С.Ю. ГУСАКОВ, начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Волгоградской области

 

Исполнение судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений является одним из важнейших направлений деятельности ФССП России, связанных с реализацией конституционного права граждан на обеспечение жилым помещением и на судебную защиту. Акцент на указанное направление деятельности был сделан и вновь назначенным директором ФССП России — главным судебным приставом РФ Д.В. Аристовым.

Количество исполнительных производств об обязании предоставить гражданам жилые помещения, находящихся на исполнении в территориальных органах ФССП России, ежегодно увеличивается (см. таблицу).

В 2016 году на исполнении в территориальных органах ФССП России находилось 51 321 исполнительное производство о предоставлении гражданам жилых помещений. Фактическим исполнением окончено 14 472 исполнительных производства, т. е. 28,19% от общего количества исполнительных производств, находившихся на исполнении.

На 01.01.2017 неисполненными оставались требования 34 294 исполнительных документов указанной категории.

Из приведенных данных следует, что с 2010 по 2016 год количество исполнительных производств о предоставлении гражданам жилых помещений увеличилось на 35 065, т. е. на 215,7%.

Можно было бы предположить, что такой существенный рост количества исполнительных производств обусловлен повышением юридической грамотности граждан, все чаще обращающихся за защитой своего права на жилище в органы судебной власти. Однако если бы со стороны соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые непосредственно возложены функции по обеспечению граждан жилыми помещениями, реализация закрепленного в законе права на жилище осуществлялась надлежащим образом, то даже самый юридически грамотный гражданин не обращался бы к судебной защите своего права, поскольку в этом не было бы никакой нужды.

Таким образом, причиной существенного увеличения исполнительных производств данной категории является именно отсутствие надлежащей реализации права граждан (реализации, не требующей участия органов судебной власти и органов принудительного исполнения) на жилище со стороны ответственных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Практика принудительного обеспечения граждан жилыми помещениями наиболее распространена в крупных городах, что связано, с одной стороны, с большим количеством граждан, проживающих в городах и имеющих в силу своего социального положения право на обеспечение жилым помещением (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и т. д.), а с другой — с отсутствием необходимого государственного (муниципального) жилищного фонда, за счет которого возможно было бы исполнить судебные решения.

 

Например, общая площадь всего жилищного фонда г. Волгограда составляет 21 448,4 тыс. кв. м, из которых 86,2% приватизировано, при этом в государственной собственности находится лишь 1,2% жилищного фонда, а в муниципальной — 12,6%. С учетом продления сроков бесплатной приватизации жилья, по данным Комитета по жилищной политике администрации г. Волгограда, в ближайшее время прогнозируется сокращение объема муниципального жилищного фонда до 3,5%. Между тем только в Волгограде в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на учете состоит 11 895 семей, из них принято на учет до 1 марта 2005 г. 9810 семей. Средний период ожидания получения социального жилья в Волгограде составляет 25 лет, а семья, состоящая первой в общем едином списке очередников, ждет получения жилья уже 44 года!

Основной причиной сложившейся ситуации, как уже отмечалось, является отсутствие необходимого количества муниципального жилья, способного обеспечить реализацию жилищных прав граждан. Муниципальный жилищный фонд пополняется незначительно, в основном за счет освобождения жилых помещений вторичного жилищного фонда. Как следствие, количество очередников с каждым годом увеличивается при отсутствии возможности органов местного самоуправления обеспечить их жильем.

В результате получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает. Как видно из приведенных выше статистических данных (см. таблицу), объем исполненных судебных решений, предъявляемых для принудительного исполнения, за последние 7 лет не достигает и 30%.

При исполнении судебных решений данной категории судебные приставы-исполнители сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих, а порой и делающих невозможным фактическое исполнение вступившего в законную силу судебного акта.

 

Эффективность существующего правового механизма принудительного исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения. Исполнительные производства о предоставлении гражданам жилых помещений являются наиболее сложными с точки зрения процедуры принудительного исполнения, что обусловлено необходимостью обеспечения баланса мер принудительного исполнения и регламентированной жилищным законодательством процедурой перераспределения жилого фонда.

Сложности исполнения связаны прежде всего с ненадлежащим правовым регулированием процедуры принудительного исполнения предоставления гражданам жилья, а также с организацией перераспределения материальных ресурсов между бюджетами различных уровней при исполнении данных исполнительных документов. До настоящего времени отсутствует  урегулированный федеральным законодательством четкий механизм принудительного исполнения исполнительных документов данной категории, учитывающий его специфику.

Глава 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), регулирующая порядок исполнения исполнительных документов неимущественного характера, содержит общие нормы (ст. 105), распространяющиеся на все категории исполнительных документов неимущественного характера, и специальные нормы, определяющие особенности исполнения исполнительных документов неимущественного характера отдельных категорий (статьи 106—109.3), а именно: о восстановлении на работе, о вселении взыскателя, о выселении должника, об административном приостановлении деятельности и т. д.

Специальных норм, определяющих особенности исполнения исполнительных документов о предоставлении гражданам жилых помещений, в законодательстве нет.

Нормативное регулирование порядка принудительного исполнения исполнительных документов о предоставлении гражданам жилых помещений ограничено положениями общей нормы, содержащейся в ст. 105 Закона об исполнительном производстве. В качестве мер принуждения данная норма предусматривает лишь санкции в виде исполнительского сбора (ст. 112 Закона об исполнительном производстве) и административных штрафов (ст. 17.15 КоАП РФ). Иные санкции за неисполнение судебного решения указанной категории в данной норме не предусмотрены.

 

СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ