УДК 342.8:342.722. 32

Страницы в журнале: 23-27

 

А.В. Гранатович,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Московского психолого-социального университета Россия, Москва snoy777@rambler.ru

 

Исследуются вопросы участия военнослужащих в избирательном процессе. Проводится комплексный анализ правовых основ участия в избирательном процессе военнослужащих Российской Федерации. Выявляются особенности и дается характеристика современного состояния правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе. Обосновываются основные направления решения проблем участия военнослужащих в избирательном процессе.

Ключевые слова: избирательные права военнослужащих, правовое обеспечение избирательного процесса, совершенствование механизма участия военнослужащих в избирательном процессе.

 

Исследование происходящих в Российской Федерации преобразований избирательной системы, в результате которых выборы стали основным механизмом формирования органов представительной власти нашего государства на всех уровнях, и правоприменительной практики позволяет констатировать ряд новых факторов, влияющих на реализацию активного и пассивного избирательного права военнослужащих в Российской Федерации.

Конституция РФ декларирует идеологическое многообразие, отсутствие государственной или обязательной идеологии как факторы, формирующие жизненно важные интересы общества и средства реализации их влияния на обеспечение национальной безопасности [4]. Следует отметить, что ст. 55 Конституции РФ закрепляет возможность ограничения прав граждан законами, но не обеспечивает в полной мере достижение консолидации целей общества и государства, которые не могут быть сформулированы, поскольку официально отсутствует государственная идеология.

Декларируемое действующим законодательством право военнослужащих Российской Федерации быть избранными в представительные органы государственной власти в настоящее время сопряжено с рядом существующих ограничений [7]. Прежде всего это связано с их нормативной обязанностью приостановить военную службу в случае избрания депутатом Государственной Думы, законодательного собрания субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Особенности современного состояния правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе актуализируют проблему места и роли военнослужащих в обществе как наиболее организованной и законопослушной части общества, наиболее надежных защитников национальных интересов общества и государства. Поэтому совершенствование правовых основ участия военнослужащих в избирательном процессе становится механизмом повышения активности участия военнослужащих в управлении делами государства в интересах общества. Исследование этого механизма позволяет демпфировать противоречия между идеологией либерализма, основной целью которого является достижение успеха в форме обогащения любой ценой, и идеологией коллективизма, являющейся закономерной потребностью деятельности военнослужащих и воинских частей [2].

 В настоящее время потребность в решении проблемы закрепления коллективизма отражена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [9]. Средством нивелирования этого конфликта интересов может и должно стать совершенствование правового механизма обеспечения избирательных прав военнослужащих и членов их семей.

В принятой Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года [11], являющейся составной частью системы национальной безопасности и социально-экономического развития страны в целом и ориентированной на реализацию преобразований в указанных сферах, вопросам обеспечения избирательных прав военнослужащих, реализация которых ограничивается исполнением обязанностей военной службы, уделяется недостаточное внимание.

Вышеуказанные обстоятельства обусловливают необходимость научного осмысления вопросов правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе, их исследования в научном, теоретическом и практическом плане.

Цель исследования заключается в выявлении актуальных проблем участия военнослужащих в избирательном процессе, характеристике правового обеспечения избирательных прав военнослужащих, обосновании основных направлений совершенствования правового обеспечения избирательных прав военнослужащих в Российской Федерации.

Анализ исторического опыта использования выборных процедур в русской армии, берущих свое начало с появлением в 1863 году судов общества офицеров, позволил нам сформулировать вывод, что использование выборных процедур в Русской императорской армии нельзя оценивать как полноценное электоральное участие военнослужащих в избирательном процессе. Однако выборные процедуры в организации Русской императорской армии сыграли определенную роль, не посягая на принципы старшинства, единоначалия и подчинения, не затрагивая вопросов организации военного дела, позволяя эффективно разбираться с проблемами, связанными с устранением конфликтов в офицерской среде, обеспечением решения вопросов быта, питания и культурного досуга военнослужащих. При всей ограниченности применения указанные выборные процедуры, затрагивая узкий сегмент социальных отношений в воинском коллективе, все же стали начальной школой, заложившей зачатки участия военнослужащих во всеобщих и прямых выборах.

Развитие системы избирательных прав военнослужащих в советский период характеризовалось совершенствованием конституционного законодательства — была проведена первая союзная конституционная реформа 1 декабря 1988 г. [3], приняты законы об изменениях и дополнениях Конституции СССР [5] и о выборах народных депутатов СССР [8] — и более широким и разноплановым учетом особенностей военной службы при одновременном сохранении за военнослужащими основных конституционных и иных общегражданских прав и свобод. Принятые законодательные акты закрепили права военнослужащих избирать и быть выбранными депутатами Советов всех уровней.

Характеризуя современное состояние правового обеспечения избирательных прав военнослужащих в Российской Федерации, в системе правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе целесообразно выделить общую часть, регулирующую отношения, возникающие по поводу реализации избирательных прав военнослужащих как граждан Российской Федерации, и специальную часть, упорядочивающую особенности реализации прав военнослужащих на участие в избирательном процессе исходя из их особого статуса и условий службы.

Правовое обеспечение участия военнослужащих в избирательном процессе должно с максимальной эффективностью позволять осуществлять деятельность избирательных комиссий и органов военного управления в целях гарантирования законности участия военнослужащих в избирательном процессе и признания результатов выборов легитимными в масштабах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также противодействовать угрозам законности и безопасности в избирательном процессе [9].

Исследование практики реализации избирательных прав военнослужащих в Российской Федерации позволило выявить ряд проблем и необходимость их решения по следующим направлениям:

— правовое обеспечение избирательных прав военнослужащих, проходящих военную службу по призыву либо по контракту, в том числе проходящих службу в должностях курсантов военных учебных заведений;

— регламентация поведения наблюдателей на выборах, проводимых на закрытых избирательных участках, законодательное ограничение попыток несанкционированного проникновения в закрытые территориальные образования в условиях проведения выборов;

— правовое регулирование деятельности командиров воинских частей и других военных организаций по обеспечению исполнения избирательного законодательства, Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» на закрытых избирательных участках;

— правовое регулирование равенства статусов кандидатов на выборах при включении военнослужащих в список кандидатов от политической партии;

— прокурорский надзор за исполнением законодательства о выборах в военных организациях.

Особенности реализации избирательных прав военнослужащих в Российской Федерации необходимо рассматривать исходя из современного состояния правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе, имея целью его конструктивное совершенствование. Мы исследовали особенности реализации военнослужащими избирательных прав на следующих стадиях избирательного процесса: включение военнослужащих в списки избирателей; образование избирательных участков; формирование участковых избирательных комиссий, выдвижение кандидатов и их регистрация; предвыборная агитация; голосование военнослужащих [6].

По нашему мнению, осуществление военнослужащими избирательных прав связано с уровнем знания правовых норм и обусловлено состоянием их правовой подготовки [1, с. 191].

С учетом современной специфики прохождения военной службы и положений действующих нормативных правовых актов, на наш взгляд, целесообразно совершенствовать методические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов, эти рекомендации направлены на обеспечение реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также в части, касающейся организации голосования, — членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, при проведении выборов различных уровней.

Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд выводов.

1. Правовое обеспечение участия военнослужащих в избирательном процессе представляет собой организацию и деятельность полномочных органов государственной власти и военного управления, осуществляемую на основе нормативных правовых актов, регламентирующих избирательные права военнослужащих и особенности их реализации в сфере военной службы.

2. Правовое обеспечение участия военнослужащих в избирательном процессе не в полной мере обеспечивает их легитимное и активное участие в избирательном процессе, что подтверждается дефектами правосознания части военнослужащих; отсутствием достаточного уровня правовых знаний в сфере избирательного права и процесса; ограниченностью информации о кандидатах на выборах; отсутствием доверия к политическим партиям или кандидатам, за которых голосуют; оценочными отношениями к существующим ограничениям избирательных прав.

3. Совокупность новых теоретических подходов к совершенствованию правового обеспечения участия военнослужащих в избирательном процессе обусловливает потребность внесения изменений в нормативные правовые акты:

1) в нормы общего действия, выраженные в федеральных законах от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон № 76-ФЗ), от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 67-ФЗ), от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Закон № 51-ФЗ), с целью устранения противоречий и максимального учета избирательных прав военнослужащих и их семей в части, касающейся предоставления активного избирательного права военнослужащим по месту прохождения военной службы или по месту предоставления служебного жилья; возможности голосования военнослужащих по почте, в случае прохождения ими военной службы вне места регистрации по месту жительства; предоставления дополнительного отпуска военнослужащим для реализации активного права; необходимости предварительного уведомления о направлении наблюдателя на закрытые избирательные участки;

2) в методические рекомендации Центральной избирательной комиссии РФ по реализации избирательных прав военнослужащих и членов их семей при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

3) в п. 4 ст. 4 Закона № 67-ФЗ предлагаем внести словосочетание о том, что отдельные категории избирателей, к которым относятся военнослужащие и члены их семей, на время их военной службы наделяются активным избирательным правом по месту прохождения службы либо по месту предоставления служебного жилья, независимо от их регистрации по месту жительства;

4) в п. 14 ст. 64 Закона № 67-ФЗ — о том, что законом субъекта Российской Федерации должна быть предусмотрена возможность голосования военнослужащих, участников референдума по почте, в случае прохождения ими военной службы вне места регистрации по месту жительства;

5) в п. 10 ст. 11 Закона № 76-ФЗ — норму о том, что отпуск по личным обстоятельствам может быть предоставлен военнослужащему в случае необходимости участия его в выборах по месту регистрации;

6) в п. 4 ст. 33 Закона № 51-ФЗ — о том, что требуется предварительно уведомлять о направлении наблюдателя на закрытые избирательные участки.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его выводы и результаты непосредственно связаны с решением актуальных задач совершенствования правового обеспечения участия военнослужащих Российской Федерации в избирательном процессе и позволяют уточнить и дополнить имеющиеся теоретические представления о проведении мероприятий по правовому воспитанию в целях обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Положения и выводы исследования вносят определенный вклад в науку военного права и могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований в области реализации прав военнослужащих; они могут быть применены в российском праве при определении и реализации правовой политики в сфере правового обеспечения участия военнослужащих Российской Федерации в избирательном процессе; для разработки рекомендаций по совершенствованию военного законодательства в части обеспечения избирательных прав военнослужащих; в учебном процессе при изучении учебных дисциплин «Военное право», «Избирательное право», «Международное право» как в военных, так и в гражданских вузах.

Предложенные методические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих и членов их семей при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления могут рассматриваться как механизм совершенствования обеспечения избирательных прав, права на участие в референдуме военнослужащих Российской Федерации в период подготовки и проведения федеральных, региональных выборов, выборов в органы местного самоуправления, референдумов, проводимых на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Законодательное закрепление приоритета прав и свобод человека и гражданина актуализирует проблему правового обеспечения избирательных прав военнослужащих, требует формирования государственной политики и практического решения задач, поставленных Президентом РФ в посланиях Федеральному Собранию, направленных на обеспечение большей вовлеченности граждан в политическую жизнь, на повышение качества народного представительства и на повышение престижа армии. Предвыборная конкуренция должна быть честной и прозрачной, проходить в рамках закона, с уважением к избирателям. При этом необходимо обеспечить безусловное общественное доверие к результатам выборов, их легитимность [10].

 

Список литературы

 

1. Гранатович А.В. Проблемы правовой подготовки военнослужащих к участию в избирательном процессе: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование в сфере национальной безопасности» 15—16 апреля 2015 г. // Гуманитарный вестник. 2015. № 2 (33). С. 191—193.

2. Дамаскин О.В. Российская армия в современном обществе: проблемы и перспективы: моногр. М.: Юрлитинформ, 2011.

3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07.10.1977; ред. от 01.12.1988). URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478733/ (дата обращения: 24.04.2016).

4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

5. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР: закон СССР от 01.12.1988 № 9853-XI. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/zakony/185466/ (дата обращения: 24.04.2016).

6. О внесении изменений в Методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления: постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 18.02.2015 № 272/1630-6 // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2015. № 2.

7. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 41. Ст. 5641.

8. О выборах народных депутатов СССР: закон СССР от 01.12.1989 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (ч. II). Ст. 212.

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 08.02.2016).

11. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года (утв. решением Коллегии Министерства обороны РФ от 28.03.2008). URL: http://www.mil.ru/849/11876/41276/i№dex.shtml (дата обращения: 10.03.2016).