Е.Г. ДЖИНДЖИХАШВИЛИ-НЕГОДАЕВА,

аспирант кафедры финансового и административного права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

 

Рассматриваются правовые особенности фонда обязательного страхования банковских вкладов, его основные правовые принципы, а также проблемы определения правового статуса фонда, взносов как основного источника его формирования и рекомендации, необходимые для совершенствования функционирования финансовой основы обязательной системы страхования вкладов.

Key words: the system of deposit insurance, Agency on deposit insurance, fund of obligatory deposit insurance, juridical status of fund and its installments, differential insurance installments.

 

Juridical distinctions of obligatory insurance fund of banking investments are considered in this article, as well as it's main juridical principals and the problems of defining juridical status of this fund, installments as the main source of it's setting up and recommendation, which are obligatory for improving the functioning of the financial basis for insurance of banking deposits.

Ключевые слова: система страхования вкладов, Агентство по страхованию вкладов, фонд обязательного страхования вкладов, правовой статус фонда и его взносов, дифференцированные страховые взносы.

 

На современном этапе развития банковского законодательства значительный научный и практический интерес представляет развитие концепции страхования вкладов в связи с нестабильностью национальных финансовых, и в первую очередь банковских систем на фоне мирового финансового кризиса. Актуальность данной темы обусловлена тем, что мировая финансовая система находится в ситуации затяжного кризиса. Устойчивость отечественной экономики в значительной степени зависит от одного из главных ее секторов — банковского. Денежные средства в виде вкладов физических лиц являются доминирующей статьей в формировании ресурсной базы всей банковской системы. В этой связи усовершенствование обязательной системы страхования вкладов оказалось принципиально важной и общественно необходимой задачей. Объектом данного исследования являются правовые особенности фонда обязательного страхования вкладов (ФОСВ, Фонд). Сущность рассматриваемого вопроса представляется весьма актуальной, поскольку именно за счет денежных средств фонда реализуется на практике защитный механизм, т.е погашение Агентством по страхованию вкладов (АСВ) обязательств кредитной организации перед вкладчиками при наступлении страхового случая (введения моратория, отзыва ЦБ РФ лицензии на работу с вкладами физических лиц).

Систему обязательного страхования банковских вкладов следует признать достаточно новым и весьма перспективным институтом финансового права, носящим характер публично-правового образования. Это подтверждается, прежде всего, его направленностью на процессы формирования, распределения и расходования средств специализированного фонда обязательного страхования банковских вкладов, управляемого, тем не менее, субъектом частноправового характера — Агентством по страхованию вкладов.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [1] (далее — Закон о страховании вкладов) стал правовой основой для разработки механизма страхования вкладов с учетом особенностей, присущих российской банковской системе. Этот закон устанавливает финансово-правовые и организационные основы системы страхования вкладов и регулирует отношения, возникающие в процессе ее функционирования.

Правовые и финансовые основы функционирования российской системы страхования вкладов рассмотрены в гл. 5 Закона о страховании вкладов. В указанной главе представлены: фонд обязательного страхования вкладов и источники его формирования; страховые взносы и порядок их исчисления и уплаты; меры по обеспечению финансовой устойчивости системы страхования вкладов и порядок государственного контроля за ее функционированием.

Финансовой основой данной системы является Фонд, который формируется государственной корпорацией «Агентством по страхованию вкладов» в большей части за счет регулярных отчислений банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов. Согласно п. 1 ст. 33 Закона о страховании вкладов фонд обязательного страхования вкладов — это совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с федеральным законом.

Следует отметить, что в российском законодательстве категория «фонд» употребляется довольно широко, но не всегда организация, имеющая в своем наименовании слово «фонд», является таковой по своей организационно-правовой форме [1. С. 22] . В данном Законе термин «фонд» используется в значении «совокупности денежных средств», а не в смысле российского гражданского законодательства — как некоммерческое юридическое лицо. Фонд не имеет гражданской правосубъектности, так как не является юридическим лицом — это просто форма аккумулирования и расходования денежных средств на цели, предусмотренные в Законе о страховании вкладов.

Таким образом, фонд обязательного страхования вкладов, учитываемый отдельно от иного имущества АСВ, принадлежит последнему на праве собственности в соответствии со ст. 33 Закона о страховании вкладов, что формально не дает оснований считать его целевым государственным фондом денежных средств. Однако юридическая конструкция государственной корпорации основана на фикции — частная собственность на соответствующее имущество реально не возникает. Фонд формируется на основе государственно-властных предписаний, а расходование его средств имеет строго целевое назначение [2. С. 14]. Поэтому, фонд обязательного страхования вкладов может считаться целевым публичным фондом денежных средств. С ним, в частности, связаны отношения по образованию и распределению финансовых ресурсов определенной территории [3. С. 9]. Другого фонда страхования вкладов на территории Российской Федерации нет. В выборе модели системы обязательного страхования вкладов мы пошли по англо-американскому пути. Напротив, в континентальной Европе страхование вкладов осуществляется в основном на началах децентрализации с минимальным контролем со стороны Центрального банка. Соответственно в европейской концепции защиты банковских депозитов частноправовое регулирование будет преобладать над публично-правовым [4. С. 56].

Особенностью создания системы страхования вкладов в Российской Федерации стало ФОСВ, в составе которого есть средства, имеющие как государственное, так и частное происхождение. К государственным источникам средств фонда обязательного страхования вкладов можно отнести первоначальный имущественный взнос Российской Федерации в размере 2 млрд руб. и средства федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом о страховании вкладов. К частным относятся страховые взносы банков — участников системы страхования вкладов.

Создание такого Фонда как некой относительно обособленной совокупности денежных средств позволяет обеспечить отделение (обособление) финансовых ресурсов, направляемых исключительно на возмещение по вкладам физических лиц в российских кредитных организациях, от денежных средств организации, осуществляющей управление этим фондом.

Примечательно, что государство с введением процедуры уплаты страховых взносов в ФОСВ фактически предприняло попытку реализовать собственные задачи средствами частноправового субъекта — Агентства по страхованию вкладов, переложив при этом все бремя финансовой нагрузки на самих участников системы.

Поскольку роль Российской Федерации столь велика в рассматриваемых отношениях, следовало бы точнее и убедительнее определиться законодателю с ответственностью Российской Федерации перед вкладчиками. Кроме того, стоит обратить внимание на следующий факт. Система страхования банковских вкладов опирается исключительно собственные средства и в качестве основной цели преследует обеспечение минимального уровня защиты интересов вкладчиков при наступления страхового случая, в то время как по сути такого рода механизм должен гарантировать конституционное право физического лица на его право собственности в полном объеме.

В соответствии со ст. 14 Закона о страховании вкладов АСВ создано в форме государственной корпорации, т. е. не имеющей членства некоммерческой организации, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях).

Говоря о правовом режиме имущества Агентства по страхованию вкладов, важно отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях имущество, переданное Агентству российской корпорацией, является его собственностью. Аналогичное положение предусмотрено и в отношении фонда (ч. 2 ст. 33 Закона о страховании вкладов). Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации, так же, как и Российская Федерация не отвечает по долгам Агентства (п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях и ч. 2 ст.16 Закона о страховании вкладов). Наиболее ярко это проявляется в отношении Фонда обязательного страхования вкладов.

Представляет интерес и вопрос о правовом статусе взимания АСВ части собственных средств с участников частноправовых отношений, т. е. с банков, в пользу Агентства. Фонд, формируемый Агентством за счет страховых взносов банков, имеет еще более узкую направленность, нежели иное имущество Агентства, которое может использоваться на осуществление им всех функций, предусмотренных Законом о страховании вкладов (ч. 3 ст. 16). Средства же Фонда направляются исключительно на выплату вкладчикам страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Необходимо отметить, что средства ФОСВ являются публичной собственностью, так как средства Фонда используются только по целевому назначению (выплата возмещения по вкладам и обеспечение функционирования системы страхования); цель использования средств Фонда носит публичный характер — защита вкладчиков, повышение доверия к банковской системе, стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему (ст. 1 Закона о страховании вкладов); право собственности на средства Фонда принадлежит юридическому лицу публичного права.

Аккумулирование взносов в Фонде осуществляется в целях финансирования выплаты Агентством при наступлении страховых случаев возмещения по вкладам, что позволяет сделать вывод об их социальной обусловленности общей целью системы страхования вкладов — защитой имущественных интересов вкладчиков несостоятельных банков. Структура Фонда представлена в виде источников его формирования.

Так, согласно ст. 34 Закона о страховании вкладов фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет:

1) страховых взносов;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных Федеральным законом;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

6) первоначального имущественного взноса в соответствии со ст. 50 Федерального закона;

7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день ставка страховых взносов в ФОСВ одинакова для всех. Однако, как показывает мировой опыт, возможно установление размера указанных взносов с учетом степени риска наступления страхового случая. Нельзя не согласиться с Н.Корниловой, которая считает, что возможность наступления страхового случая в отношении конкретного банка зависит от экономического положения банка, объема привлеченных банком средств, рискованности его кредитной политики и других факторов [5. С. 26].

По мнению заместителя генерального директора АСВ А. Г. Мельникова, «главными целями введения систем дифференцированных страховых взносов является стимулирование банков к отказу от принятия избыточного риска и обеспечение большей справедливости процесса взимания взносов» [6. С. 51].

Подобного рода системы исчисления взносов в фонд страхования вкладов, называемые дифференцированными, используются в США, Канаде, Франции, Италии, Казахстане и многих других странах. На наш взгляд, дифференцированные взносы в фонд страхования вкладов предполагаются более справедливыми, так как учитывают вероятность наступления страхового случая в отношении конкретных участников системы обязательного страхования вкладов. Одновременно банки стимулируются на ведение менее рискованной политики на рынке.

По нашему мнению, переход на дифференцированные взносы в систему страхования вкладов мог бы обеспечить более справедливое взимание страховых взносов — участников системы страхования вкладов и одновременно стимулировать банки к проведению менее рискованной деятельности на финансовых рынках.

Но в сегодняшних условиях российская банковская система не готова к немедленному переходу к дифференцированным страховым взносам, так как для этого необходимо совершенствование банковского надзора и отчетности кредитных организаций.

Накопительный характер формирования Фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков — участников системы страхования вкладов назван в п. 4 ст. 3 Закона о страховании вкладов в качестве одного из основных принципов системы страхования вкладов.

Одним из источников формирования Фонда являются страховые взносы. Последние, в свою очередь, представляют обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с банка в форме отчуждения принадлежащих ему на праве собственности денежных средств, уплата которых является одним из условий совершения в отношении данного банка Банком России и Агентством юридически значимых действий, включая предоставление права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.

Страховые взносы как основной источник формирования ФОСВ являются парафискальными платежами, которые по своей природе представляют собой нечто среднее между налогами и сборами [7. С. 5.]. Однако их статус легитимно не закреплен, и поэтому представляется целесообразным на законодательном уровне уточнить статус данного вида обязательных платежей и конституционности осуществления Агентства парафискальных функций во избежания исследования этого вопроса в качестве предмета рассмотрения Конституционным Судом РФ.

Необходимо отметить, что главной правовой принцип функционирования фонда обязательного страхования вкладов — это принцип его независимости как от государства, так и от банков и иных лиц [1. С. 32-34]. Вместе с тем АСВ также ограничено в правах по распоряжению средствами Фонда.

Так, в соответствии с ч. 3  ст. 33 Закона о страховании вкладов Фонд обособляется от иного имущества Агентства по страхованию вкладов. Временно свободные денежные средства данного Фонда могут быть использованы для получения фондом дополнительных средств, однако могут инвестировать только в определенные ч. 3 ст. 38 Закона о страховании вкладов финансовые инструменты и с учетом особого порядка принятия решения об инвестировании, закрепленного ч. 2 ст. 38 Закона о страховании вкладов.

Не допускается размещение временно свободных денежных средств ФОСВ в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные настоящим Законом (ч. 4 ст. 38 Закона о страховании вкладов). Денежные средства рассматриваемого Фонда могут быть использованы только на финансирование выплат возмещения по вкладам, а также расходов, связанных с осуществлением функции по обязательному страхованию вкладов, и иные цели в соответствии с Законом (ст. 39 Закона о страховании вкладов). Расходы Агентства как юридического лица финансируются за счет средств самого Агентства (ст. 40 Закона о страховании вкладов).

Таким образом, на средства ФОСВ вкладов не могут быть обращены взыскания по обязательствам государства, банков — участников системы страхования вкладов, а также самого Агентства по страхованию вкладов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения — это специальная государственная программа, которая реализуется в соответствии с Законом о страховании вкладов. Данный Фонд является финансовой основой системы обязательного страхования вкладов, так как с помощью средств Фонда осуществляется основная задача обязательной системы страхования вкладов — защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории России. Статус ФОСВ, не относящегося по своей правовой природе к частным, бюджетным или внебюджетным фондам, определяется особенностями источников формирования Фонда, целевой направленностью использования его средств, а также независимостью от государства, банков и иных субъектов. Однако есть основания считать схожесть фонда обязательного страхования вкладов с целевым публичным фондом денежных средств, так как последний создается только на основании нормативно-правового акта компетентным уполномоченным органом с заранее установленной целью.

Что касается статуса страховых взносов, то он на законодательном уровне не закреплен, что дает основания для научных исследований в данной области. На наш взгляд, правовой статус основного источника формирования Фонда является парафискалететный платеж.

Для дальнейшего совершенствования действующей системы страхования вкладов, на наш взгляд, необходимо внесение изменений в действующее законодательство в части:

—расширения перечня источников формирования ФОСВ с целью повышения его доходности;

—внедрения дифференцированной шкалы для исчисления банками — участниками системы страхования вкладов страховых взносов в зависимости от объема вкладов, подлежащих обязательному страхованию, а также от финансовой устойчивости самого банка.

Таким образом, на современном этапе развития механизма создания гарантий эффективной защиты имущественных прав вкладчиков — существуют проблемные аспекты в вопросах определения статуса фонда обязательного страхования вкладов и его взносов. Однако вышеизложенное не отрицает факта, согласно которому можно констатировать, что система страхования вкладов на современном этапе оказывает положительное влияние на развитие рынка банковских услуг и стимулирует привлечение в него сбережений граждан.

 

 

Литература

1. Лялин Д.Ю. Правовой режим фондов государственной корпорации // Юрист.  2005. № 4.

2. Турбанов А.В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации: Автореф. дисс. … д-ра юрид. на-

ук — М., 2004.

3. Крохина Ю.А. Особенности правового режима государственных и муниципальных целевых денежных фондов // Финансовое право. 2003.  № 3.

4. Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. 2006.  № 2.

5. Корнилова Н. Страховой риск и страхо-вой случай // Российская юстиция.  2002.  № 6.

6. Мельников А.Г. Дифференцированные взносы в фонд страхования вкладов // Деньги и кредит.  2007.  № 12.

7. Завода Е.А. Правовой статус страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов // Банковское право.  2009.  № 2.