И.В. УШАКОВ,

начальник отдела по взаимодействию со СМИ УФССП России по Пермскому краю

 

В условиях реформирования государственной службы в России повышение эффективности деятельности УФССП России по Пермскому краю (далее — Управление) не представляется возможным без создания положительного имиджа судебных приставов. Формирование современного позитивного имиджа сотрудников Управления осложнено существующей социально-экономической и идеологической ситуацией.

В условиях тоталитарного государства поддерживать престиж любой государственной службы технологически несложно: цензура просто не допускает публикацию критических материалов в средствах массовой информации. В условиях последовательного перехода к демократической форме общественного устройства и создания основ правового государства такой подход принципиально недопустим. Здесь, напротив, требуется максимальная открытость темы, ее взвешенное изучение с учетом позитивных и негативных сторон.

Особую роль может играть пропаганда позитивного образа службы судебных приставов, которая должна активно проводиться через СМИ, заполняя информационные потоки.

Поэтому большое значение имеет организация работы подразделения, ответственного за связи с общественностью. В Управлении это отдел по взаимодействию со средствами массовой информации, задачами которого являются наполнение собственного потока информации; предоставление информации в СМИ; взаимодействие со СМИ в освещении социально значимых мероприятий, проводимых Службой; работа с критической и негативной информацией в адрес Службы; формирование положительного имиджа государственных служащих Управления.

В целом анализ деятельности отдела по взаимодействию со СМИ Управления  показал, что за последние три года увеличилось число сообщений в СМИ о деятельности Службы, а также иных материалов, где упоминается Управление. Активно ведется работа по налаживанию взаимодействия со СМИ, в частности: проводятся социально значимые мероприятия, на которые приглашаются журналисты разных СМИ; организуются брифинги, пресс-конференции; освещаются благотворительные мероприятия с участием Службы. Однако, несмотря на положительную динамику взаимодействия Управления со СМИ, на формирование имиджа судебных приставов влияет ряд негативных факторов. Негативная информация чаще всего касается фактов коррупции и мероприятий по основной деятельности.

Причины появления негативных материалов в СМИ:

— распространение информации пресс-службами надзорных и правоохранительных органов;

— несвоевременное уведомление структурными подразделениями Управления о проведении значимых исполнительных действий или о возникших чрезвычайных ситуациях.

Опрос общественного мнения показал, что в целом население Пермского края дает среднюю оценку деятельности судебных приставов. Тем не менее в общественном сознании сложился устойчивый негативный имидж государственного служащего. Образ государственных служащих часто ассоциируется с представлениями о бюрократизме, коррумпированности и взяточничестве, неуважительном отношении к людям, стремлении использовать свою работу в корыстных целях. Отсутствие интереса населения к деятельности органов государственной власти обусловлено низким уровнем доверия и стереотипом восприятия института государственной службы. Так, освещение в СМИ коррупционных преступлений, совершенных отдельными служащими Управления, существенно подрывает имидж Службы в целом.

Безусловно, в формировании положительного имиджа судебных приставов СМИ играют ведущую роль: так называемая четвертая власть находится на особом положении. Однако при этом СМИ должны действовать профессионально, в рамках законодательно установленных ограничений. В ином случае их влияние может стать опасным для общества. В массовом сознании еще жив стереотип, что автор несет ответственность за достоверность публикуемой информации, и это дает возможность манипулировать общественным мнением и общественным поведением граждан. Ведь сейчас сложилась ситуация, когда любой активный журналист может выдать сформулированные им безапелляционные суждения по любому вопросу за мнение общественности. Порой в погоне за сенсацией СМИ публикуют откровенную дезинформацию.

СМИ являются самым эффективным и действенным инструментом поддержания государственными органами исполнительной власти связей с общественностью как на федеральном, так и на региональном уровне. Они выступают как могущественные посредники между властью и обществом, поэтому должны расцениваться органами власти в качестве стратегических партнеров в осуществлении связей с общественностью. Именно через них власть может донести информацию о своей деятельности до большинства населения, формировать общественное мнение и имидж чиновников.

Одна из главных задач СМИ — наиболее объективное отражение происходящих событий. Сотрудничая со СМИ, органы государственной власти должны противодействовать любым попыткам ввести население в заблуждение по поводу подлинных событий и их смысла. Для выстраивания эффективных взаимоотношений со СМИ органы власти должны четко пред-ставлять их принадлежность к финансово-промышленным и общественно-политическим группам, оценивать количественный и качественный состав охватываемой ими аудитории, а также характер транслируемой информации.

Практика взаимодействия органов государственной власти со СМИ показывает, что улучшению отношений с представителями СМИ и формированию круга лояльных журналистов в наибольшей степени способствуют регулярное приглашение представителей прессы на заседания и мероприятия, осуществляемые органами государственной власти, проведение с ними специальных встреч, семинаров, круглых столов по различным вопросам управления и развития региона, регулярное предоставление информации журналистам, а также проведение конкурсов среди СМИ на лучшие материалы по той или иной тематике.

Перечень информации о деятельности государственных органов, подлежащий размещению в сети Интернет, определяется Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Официальные сайты государственных органов выступают в качестве своеобразных информационных агентств, распространяющих самую оперативную и достоверную информацию, касающуюся деятельности этих органов.

Одним из наиболее перспективных направлений взаимодействия Управления со СМИ является развитие и использование глобальных информационных сетей, и в первую очередь сети Интернет. Электронные информационные порталы — бурно развивающаяся отрасль, предоставляющая качественную и оперативную информацию для определенных целевых групп (молодежь, офисные работники и т. п.). Органы власти имеют возможность более активно и оперативно задействовать собственные интернет-сайты для информирования населения.

Однако, несмотря на предпринимаемые Управлением усилия и достигнутые результаты, остались нерешенными проблемы, среди которых наиболее важными и требующими особого внимания являются следующие:

— устойчивый негативный имидж государственных служащих в общественном сознании;

— критические и негативные материалы в СМИ, отрицательно влияющие на имидж судебных приставов;

— слабая информированность населения о деятельности Управления;

— отсутствие слаженности в деятельности отдельных подразделений по предупреждению появления в СМИ критической и негативной информации;

— появление в СМИ дезинформации и искаженной информации о деятельности судебных приставов.

Проанализировав проблемы, связанные с формированием положительного имиджа судебного пристава и Управления в целом, предлагаем следующие меры по налаживанию взаимодействия со СМИ:

— разработать специализированную имиджевую программу государственного служащего Управления;

— разработать эффективные механизмы противодействия дезинформации;

— выработать действенные формы и методы взаимодействия со СМИ при освещении ими негативной информации о сотрудниках Управления, в том числе и о коррупционных правонарушениях. При этом рекомендовать Управлению давать свои комментарии и собственную оценку негативной информации и действиям своих сотрудников, заподозренных в коррупционной деятельности;

— проводить встречи с представителями СМИ, организовывать пресс-конференции, круглые столы и иные мероприятия по различным вопросам, касающимся деятельности Службы,  с участием представителей прессы, привлекать СМИ к освещению деятельности Общественного совета при Управлении;

— использовать сеть Интернет не только для освещения деятельности Службы, но и для организации обратной связи с населением, для чего разместить на официальном сайте Управления модули, позволяющие проводить опросы посетителей сайта о деятельности Службы, а также дающие посетителям возможность задавать свои вопросы;

— уделять особое внимание телевизионным эфирам, так как жители Перми и Пермского края чаще всего получают информацию именно из новостных телевизионных сюжетов. Необходимо использовать выступления представителей Управления на телевидении как источник обратной связи с населением. Привлечь интерес населения к деятельности Службы позволят, например, интерактивные опросы представителей Управления в прямом эфире. Так, можно организовать выступления в формате «вопрос-ответ», в ходе которых телезрители смогут задать свой вопрос посредством звонка либо СМС-сообщения;

— осуществлять ежеквартальный выпуск корпоративного издания — бюллетеня, в котором можно размещать информацию о методах формирования положительных качеств государственных служащих, о профессиональной этике, совершенствовании коммуникативных навыков судебных приставов и т. д.;

— создать специальную информационную площадку, на которой проводить разъяснительную работу с населением о правах и обязанностях граждан;

— продолжить практику проведения социологического мониторинга на предмет оценки общественного мнения, в том числе формируемого посредством размещения в СМИ сообщений, положительно влияющих на имидж судебного пристава. На основе сведений, полученных в результате проведенных социологических исследований, разработать рекомендации с использованием принципов антикризисных PR-технологий по коммуникативным навыкам общения судебных приставов с гражданами.

Реализация вышеуказанных предложений будет способствовать формированию у населения положительного образа судебного пристава и в целом Управления, что позволит повысить уровень доверия к Службе, эффективность и качество ее деятельности, а следовательно, защиты прав и законных интересов граждан.