УДК 342.7:347.965 

Страницы в журнале: 66-68

 

М.В. Ситников,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, г. Орел sunrise57@mail.ru

 

Предпринята попытка анализа существующих проблем правового регулирования взаимодействия адвокатских образований, адвокатов и институтов гражданского общества в современной России. Подвергнуты анализу отдельные нормы российского законодательства на предмет взаимодействия адвокатуры с институтами гражданского общества. Определены направления взаимодействия адвокатских образований и адвокатов с институтами гражданского общества.

Ключевые слова: адвокатура, институты гражданского общества, права и свободы граждан, общественные организации, правозащитные организации.

 

 

Problems of Legal Regulation of Interaction between the Bar and Civil Society in Modern Russia

Maksim V. Sitnikov,

PhD student of Dept. of Constitutional and Municipal Law in Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Orel sunrise57@mail.ru

In the article problems of legal regulation of interaction between legal firms, lawyers and institutions of civil society are analyzed. Author criticized provisions of Russian legislation and proposed trends of cooperation in this area.

Keywords: advocacy, civil society institutions, the rights and freedoms of citizens, public organizations, human rights organizations.

 

Наличие у представителей современного адвокатского сообщества ряда законодательно закрепленных процессуальных прав призвано реально и эффективно обеспечивать предусмотренное ст. 48 Конституции Российской Федерации 1993 года право каждого на квалифицированную юридическую помощь, а в конечном итоге направлено на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, которые основным законом нашего государства провозглашаются высшей ценностью. В этой связи можно утверждать, что уровень развития адвокатуры и законодательное обеспечение ее деятельности в сфере защиты прав и свобод граждан является важнейшим индикатором состояния демократии в обществе, одним из признаков реальной защищенности прав человека.

Вместе с тем на современном этапе развития российского общества и государства в этой области возникает ряд существенных проблем, что обусловливает необходимость усовершенствования нормативной базы в части обеспечения реализации профессиональных прав адвокатов на основе научно обоснованных предложений. От решения этих вопросов напрямую зависит не только укрепление престижа и повышение эффективности адвокатской деятельности, но и действенность всего социально-правового механизма обеспечения прав и свобод личности в современной России [3, с. 5].

На наш взгляд, в условиях современной России одной из актуальных проблем, касающихся практической реализации профессиональных прав адвоката, являет вопрос правовой регламентации взаимодействия адвокатуры с различными институтами гражданского общества.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон № 63-ФЗ) содержит несколько норм, которые могут явиться правовой основой взаимодействия адвокатских образований, адвокатов с институтами гражданского общества, а именно: ч. 3 ст. 2, п. 7 ч. 2 и ч. 4 ст. 2, п. 1 ч. 3 ст. 6, ч. 17 и ч. 18 ст. 22, ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29, п. 7 ч. 3 и ч. 7 ст. 31, ч. 7 ст. 37. Но, к сожалению, в настоящее время в России не организована системная работа по подготовке и внесению проектов о внесении изменений в действующее законодательство с целью его приведения в соответствие Закону № 63-ФЗ [1, с. 8]. В связи с этим возникает необходимость исследования основных направлений взаимодействия адвокатуры и других институтов гражданского общества в современных условиях.

На сегодняшний день базовым элементом, образующим механизм взаимодействия адвокатуры и институтов гражданского общества, по нашему мнению, выступают правоотношения, в результате которых возникают права и обязанности у адвокатских образований, адвокатов и институтов гражданского общества и их представителей. Способом возникновения исследуемых правоотношений могут выступать соглашения между адвокатскими образованиями и институтами гражданского общества на основании ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года  (далее — ГК РФ).

Необходимо отметить: заключение соглашений между адвокатскими образованиями и институтами гражданского общества порождает возникновение осознанного действия, характеризующегося правомерностью и последовательностью, что в свою очередь выступает элементом юридического факта, т. е. конкретного жизненного обстоятельства, с которым уже имеющиеся в наличии правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Полагаем, в современных условиях необходимо выработать определенную концепцию развития взаимодействия адвокатуры с институтами гражданского общества, в которой были бы закреплены правовые основы сотрудничества между адвокатами и представителями институтов гражданского общества.

По нашему мнению, в данной концепции следует отразить ряд важных положений. Во-первых, необходимо закрепить положение о полномочии правозащитных организаций в случае обращения к ним граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами отстаивать свои права и свободы, заключать договоры с адвокатами по оказанию таким гражданам правовой помощи. При реализации данного положения правозащитные организация, используя опыт адвокатов, смогут в судебном порядке устранять нарушения законов, пресекать правонарушения и защищать права граждан. Именно здесь, в единстве цели, связанной с защитой прав, свобод и законных интересов граждан, с нашей точки зрения, прослеживается взаимодействие адвокатуры и институтов гражданского общества.

Во-вторых, следует более детально регламентировать участие адвокатов, представителей институтов гражданского общества, иных негосударственных некоммерческих организаций в деятельности общественных советов при органах государственной власти. Такие советы существуют во многих субъектах Российской Федерации, и, по нашему убеждению, в их деятельности немало недостатков. Не секрет, что общественные советы в большинстве своем носят декоративно-притворный характер: они либо исполняют волю соответствующих государственных органов, либо состоят только из деятелей культуры, искусства, представителей СМИ и даже подведомственных организаций (что тоже очень «удобный формат» взаимодействия с гражданским обществом) [2]. Представителей адвокатуры и правозащитных организаций в советах очень мало. Данную ситуацию необходимо изменять и сделать обязательным участие в общественных советах большего количества адвокатов и правозащитников.

В-третьих, необходимо регламентировать участие адвокатуры и институтов гражданского общества в федеральном законодательном процессе и законодательном процессе в субъектах Российской Федерации. Должны быть созданы механизмы повышения открытости информации о федеральном и местном законодательном процессе для граждан Российской Федерации и институтов гражданского общества.

В этой связи представляется целесообразным выделить следующие возможности участия представителей адвокатского сообщества и институтов гражданского общества в законодательном процессе:

— создание механизмов всенародных общественных обсуждений общественно значимых проектов законов с привлечением представителей адвокатуры и институтов гражданского общества;

— формирование принципов проведения обязательных общественных консультаций с адвокатами и представителями институтов гражданского общества при подготовке проектов законов;

— законодательное закрепление проведения независимых экспертных исследований адвокатами в законодательном процессе и мониторинга общественного мнения представителями институтов гражданского общества при разработке концепций законопроектов;

— привлечение адвокатуры и других институтов гражданского общества к работе по кодификации российского законодательства и определению основных приоритетов законопроектной деятельности.

В-четвертых, в субъектах Российской Федерации необходимо регламентировать процесс создания комиссий по проблемам гражданского образования и правового просвещения. В состав данных комиссий могут входить адвокаты, представители правозащитных организаций, а также возможно участие уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Главной целью таких комиссий должно стать формирование и осуществление государственной политики в области правового просвещения граждан Российской Федерации, способствующей становлению гражданской и правовой культуры населения, повышению эффективности этой работы в центре и на местах. Реализация такой политики должна быть направлена прежде всего на представителей таких социальных групп как дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители неправительственных организаций.

Так, на территории Орловской области действует подобная организация, которая входит в состав Общественной палаты — это Комиссия по вопросам развития гражданского общества, общественной безопасности и правам человека. Возглавляет эту комиссию председатель Адвокатской палаты Орловской области, а в ее состав входят представители различных институтов гражданского общества Орловщины. Комиссия осуществляет активную деятельность по работе с населением с целью его правового просвещения, информирования о правах, способах их восстановления и защиты.

Таким образом, в современных условиях именно в процессе реального и всестороннего взаимодействия институтов гражданского общества осуществляется наиболее полная защита прав человека и гражданина. А это в свою очередь диктует необходимость разработки нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие адвокатуры и институтов гражданского общества. Для решения этой задачи следует создать всестороннюю, научно обоснованную концепцию развития взаимодействия адвокатуры с институтами гражданского общества в современной России, в которой будут не только указаны правовые основы взаимоотношений адвокатского сообщества и институтов гражданского общества, но и определены реальные пути совершенствования такого взаимодействия с учетом изменяющихся реалий жизни современного российского общества и государства.

 

Список литературы

 

1. Еганян А.С. Зачем нужна адвокатская реформа? // Новая адвокатская газета. — М.: ФПА РФ. 2010. № 10 (75).

2. Итоги круглого стола по перезапуску общественных советов при органах государственной власти // Открытое правительство. 2013. URL: http:// xn—80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn—p1ai/events/1549/

 

3. Мирзоев Г.Б. Принципы совершенствования законодательства об адвокатуре // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2012. № 4 (27).

Чтобы получить короткую ссылку на этот материал, скопируйте ее в адресной строке браузера и нажмите на кнопку: