УДК 342.742

 В.А. ЕГЕЛЬСКИЙ

 

Конституцией Российской Федерации ( ч. 1 ст. 59) предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Защита Отечества реализуется различными юридическими средствами, в том числе и учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Проблема взаимодействия государства и граждан по вопросам исполнения военной службы требует неотложного решения и приобретает особый характер в связи с формирование в России правового государства и гражданского общества, сохранением военных угроз в современных условиях[1]. Военная служба — сложное социальное и правовое явление, раскрытие содержания которого невозможно без комплексного подхода. Она составляет основу деятельности и функционирования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства, охватывающую миллионы граждан Российской Федерации.

Военная служба является особым видом федеральной государственной службы на основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 1 декабря 2007 г.).[2] Военная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6).

Более развернутая дефиниция военной службы содержится в п. 1 ст. 2  Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 3 декабря 2008 г.)[3], согласно которой военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

В юридической литературе выделяют особенности военной службы, которые отражают ее существенные отличия от иных видов государственной службы (государственной гражданской и правоохранительной). Например, профессор А.В. Кудашкин выделяет шесть таких отличий:

1) военная служба, в отличие от государственной гражданской службы,  формирующей и реализующей государственно-управляющие воздействия, предназначена для реализации функций собственно государства в области обороны и военной безопасности, т. е. является деятельностью военнослужащих в целях обеспечения решения специфических задач по защите Отечества (обороны, действий в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов), а также в соответствии с международными договорами;

2) посредством исполнения военной службы не столько обеспечивается исполнение полномочий государственных органов, сколько фактически осуществляются эти полномочия, т. е. военно-служебная деятельность является практической деятельностью по исполнению обязанностей (службы) военнослужащими, проходящими в соответствии с законом военную службу на воинских должностях в государственных органах и организациях, на которые возложены задачи и функции в области обороны и военной безопасности;

3) чтобы обеспечить ясность, стройность четкую иерархию во взаимоотношениях между военнослужащими, им присваиваются воинские звания;

4) дисциплинарные отношения между военнослужащими, являющиеся частью военно-служебных отношений, строятся в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140;

5) защита Отечества является обязанностью и долгом граждан;

6) в связи с особым характером исполняемых обязанностей в целях решения специфических задач для военнослужащих предусмотрены отличное от других видов государственной службы специальное материальное обеспечение, включающее денежное довольствие и виды натурального обеспечения (продовольственного, вещевого и квартирного), а также социальные льготы[4].

Д.Н. Бахрах выделяет 7 специфических отличий военной службы. Во-первых, для военной службы главная цель — защита страны от посягательств других государств на наш конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал. Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, государственную границу и другие важные для страны объекты. Часть военнослужащих создает условия для выполнения главной цели военной службы путем обучения, медицинского и жилищно-коммунального обслуживания военнообязанных и военнослужащих, борьбы с нарушениями законности и выполнения иной вспомогательной деятельности. Тот факт, что военная служба комплектуется и на добровольной основе, и по призыву в Вооруженные Силы РФ, пограничные и внутренние войска, является второй особенностью.

В-третьих, специфика военной службы состоит в ее оснащенности вооружением. Количество, качество, разнообразие самолетов, кораблей, танков и другого оружия в войсках не идет ни в какое сравнение с оружием любой и всей правоохранительной службы в целом.

Четвертая особенность связана с правовой основой военной службы.

Пятая — с тем, что все виды юридической ответственности за правонарушения, связанные с военной службой, регулируются специальными правовыми актами или специальными нормами в общих актах, например, дисциплинарная ответственность регламентирована Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил РФ.

В шестых, у военнослужащих своя «лестница» специальных званий.

В седьмых, все лица, находящиеся на военной службе, называются военнослужащими, у них особые присяга, форма одежды, знаки отличия[5].

Военная служба характеризуется следующими признаками:

· исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации;

· финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета;

· правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством и исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации[6].

В Федеральном законе  «О воинской обязанности и военной службе» используются такие понятия, как «воинский долг», «воинская обязанность», «конституционный долг по защите Отечества», однако, определений этих понятий нет. Традиционно в России воинская обязанность воспринимается как особая нравственная норма, а призыв на военную службу — как реализация священной обязанности перед Отечеством.

Понятие долга представляет собой сплав морально-нравственных и юридических аспектов. По справедливому мнению профессора Б.С. Эбзеева, «категория долга имеет не только этическое, но и юридическое значение и требует своего осмысления в науке конституционного права; она сопрягается с категорией обязанности, но не сливается с ней; выступает ее этическим насыщением; является выражением привнесения в сферу конституционного регулирования нравственных начал; указывает на ценностные ориентиры, подлежащие особой заботе человека и гражданина и правовой защите — … Отечество, и не ограничивает личность в выборе способов и форм… защиты Отечества, которая распространяется на всех без исключения граждан, а также иных лиц, для которых Россия — Отечество. Не государство диктует этические нормы поведения, Конституция в качестве общеобязательного веления закрепляет выработанные тысячелетним развитием общества и воспринимаемые общественным сознанием в качестве единственно возможных стандартов поведения этические нормы и принципы»[7].

Конституционный долг граждан по защите Отечества, т. е. его обороне в случае возможной агрессии против него или его союзников, реализуется, как уже говорилось выше, в двух формах: в форме воинской обязанности (военной службе по призыву и сопутствующих призыву мероприятиях) и в форме добровольной военной службы (по контракту).

Вопреки распространенным представлениям, комплектование вооруженных сил исключительно добровольцами не является непременным атрибутом развитого демократического государства. Такая система комплектования действует, например, в США, Великобритании, Франции, Канаде, Японии, а с конца прошлого года и в Италии, в то время как в Австрии, Германии, Греции, Норвегии, Швеции и ряде других стран призыв на военную службу как установленная законом обязанность граждан сохраняется наряду со службой по контракту[8]. 

В Германии, например, каждый гражданин становится военнообязанным, как только ему исполнится восемнадцать лет и если он постоянно проживает в Федеративной Республике Германия. Воинская обязанность исполняется в виде несения военной службы в бундесвере. Срок действительной военной службы составляет девять месяцев, в мирное время сюда могут быть добавлены ограниченные по времени военные сборы. Военнообязанные призываются на действительную военную службу в бундесвер до тех пор, пока им не исполнится двадцать три года. Если у военнослужащего есть желание принимать участие в миссиях бундесвера за рубежом, то вслед за действительной военной службой можно поступить на дополнительную военную службу, которая длится до четырнадцати месяцев. В этом случае наряду с повышенным денежным довольствием военнослужащий получает еще и надбавку за несение военной службы.

В Финляндии военнообязанными являются граждане мужского пола возрастом от восемнадцати до шестидесяти лет. Воинская обязанность распространяется также на финских граждан, постоянно проживающих за границей, и на лиц, получивших финское гражданство. Воинскую обязанность можно выполнять путем службы в армии или в виде альтернативной службы.

В то же время нельзя не признать, что одним из характерных проявлений новых тенденций в военной политике цивилизованных государств является изменение систем комплектования вооруженных сил личным составом. Многие государства резко сокращают продолжительность службы по призыву либо полностью отказываются от него. В середине 2005 г. в Европе было уже 12 таких государств, затем соответствующий закон был принят парламентом Словакии, в 2006 г. процесс продолжился. В Германии дискуссии о способе комплектования идут перманентно[9].

У российского руководства есть осознание необходимости военной реформы, ее многоаспектного характера и многое делается реально. Так, приняты и вступили в действие несколько федеральных целевых программ[10], срок военной службы по призыву с 1 января 1998 г. сокращен до одного года. Проблемы модернизации военной организации Российской Федерации волнуют общественные организации, политические партии, рядовых граждан. Однако процесс этот неоправданно затянут: с момента подписания Постановления Правительства РФ от 30 ноября 1992 г. № 918 «О мероприятиях по этапному переходу к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке — по контракту» прошло уже 16 лет. А в США , например, подобный процесс занял всего 2 года, во Франции — 6 лет.

Следует признать правильной точку зрения Л.Л. Попова, Ю.И. Мигачева и С.В. Тихомирова, согласно которой «правовая природа воинской обязанности и исполнения долга по защите Отечества в добровольном порядке различна. Такие институты, как добровольная подготовка к военной службе, добровольное поступление на военную службу и прохождение военной службы гражданами, поступившими на нее в добровольном порядке, к воинской обязанности отнесены быть не могут, поскольку их осуществление является не юридической обязанностью, а правом гражданина». 

Конституционные (основные) обязанности представляют собой необходимое условие оптимального взаимодействия личности и государства. «Юридическая обязанность — вид и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок и «умиротворение в жизнь»

По мнению заслуженного профессора МГУ Л.Д. Воеводина, конституционная (основная) обязанность — это «установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение».

Воинская обязанность в самом первом приближении представляет собой обязанность гражданина нести военную службу и защищать Отечество. А.В. Кудашкин, явно основываясь на общем определении конституционной обязанности, данном профессором Л.Д. Воеводиным, определяет конституционную обязанность по защите Отечества как установленную Российской Федерацией в интересах всех членов общества и закрепленную в его Конституции необходимость, предписывающую каждому гражданину определенные законом вид и меру поведения в области обороны и военной безопасности и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

По мнению Л.Л. Попова, Ю.И. Мигачева и С.В. Тихомирова, сущность воинской обязанности состоит в том, что граждане Российской Федерации в мирное и военное время привлекаются к мероприятиям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Структура юридической обязанности является отражением структуры субъективного юридического права.

Структура воинской обязанности включает в себя следующие элементы:

1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них, например, необходимость явиться на заседание призывной комиссии, на медицинское освидетельствование, лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет и т.д.;

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного, например, явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;

3) необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований. Военнослужащие могут привлекаться к дисциплинарной, уголовной, материальной, административной и гражданско-правовой юридической ответственности.

Конституцией РФ предусмотрено несение гражданином Российской Федерации военной службы в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (части 2 и 3 статьи 59).

Если рассматривать реализацию воинской обязанности исходя из ее стадий, то следует различать участие граждан в допризывных мероприятиях (постановка на воинский учет, обязательная подготовка к военной службе по призыву) и прохождение гражданами военной службы по призыву и пребывание граждан в запасе (в том числе призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе).

 

Библиография

1 См.: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации — теория и практика правового регулирования. — СПб.: Юридический центр-пресс, 2003. С. 7.

2 См.: СЗ  РФ. 2003. № 33. Ст. 2063.

3 См.: СЗ РФ. 1998.  № 13. Ст. 1475.

4 См.: Кудашкин А.В. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы// Право в Вооруженных Силах. 2003. № 8; Он же. Военная служба в Российской Федерации — теория и практика правового регулирования. С. 79—86.

5 См.: Бахрах Д.Н. Государственная служба России: учебное пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 55—57.

6 См.: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации — теория и практика правового регулирования. С. 66.

7 См.: Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. — М.: Норма, 2007.

8 См.: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 1 июня 2005 г. // http://ombudsman.gov.ru/doc/spdoc/0105.shtml.

9 См.: Воробьев Э., Цымбал В. Система комплектования военной организации государства// Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 3. С. 85.

10 См.: Постановление Правительства РФ от 25.08.2003  № 523 «О федеральной целевой программе "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004 — 2007 годы"» // СЗ РФ. 2003  №  35. Ст. 3440; Постановление Правительства РФ от 18.08. 2008  № 621 «О федеральной целевой программе "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009—2015 годы)"»// СЗ РФ. 2008. № 34. Ст. 3930.