоАП РФ и  УК РФ как самоуправство. Если самоуправство не причинило существенного вреда, это — административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП РФ. Если существенный вред все же причинен, самоуправство считается преступлением (ст. 330 УК РФ).

Например, если частный охранник незаконно препятствует съемке, он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 203 УК РФ («Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей»). Сотрудник полиции несет ответственность за превышение должностных полномочий по ст. 286 УК РФ. Эти же нормы могут быть применены и при удалении фотографий с карты памяти фотоаппарата: ст. 1252 ГК РФ предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, если эти экземпляры являются контрафактными, т. е. при их создании были нарушены авторские права.  Незаконное изъятие фото- или видеокамеры либо флеш-карты  квалифицируется как открытое хищение чужого имущества, т. е. грабеж (ст. 161 УК РФ). При этом стоимость изъятого значения не имеет.  Если охрана или персонал учреждения вызывают полицию для того, чтобы воспрепятствовать якобы незаконной съемке, имеет смысл попросить полицейских привлечь к административной ответственности вызвавших их сотрудников охраны. Основание — ст. 19.13 «Заведомо ложный вызов специализированных служб» КоАП РФ (полиции, пожарных, скорой помощи и др.).  Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов наказывается по ст. 144 УК РФ.  Владелец коммерческой организации, который устанавливает для посетителей запрет на съемку, может быть привлечен к ответственности по ст. 14.8 «Нарушение иных прав потребителей» КоАП РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что предугадать ход исполнительных действий, поворот событий, поведение сторон исполнительного производства, конечно,  невозможно. Кроме того, далеко не всегда есть возможность (или необходимость) привлекать к работе профессиональных журналистов и операторов. Часто специалисты, ответственные за взаимодействие со СМИ, самостоятельно проводят фото- и видеосъемку исполнительных действий. Иногда те или иные исполнительные действия вызывают общественный резонанс и телекомпании обращаются с просьбой предоставить им видео- или фотоматериалы.  Если руководство Службы принимает решение о предоставлении СМИ запрашиваемых материалов, необходимо учесть следующее. При размещении материалов служебной видеосъемки территориальных органов ФССП России в СМИ, а также в сети Интернет необходимо исключить передачу СМИ сведений конфиденциального характера и персональных данных граждан без их согласия. Следует указывать представителям СМИ на необходимость соблюдения прав и законных интересов граждан при обнародовании и дальнейшем использовании изображений граждан.

Несомненно, размещение в средствах массовой информации сюжетов о принудительном исполнении социально значимых исполнительных производств оказывает профилактическое и воспитательное воздействие на должников, способствует формированию правовой культуры у населения, выступает дополнительным мотивационным фактором исполнения должниками требований исполнительных документов в установленные законом для добровольного исполнения сроки.

В то же время стоит учитывать, что предоставленный в СМИ материал, даже если в нем не содержится конфиденциальных сведений, может негативно отразиться на имидже Службы. Это касается тех случаев, когда исполнительные действия проводятся в отношении государственных учреждений (областные и городские администрации, федеральные структуры).

Прежде чем проводить фото- и видео- съемку и в последующем передавать материалы таких мероприятий в СМИ, стоит проанализировать возможные последствия с учетом политической составляющей. Необходимо помнить, что важнейшей задачей ФССП России в информационной сфере является объективное освещение деятельности Службы. Следует максимально использовать возможность посредством СМИ доводить до общественности свою позицию по актуальным вопросам защиты законных прав и интересов граждан и тем самым повышать правовую культуру населения. При этом важно, чтобы информация была своевременной, полной и компетентной.

Список источников