Актуальные организационно-правовые подходы административной реформы Российской Федерации в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

УДК 342

С.В. Плешенков,

кандидат политических наук bpleshenkov310@gmail.com

Анализируются актуальные организационно-правовые подходы административной реформы в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многофункциональных центров. Определяются тенденции развития административной реформы в данной сфере государственного и муниципального управления.

 

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, административная реформа, многофункциональные центры, разделение властей, общественный контроль, государственные и муниципальные услуги. 

 

Административная реформа в области повышения эффективности деятельности органов власти всех уровней в настоящее время в значительной степени нацелена на создание доступных, лишенных коррупциогенных факторов, открытых механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг.     

По данным Минэкономразвития России, на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2684 многофункциональных центра (МФЦ) и 10 130 офисов государственных и муниципальных услуг. Охват населения услугами «одного окна» составил более 94% [5]. Центры создавались в «шаговой доступности» на всей территории страны. Основным критерием обеспечения такой доступности было открытие МФЦ в каждом городском округе и муниципальном районе из расчета 5 тыс. жителей на одно окно обслуживания. Проведенная работа позволила в установленный срок обеспечить достижение целевого значения показателя — охватить услугами «одного окна» к концу 2015 года не менее 90% населения. Сегодня доля охвата населения услугами «одного окна» по России составляет 95,3% [5].

Согласно поручению Председателя Правительства РФ от 4 декабря 2013 г. Минэкономразвития России  выполнило работы по созданию единого бренда для системы МФЦ, который отражает существующие возможности и особенности актуального состояния организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ  в контексте  жизненных ситуаций заявителей [4]. Главная концептуальная идея бренда системы МФЦ заключается в том, что документы значимы для людей как в ключевые, так и обыденные моменты их жизни. Регистрация брака, рождение ребенка, регистрация бизнеса — в этих и других ситуациях гражданам важно получить нужные документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению повседневных жизненных задач.

Реформа системы МФЦ нацелена делать процесс получения документов необременительным для заявителя по времени и обстоятельствам. Данной логике реформы системы МФЦ соответствуют и текущее совершенствование нормативной правовой базы, и управленческие подходы к реализации государственных и муниципальных услуг. В нормативные правовые акты внесены поправки, расширяющие перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в основных жизненных ситуациях заявителя: рождение ребенка, смена фамилии, выход на пенсию, индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения, утрата документов, открытие своего дела (малое предпринимательство), смена места жительства, утрата близкого человека, приобретение жилья [3].

Главные принципы единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину. Бренд МФЦ «Мои Документы» с 2014 года стал контекстуальной основой  МФЦ в субъектах Федерации после прохождения стадии ребрендинга по всей стране. Информационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходила под лозунгом «На все случаи жизни».

В 2016 году Минэкономразвития России разработало новые предложения по развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в рамках МФЦ в формате организационного бренда «Мои документы» на 2016—2018 гг. Данные предложения изложены в докладе директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексея Херсонцева.  Доклад был представлен на Координационном совещании по реализации Указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в субъектах Федерации  Центрального федерального округа, которое прошло в Калуге 16 марта 2016 г. [5].

По словам Алексея Херсонцева, план мероприятий содержит три основных блока работ: общесистемные меры, направленные на совершенствование механизмов предоставления госуслуг на базе МФЦ, отдельных государственных услуг, и мероприятия в рамках мониторинга реализации проекта. Алексей Херсонцев подчеркнул, что в плане особый акцент сделан на создание МФЦ, ориентированных на предоставление госуслуг субъектам малого и среднего предпринимательства. В рамках данного раздела предусмотрена разработка специального информационного сервиса, обеспечивающего взаимодействие АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и МФЦ в электронном виде. Система предоставления государственных и муниципальных услуг расширяется не только в количественном, но и в качественном параметрах.

В соответствии с  постановлениями Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» [1]  и от 06.03.2015 № 197 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284» [2] Минэкономразвития России создал и реализует  инструмент обратной связи, позволяющий гражданам оценить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, — электронную  публичную систему «Ваш контроль» [7].

По информации портала  Административной          реформы РФ, на 1 августа 2016 г. в рамках проекта «Ваш контроль» оценено более 7,7 млн государственных и муниципальных услуг. На сайте проекта «Ваш контроль» в апреле 2016 года был проведен опрос «Оценка россиянами качества государственных услуг в системе «Ваш контроль»», согласно которому 80% населения оценивают работу МФЦ на отлично, 14% - хорошо, 3% - нормально, 1% - плохо, 2% - очень плохо [6].

Таким образом, тенденции административной реформы в Российской Федерации  свидетельствуют о формировании базы оперативного и открытого управления в системе предоставления государственных и муниципальных услуг.

Следующими организационно-правовыми мерами, следуя стратегии административной реформы, станут совершенствование подходов к созданию регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг и развитие системы переподготовки кадров МФЦ России и субъектов Федерации.

Список литературы:

1.     Постановление Правительства РФ от 12.12.2012  № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей" (с изменениями и дополнениями)» // Доступ из CПС «КонсультантПлюс».

2.     Постановление  Правительства РФ от 06.03.2015 № 197  «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284» // Доступ из CПС «КонсультантПлюс».

3.     Приказ Министерства экономического развития РФ от 27.05.2016 № 322 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // Доступ из CПС «КонсультантПлюс».

4.     Решения по итогам совещания о развитии сети многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг(резолюция от 4 декабря 2013 года №ДМ-П16-90пр). URL:http://government.ru/orders/8879/(дата обращения 11.08.2016).

5.     Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/mfc/ (дата обращения 10.08.2016).

6.     Официальный сайт Портала Административной реформы РФ.  URL:http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_sbor_mnenij_grazhdan/index.html (дата обращения: 11.08.2016)       .

7.     Официальный сайт проекта « Ваш контроль». URL:https://vashkontrol.ru/ (дата обращения: 11.08.2016).