А.В. Першин, президент Фонда Содействию Безопасности 

С.А. Горина, доктор экономических наук, профессор, третейский судья в 2008-2014 г.г.

 

Кредитные организации активно предлагают овердрафт, рекламируя удобство его использования, например, при оплате покупках в магазине, если недостаточно денежных средств на банковской карте. В этом случае Банк автоматически добавляет недостающие деньги на банковскую карту клиента, но создается минусовой баланс по клиентскому карточному счету. Такая операция представляет собой разновидность краткосрочного кредитования и называется овердрафтом. Сумма лимита разрешенного овердрафта указывается в договоре, заключенным между банком и клиентом, и является обязательным условием для договора банковского обслуживания. Для оформления услуги овердрафтного кредитования может заключаться дополнительное соглашение к договору банковского счета. Таким образом, между Банком и клиентом действует Соглашение о краткосрочном кредитовании в пределах установленного лимита.

Однако в отсутствие такого соглашения овердрафтное кредитование не разрешено, а овердрафт, осуществленный без одобрения Банка и согласия клиента, является техническим. Технический овердрафт представляет собой перерасход денежных средств по банковской карте клиента, и в кредитных организациях технический овердрафт, как правило, поясняют особенностями функционирования платежных систем и их сбоем.

Большинство держателей пластиковых карт не вникает в законодательство о национальной платежной системе и не запрашивает выписки по карточному счету, первичные платежные документы в подтверждение обоснованности проведенной операции. Излише списанные клиентские деньги из-за сбоя работы банкомата подлежат возврату, полагает клиент банка. Но банк не торопится возвращать необоснованно списанные клиентские деньги по карточному счету. По крайней мере потребуется написать заявление на возврат денежных средств, то есть уведомить Банк – оператора перевода электронных денежных средств — о несанкционированном списании средств со счета. Такой уведомительный порядок прописан в Федеральном законе от 27.06.2011 г. (в ред. от 18.07.2017) № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Более того, нормами указанного закона установлены для кредитных организаций и их клиентов обязанности, от соблюдения или несоблюдения которых зависит, будут ли клиенту возвращены суммы, списанные со счета без его согласия, или нет.

В случае с техническим овердрафтом следует руководствоваться нормами вышеназванного закона, предписывающими клиенту обязанность уведомить банк о несанкционированно списанных денежных средствах с его карточного счета, в случае если банк надлежащим образом направлял уведомление клиенту об операциях. Банк не обязан возмещать клиенту суммы несанкционированно списанных средств, если он надлежащим образом направил клиенту уведомления об операциях, но клиент не представил в банк уведомление о несогласии в установленный срок. Вместе с тем, если банк не направлял клиенту уведомления об операциях, он обязан возместить клиенту те суммы по операциям, которые были совершены без его согласия и о которых клиент не были банком проинформирован. В этом случае для возврата средств по несанкционированной операции не важно наличие уведомления клиента о несогласии.

Согласно действующему законодательству операции, осуществляемые в кредитных организациях должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Юридической значимостью документа является его свойство выступать в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера (п.п. 14, 23 п. 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»:  утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст).

Клиент, проводящий операции через электронные платежные системы (ЭПС) и не усвоивший «глубину» правых конструкций законодательства об ЭПС, рискует стать должником перед банком и государством. Как? Чаще всего через технический, то есть неразрешенный овердрафт, при котором происходит несанкционированное списание средств без согласия клиента и одобрения банка. Логика клиента, несведущего в нюансах банковских операций, подсказывает, что техническая ошибка оператора перевода электронных денежных средств подлежит исправлению вне зависимости от уведомления самого клиента о ней. Но правовые конструкции статьи 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» не признают такую обычную логику клиента. При этом списание клиентских средств происходит в нарушении статьи 8 Федерального закона «О национальной платежной системе» без соглашения на овердрафт между сторонами и без документального подтверждения списанных сумм по трансакции.

Если клиент не уведомил банк о несанкционированной операции, а банк при этом согласно части 4 статьи 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» информировал клиента о такой операции, например, путем отражения записи на карточном счете клиента, то впоследствии банк такую операцию назовет кредитованием, а на счетах бухгалтерского учета сформирует задолженность клиента-заемщика перед банком. В частности, Сбербанк, руководствуясь статьей 819 Гражданского кодекса РФ первоначально сумму по техническому овердрафту отражает на счетах учета текущей задолженности клиента-заемщика перед банком, а по истечении 3 лет осуществляет перенос такой задолженности на счета учета задолженности, погашение которой осуществляется несвоевременно.

При таком изменении в учете задолженности в силу положений ст. 41 Налогового кодекса РФ у клиента возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по возврату сумм основного долга и/или процентов по нему и, соответственно, доход, подлежащий обложению налогом на доходы: у  физического лица-резидента — 13%, а у физического лица-нерезидента — 30%. Датой получения такого дохода у физического лица является дата осуществления банком изменений в учете задолженности.

Далее банк в соответствии со ст. 226 НК РФ исчисляет сумму НДФЛ с суммы документально неподтвержденного технического овердрафта, называя такую сумму просроченной задолженностью клиента-заемщика, и направляет сведения по форме № 2-НДФЛ о полученном клиентом доходе и сумме неудержанного налога в налоговый орган. Например, Сбербанк обращает особое внимание клиента на то, что «произведенные изменения в учете Вашей задолженности не влияют на размер Ваших обязательств перед Банком и не снимают с Вас обязанностей по погашению задолженности по кредитному договору».

Повторимся, первичные документы в подтверждение обоснованности операции банк не представил. Вместе с тем долги, переведенные в категорию «безнадежные», подлежат списанию, то есть сумма задолженности, срок исковой давности по которой истек (а задолженность отвечает критериям безнадежного долга, установленным статьей 266 НК РФ), подлежит инвентаризации и списанию на операционные расходы с последующим уменьшением финансового результата, то есть отражением в финансовой отчетности банка убытков.

У аудиторов есть мнение о том, что кредитные организации с многочисленной клиентской базой таким способом регулируют свой финансовый результат и увеличивают в финансовой отчетности убыток, но это тема отдельной профессиональной дискуссии.

Предметом данной статьи не является установление законности списания средств клиента в результате технического овердрафта и отражения их в бухгалтерском учете банка, равно как и исследование степени влияния денежных средств, списанных из-за технического овердрафта, на достоверность финансовой отчетности кредитной организации. Вместе с тем, поскольку права и интересы клиента могут быть ущемлены в результате несанкционированной операции, проведенной посредством ЭПС, а к таким несанкционированным операциям в полной мере относится технический овердрафт, клиента необходимо защитить от таких навязанных банком услуг кредитования.

Представляется, что суды общей юрисдикции, мировые судьи могли бы рассматривать споры, возникающие между банком и клиентом по операциям технического овердрафта с позиции комплексного правоотношения, поскольку, несомненно, правоотношения в финансовой сфере являются сложными, затрагивающими в первую очередь интересы государства и права граждан. В отдельных случаях при техническом овердрафте имеют место злоупотребления, и поэтому необходимы действенные меры по выявлению злоупотреблений при проведении операций технического овердрафта.

На Четвертой международной межвузовской научно-практической конференции «Учет, аудит и налогообложение в обеспечении экономической безопасности предприятий» (10 ноября 2017 г., Москва) прозвучали резонансные доклады о злоупотреблениях в кредитных организациях. В выступлениях сотрудников Следственного департамента и экспертов МВД России упоминались способы хищения денежных средств в кредитных организациях и необходимость их пресечения.

По операциям посредством ЭСП (на примере технического овердрафта) можно судить о том, что клиент законодательно слабо защищен и в случаях несанкционированной операции, проведенной через ЭПС, поражен в правах. Кроме того, нормами Федерального закона «О национальной платежной системе» термин «клиент» не определен как субъект правоотношений, а участники национальной платежной системы имеют ряд преимуществ, к числу которых можно отнести право не возвращать несанкционированно списанные деньги в отсутствие уведомления клиента о его несогласии с такой операцией и отражать в учете задолженность по клиенту с начислением процентов. Оказавшись в ситуации, приведенной в нашем примере, клиенту потребуется либо обратиться к аудиторам и юристам, либо самому доказывать незаконность технического овердрафта и обращаться в налоговой орган в связи с отсутствием дохода по несанкционированной операции. Суды в лучшем случае присудят банку вернуть клиенту денежные средства, списанные из-за технического овердрафта, не принимая во внимание моральный вред и потраченное время и деньги клиента на восстановление своего нарушенного права и доброй репутации.

 

Приложение

1. Обязанности банка и клиента

Основная обязанность банка — информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием ЭСП, путем направления клиенту уведомления (далее - уведомление об операциях) в порядке, установленном договором с клиентом (ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», далее — Закон об НПС, Закон № 161-ФЗ).

Как правило, такие уведомления банк направляет либо в день совершения операции, либо на следующий день. Способы направления уведомлений об операциях, используемые банками, различны - это могут быть и смс-уведомления, и рассылка по электронной почте, и информирование в интернет-банке. При этом хотя бы один из способов информирования должен быть бесплатным для клиента.

Основная обязанность клиента - уведомить банк в случае утраты ЭСП и (или) его использования без согласия клиента. При этом клиент обязан направить в банк указанное уведомление (далее - уведомление о несогласии) незамедлительно после обнаружения факта утраты ЭСП и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления об операциях (ч. 11 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

Способ информирования устанавливается договором. На практике чаще всего используется звонок в контакт-центр банка с последующим представлением уведомления о несогласии в письменной форме.

Обратите внимание!

День получения от банка уведомления об операциях - это не день, когда вы фактически его прочитали, а день, определенный в качестве такового договором. В договоре обычно указывают, что вы считаетесь получившим уведомление в день его направления банком установленным договором способом, например по указанному вами номеру мобильного телефона. Если вы вовремя не прочитали уведомление, это ваша вина (ч. 6 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

2. Операции, суммы которых банк обязан возместить клиенту

Банк обязан возместить вам суммы несанкционированных операций, совершенных с ЭСП, в следующих случаях (ч. 12, 13, 15 ст. 9 Закона № 161-ФЗ):

2.1. Если банк не направлял вам уведомления об операциях, он обязан возместить вам суммы операций, которые были совершены без вашего согласия (далее также - несанкционированные операции) и о которых вы не были банком проинформированы. Соответственно, в данном случае срок, установленный для направления вами уведомления о несогласии, не применяется.

2.2. Если банк надлежащим образом направлял вам уведомления об операциях и вы вовремя представили в банк уведомление о несогласии, банк обязан возместить вам суммы несанкционированных операций, совершенных после представления вами уведомления о несогласии.

2.3. Если банк надлежащим образом направлял вам уведомления об операциях и вы вовремя представили в банк уведомление о несогласии, банк обязан возместить вам суммы несанкционированных операций, совершенных до момента представления вами указанного уведомления о несогласии, но только в том случае, если не сможет доказать, что вы сами нарушили порядок использования ЭСП, из-за чего и произошли несанкционированные операции.

Обратите внимание!

В случаях, описанных в п. п. 2.1 и 2.2, банк обязан возместить вам суммы несанкционированных операций даже в случае нарушения вами порядка использования ЭСП.

3. Операции, суммы которых банк не обязан возмещать клиенту

Банк не обязан возмещать вам суммы несанкционированных операций в следующих случаях (ч. 14, 15 ст. 9 Закона № 161-ФЗ):

3.1. Если банк надлежащим образом направлял вам уведомления об операциях, но вы не представили в банк уведомление о несогласии в установленный срок.

3.2. Если банк надлежащим образом направлял вам уведомления об операциях и вы вовремя представили в банк уведомление о несогласии, но при этом банк смог доказать, что причиной возникновения несанкционированных операций, совершенных до момента представления вами в банк уведомления о несогласии, стало нарушение вами порядка использования ЭСП. Таким нарушением может быть, в частности:

- сообщение вами третьим лицам реквизитов вашей банковской карты, ПИН-кода, логина, пароля и (или) средств подтверждения операций в интернет-банке, а также небрежное хранение карты и информации о ПИН-коде (логине и т.п.), в результате чего к ним получили доступ третьи лица;

- оплата покупки в интернет-магазине с компьютера, зараженного вирусом, передающим мошенникам реквизиты банковских карт.

 В национальную платежную систему в соответствии с Законом об НПС входят следующие субъекты (субъекты НПС):

— операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств);

— операторы услуг платежной инфраструктуры;

— банковские платежные агенты (субагенты);

— платежные агенты;

— организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

операторы платежных систем.

Оператор по переводу денежных средств - это организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств. В соответствии с принятым Законом о НПС операторами по переводу денежных средств являются: Банк России; кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств; государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

В качестве субъектов могут выступать кредитные организации в соответствии с имеющимися у них лицензиями на осуществление банковских операций и - и это принципиальная новелла Закона - некредитные организации.

Закон о НПС предусмотрел понятие банковского платежного агента (под которым понимается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом о НПС) и банковского платежного субагента (т.е. юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом о НПС).

Понятия "платежный агент" и "платежный субагент" даны в ст. 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". В соответствии с этим Законом под платежным агентом понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Платежным агентом может быть:

— оператор по приему платежей (т.е. юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц);

— платежный субагент (т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).

Закон о НПС определяет круг субъектов, которые могут выступать в качестве оператора платежной системы.

Оператором платежной системы может являться:

— кредитная организация;

— организация, не являющаяся кредитной организацией и созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Банк России;

Внешэкономбанк.

Оператор платежной системы, не являющийся кредитной организацией, может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора услуг платежной инфраструктуры (за исключением расчетного центра) и с иной деятельностью, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

В отношении оператора платежной системы ст. 15 Закона о НПС предусмотрены:

— основные обязанности оператора платежной системы (определение правил платежной системы, организация и контроль за их соблюдением, привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, организация системы управления рисками в платежной системе, обеспечение досудебного и (или) третейского рассмотрения споров в рамках платежной системы);

— регистрация оператора платежной системы в реестре операторов платежных систем, ведущемся Банком России (организация, намеревающаяся стать оператором платежной системы, должна направить в Банк России регистрационное заявление);

правила платежной системы;

—документы, подтверждающие соответствие требованиям, предусмотренным Законом о НПС (объем различается в отношении операторов платежных систем, являющихся и не являющихся кредитными организациями).

В целях обеспечения бесперебойности оказания платежных услуг Федеральным законом № 112-ФЗ были установлены дополнительные требования в отношении операторов платежных систем и привлекаемых ими операторов услуг платежной инфраструктуры, в частности:

— запрет на приостановление (прекращение) в одностороннем порядке операторами услуг платежной инфраструктуры оказания соответствующих услуг участникам платежных систем и их клиентам;

—запрет на включение в правила платежных систем условий, предусматривающих такое приостановление (прекращение).

В соответствии с международными стандартами в Законе определяются значимые платежные системы, вводятся требования к управлению рисками в платежных системах, предусматриваются надзор и наблюдение Банком России в национальной платежной системе. В отношении значимых платежных систем предусматриваются полномочия Банка России по установлению дополнительных требований к функционированию значимых платежных систем, включая их платежную инфраструктуру. Значимые платежные системы также являются объектом наблюдения со стороны Банка России.

Значимые платежные системы разделяются на три типа:

— системно значимые, в рамках которых обычно осуществляются переводы денежных средств на крупные суммы, в том числе по сделкам на финансовых рынках;

— социально значимые, в рамках которых осуществляются переводы денежных средств по розничным платежам;

— национально значимые, выделение которых произошло в Федеральном законе № 112-ФЗ, принятым как реакция на действия международных платежных систем, приостановивших в одностороннем порядке обслуживание отдельных кредитных организаций-участников.

 

Согласно ст. 22 Закона о НПС платежная система является системно значимой в случае ее соответствия одному из критериев.

 

 

СБЕРБАНК -СУД Источник: https://www.sovremennoepravo.ru/

 

------------

 

СБЕРБАНК 2 НДФЛ Источник: https://www.sovremennoepravo.ru/