УДК 347.515:347.157.1

Страницы в журнале: 59-62

 

А.В. Баженов,

студент 1-го курса магистратуры Российского государственного социального университета Россия, Москва

А.М. Рабец,

доктор юридических наук, профессор кафедры трудового, социального и семейного права Российского государственного социального университета Россия, Москва Rabecjur@mail.ru

 

Рассматриваются проблемы в сфере защиты прав ребенка в Российской Федерации. Анализируется юридическая ответственность за нарушение прав и законных интересов детей по законодательству Российской Федерации в Московской области. Формулируются предложения по наделению уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы по направлениям, связанным с защитой прав детей.

Ключевые слова: права ребенка, общество, государство, органы опеки и попечительства, семья, норма, защита, несовершеннолетний, законодательство.

 

Актуальность темы обусловлена тем, что трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям — неспособности, а порой нежелания или непонимания необходимости проявить подлинную заботу о соблюдении их прав. Одна из наиболее серьезных проблем — российская система защиты прав ребенка, — и заключается она в том, что деятельность институтов в этой сфере в России почти всегда направлена на разрушение семьи. Зачастую единственным способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ Павла Астахова, посещение неблагополучной семьи и изъятие ребенка из семьи — это уже следствие проблемы. Все эти шаги уже очень поздние. Можно указать и на отсутствие в законодательстве каких-либо четко понятных критериев оснований для отобрания ребенка, на которые можно было бы опираться органу опеки и попечительства. Отобрание ребенка, направленное на защиту его прав, не выполняет свою функцию, часто «опаздывает», а иногда и является необоснованным, наносит детям непоправимые травмы.

Целью нашего исследования является анализ юридической ответственности за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних по законодательству Российской Федерации в Московской области.

Нормы, посвященные правам несовершеннолетних детей, являются относительно новыми для российского законодательства. В 1990 году Российская Федерация стала участником Конвенции о правах ребенка 1989 года (далее — Конвенция), в связи с чем приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствие требованиям Конвенции. Во исполнение этого в Конституции РФ и Семейном кодексе РФ появились нормы, посвященные личным и имущественным правам несовершеннолетних детей.

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности получило свое закрепление в действующем гражданском законодательстве, где наступление полной дееспособности обусловлено достижением совершеннолетия, т. е. 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы.

Одним из самых важных прав ребенка является предусмотренное ст. 54 СК РФ право жить и воспитываться в семье, что согласуется и с п. 2 ст. 20 ГК РФ, устанавливающим местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших 14 лет и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. По достижении несовершеннолетним 16 лет его регистрация по месту жительства проводится на основании паспорта. Таким же образом в случае необходимости осуществляется и регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания. Поскольку Положением о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828) предусмотрена выдача паспорта не в 16 лет, как ранее, а в 14 лет, то регистрация по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, производится на основании паспорта.

Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, получившего паспорт, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК РФ).

В Конституции РФ ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина.

СК РФ также является документом, регулирующим права и обязанности несовершеннолетних в России, так как в нем в целях усиления гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции выделена специальная глава «Права несовершеннолетних».

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

— к первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т. п.;

— ко второй группе — право ребенка на семейное благополучие;

— к третьей группе — на свободное развитие его личности;

— четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей;

— пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством);

— шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения  в местах лишения свободы.

Проблемы обеспечения и защиты прав детей условно можно рассматривать в двух направлениях: социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений; психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

Еще одна проблема — отсутствие в нашей стране культуры обращения граждан и детей в органы, осуществляющие защиту прав ребенка. В большинстве случаев граждане не знают, куда и к кому обратиться с просьбой о помощи, не говоря уже о самих детях.

На региональном уровне в сфере защиты прав ребенка также имеются определенные негативные тенденции. Так, обеспечением соблюдения прав детей в Московской области сегодня занимаются множество различных государственных и общественных структур, в деятельности которых достаточно хорошо внедрены и отработаны механизмы и социальные практики, реально обеспечивающие современные правовые стандарты в отношении детей. Однако их работа на сегодняшний день должным образом не скоординирована, поэтому отсутствует обобщенный анализ ситуации с соблюдением прав детей в регионе. В связи с этим имеют место: наличие разнородной статистики и отсутствие достоверных цифр в отношении различных категорий детей и явлений в детской среде, предоставляемых государственными ведомствами; разнородность представлений о приоритетах в детской политике у разных государственных институтов; отсутствие специальной работы, направленной на повышение правовой культуры специалистов, работающих с детьми; невключенность самих детей в процесс защиты собственных прав и т. д.

Одна из острых тем — нарушение жилищных прав детей при расторжении брака родителей и купле-продаже жилья. Контрольная функция органов опеки и попечительства за совершением сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние, исчезла в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ. Законодатель посчитал, что разумность поведения родителей по отношению к собственным детям не требует дополнительного контроля. Отстранение органов опеки и попечительства от процесса выдачи предварительных разрешений на сделки, затрагивающие интересы детей (в случаях, когда они не являются собственниками, а лишь обладают правом пользования жилым помещением), привело к многочисленным случаям выселения детей.

Таким образом, можно говорить о несоответствии современным запросам общества государственной системы работы с ребенком и необходимости в интересах ребенка реформирования  самой системы, ее управления.

В целях решения существующих проблем необходимо осуществлять деятельность по различным взаимосвязанным направлениям в сфере защиты прав ребенка.

Так, на региональном уровне следует решить задачу по объединению различных ветвей государственной власти, общественных и некоммерческих организаций, специалистов, энтузиастов, бизнес-сообщества, политических партий и всех граждан, кому не безразлично наше будущее, а значит, и будущее наших детей.

Необходимо совершенствовать правовую грамотность населения, для чего следует продолжить развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различных типов и видов; разработку учебных курсов, включающих правовое содержание соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий; формирование правовой культуры педагогов и системы подготовки педагогических кадров учебного предмета «Право», а также углубление профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин.

Необходимо, чтобы детям были доступны данные не только руководства образовательного учреждения, органов образования, но и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органов социальной защиты, регионального уполномоченного по правам ребенка. Дети должны знать, куда можно обратиться в случае конфликтной ситуации, жестокого обращения в семье или в школе.

Для повышения эффективности конституционно-правовой защиты прав несовершеннолетних в рамках функционирования института уполномоченного по правам ребенка в России необходимо наделение уполномоченных в субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы по таким направлениям, как:

— защита прав детей на жизнь и охрану здоровья (в частности, на отдых и оздоровление, санитарно-эпидемиологическую безопасность);

— защита права на получение образования (в частности, в дошкольных учреждениях);

— защита прав при раздельном проживании родителей;

— защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— ужесточение ответственности в области борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Таким образом, проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, поэтому важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов. Долг всего общества — сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокого обращения с детьми, выявлять и пресекать подобные случаи.

 

Список литературы

 

1. Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 2015. № 1. С. 32—34.

2. Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка // Российская юстиция. 2015. № 3. С. 25—26.

3. Гуманитарные науки и модернизация правовой системы государства: российский и зарубежный опыт: труды Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Б. Гридневой, А.Б. Дидикина. Новосибирск, 2012.

4. Зайцев Е., Семина Л. Права, обязанности и ответственность детей, родителей и работников образовательных учреждений в сфере отношений, связанных с образованием и воспитанием // Правозащитник. 2011. № 2. С. 4—25.

5. Захаров С. Права и обязанности родителей по воспитанию детей и ответственность за их нарушение // Право и жизнь. 2014. № 12. С. 51—58.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.07.2015).

7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950).

8. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989).

9. Кравчук Н.В. Система международных органов в защите прав ребенка // Защити меня. 2014. № 1.

10. Мизинцев Н. Имущественные права ребенка // Закон. 2013. № 11. С. 89—92.

11. Муратова С.А. Семейное право: схемы, комментарии: учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2012.

12. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. URL: http://www.rfdeti.ru