Государственно-правовые отношения

DOI 10.25799/NI.2019.41.91.004

УДК 342.7

  

О.Н. Доронина,

кандидат юридических наук,  доцент кафедры правового обеспечения государственной  и муниципальной службы Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы  при Президенте РФ Россия, Москва ondoronina@gmal.com

 

О.А. Бражников,

аспирант кафедры правового обеспечения  государственной  и муниципальной службы Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, федеральный судья в отставке Россия, Москва o.a.brazhnikov@gmail.com

 

Рассматривается соотношение федеральных и региональных гарантий обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Авторами установлено, что, поскольку основные права и свободы человека и гражданина имеют естественно-правовой характер, а их конституционный перечень не является исчерпывающим, в конституциях (уставах) субъектов Федерации могут закрепляться права и свободы, не содержащиеся в Конституции РФ, сложившиеся в регионах под воздействием объективных условий, а также учреждаться дополнительные юридические механизмы их защиты. При этом должны учитываться принципы конституционной законности и достаточности правового регулирования. Выявлены модели закрепления в законодательстве субъектов Федерации гарантий реализации и защиты права на национальную самоидентификацию (ст. 26 Конституции РФ) применительно к лицам, относящимся к коренным малочисленным народам. Наиболее оптимальной авторы считают модель «дополняющего» закрепления гарантий защиты прав, которая позволяет избежать коллизий между федеральным и региональным законодательством и дублирования в региональном законодательстве положений федерального законодательства, а также учесть особенности субъекта Федерации.

Исследуются судебные и несудебные гарантии защиты прав и свобод коренных малочисленных народов. Отмечается, что в отсутствие в практике Конституционного Суда РФ устойчивого понимания содержания конкретного конституционного права человека и гражданина региональный орган судебного конституционного контроля может сформировать правовую позицию, не в полной мере соответствующую Конституции РФ. Выявляются проблемы несудебных механизмов защиты прав коренных малочисленных народов субъектов Федерации уполномоченными представителями, советами и представителями при высших органах законодательной и исполнительной власти, органах местного самоуправления, региональными специализированными омбудсменами, вызванные отсутствием гарантий учета их экспертных заключений и рекомендаций, механизмов разрешения споров между общинами малочисленных народов, хозяйствующими субъектами и органами публичной власти, отсутствием форм взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также невозможностью участия в судебной защите в связи с  отсутствием в федеральном законодательстве единых стандартов их организации и функционирования.

Ключевые слова: основные права и свободы, государственные гарантии прав и свобод, федеральные и региональные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод, коренные малочисленные народы, национальные меньшинства.

 

 

Federal and Regional Guarantees of Providing and Protection of Rights and Freedoms of Man and Citizen (on the Example of the Rights of Indigenous Ethnic Groups  and other Ethnic Minorities in the Far East Federal District). P. 20-26.

 

Olga N. Doronina,

Cand. in Law, Assoc. Prof. of Dept. of  Legal Support of State and Municipal Service at Institute of Public Administration and Management of Russian Presidential Academy  of National Economy and Public Administration Russia, Moscow ondoronina@gmal.com

 

Oleg A. Brazhnikov,

Graduate Student  of Dept. of Legal Support of State and Municipal Service at Institute of Public Administration and Management of  Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Moscow o.a.brazhnikov@gmail.com

 

The correlation of federal and regional guarantees of providing and protection of rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation are considered. The authors establish that as basic rights and freedoms of man and citizen have natural law character and their constitutional list is not exhaustive, in constitutions (charters) of subjects of the Federation rights and freedoms could be enshrined which are not contained in the Constitution of the Russian Federation and which has been developed in the regions under the influence of objective conditions, and also additional legal mechanisms of their protection could be established. Herein principles of constitutional legality and sufficiency of legal regulation have to be considered. Models for consolidation of guarantees of realization and protection of the right to national identity (Art. 26 of the Russian Constitution) in the legislation of the subjects of the Federation in relation to persons belonging to indigenous minorities are revealed. The authors consider the model of "supplementing" consolidation of guarantees of protection of rights as most optimum as it allows to avoid collisions between the federal and regional legislation and duplications in the regional legislation of provisions of the federal legislation, and also to take into account peculiarities of the subject of the Federation.

Judicial and non-judicial guarantees of protection of rights and freedoms of indigenous ethnic groups are investigated. It is noted that in absence of steady understanding of the content of a concrete constitutional right of man and citizen in the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation, the regional body of judicial constitutional control could create a legal position, not fully corresponding to the Russian Constitution. Problems of non-judicial mechanisms of protection of rights of indigenous ethnic groups of subjects of the Federation by authorized representatives, councils and representatives under the supreme bodies of legislative and executive power, local governments, regional specialized ombudsmen are revealed which is caused by the lack of guarantees of the accounting of their expert opinions and recommendations, absence of mechanisms of settlement of disputes between communities of the small people, economic entities and public authorities, deficiency of forms of interaction between territorial authorities of federal executive authorities, and also impossibility of participation in judicial protection due to absence in the federal legislation of uniform standards of their organization and functioning.

Keywords: basic rights and freedoms, state guarantees of rights and freedoms, federal and regional mechanisms of providing and protection of rights and freedoms, indigenous ethnic groups, ethnic minorities.