К вопросу о соотношении обязательств государств — членов Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза

А.Л. Запорожец,

студентка юридического факультета Российского государственного социального университета

 

 

Рассматривается  положение стран —  участников Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза, анализируются полномочия данных организаций, их структура и возможности воздействия на участников, раскрываются преимущества и недостатки этих организаций.

 

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Евразийский экономический союз, международное право, Российская Федерация, экономика, экономическая политика, Марракешское соглашение, договор о Евразийском экономическом союзе

 

Несмотря давление, оказываемое мировым сообществом на Российскую Федерацию в виде санкций, изолировать полностью нашу страну на международной арене невозможно (Напомним: с 17 марта 2014 г. США и страны ЕС, а также Япония, Канада, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия начали вводить санкции против России).  Поскольку Российская Федерация является членом Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза, соотношение обязательств данных организаций— весьма актуальный вопрос для исследования.

Главным условием эффективной внешнеэкономической политики Российской Федерации является равноправное участие государства во внешних торговых сообщениях с зарубежными партнерами. Немаловажную роль в претворении условия, указанного ранее, имеют мировые экономические союзы и организации, главным образом Всемирная торговая организация  и Евразийский экономический союз.

22 августа 2012 г. Россия официально стала полноправным членом ВТО. ВТО является организационно-правовой основой системы международной торговли, в рамках которой разрабатываются основные принципы и правила ведения международной торговли товарами и услугами, а также контролируются их исполнение всеми участниками организации.

Обычно решения принимаются всеми государствами-участниками консенсуально, т. е. путем общего согласия при отсутствии возражений по существенным вопросам. Принятие решения большинством голосов возможно, но подобная практика была исключительно в Генеральном соглашении по торговле услугами. Государства — члены ВТО принимают индивидуальные обязательства в рамках Генерального соглашения по торговле услугами. В этих обязательствах они указывают сектора услуг и степень открытости этих секторов для иностранной конкуренции. В рамках ВТО существует соглашение о правилах и процедурах, которое регулирует разрешение разногласий, предусматривает систему, в которой страны могут урегулировать споры в ходе консультаций. Если это не удается, есть отлаженная поэтапная процедура, которая применяется не первый год и имеет возможность разрешения заданных вопросов группой экспертов, а также дает шанс подачи апелляции на данные решения с соответствующим правовым обоснованием.

Доказательством преимущества ВТО служит не только то, что большинство крупных торговых наций является ее членами, но и то, что помимо экономических выгод (повышение доходов и эффективности внешнеэкономической деятельности, занятости населения), которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, система положительно влияет на политическую (наиболее значительные примеры: защита от лоббирования, борьба с коррупцией) и социальную действительность в государствах-членах, а также на личное благосостояние граждан. Одна из самых заметных выгод данного союза для отдельно взятого потребителя — уменьшение стоимости жизни за счет понижения протекционистских[1] торговых барьеров.

Главными задачами ВТО являются обеспечение предсказуемости и справедливости международной торговли, ее либерализации, содействие экономическому росту и увеличению экономического благополучия людей. В ВТО состоит более160 стран. Около тридцати стран имеет статус наблюдателя ВТО. Статус постоянного наблюдателя в различных подразделениях ВТО имеют более 60 международных организаций, в частности ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),  Международный банк реконструкции и развития  (МБРР), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), товарные ассоциации, региональные группировки.

Государства-члены решают поставленные задачи путем контроля над исполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования разногласий торгового характера в соответствии с механизмом разрешения споров ВТО. Немаловажно отметить, что страны — члены ВТО оказывают помощь странам, находящимся в стадии развития, проводят обзор национальной экономической политики государств. Присоединение страны к ВТО способствует ее более широкой интеграции в мировую экономику, расширяет доступ ее товаров на мировой рынок, устраняет дискриминационные барьеры в процессе реализации товаров на внешних рынках, обеспечивает доступ к разрешению торговых споров. Страна, вступившая в ВТО, получает гарантию своего участия в деятельности мирового форума. Только после этого она может равноправно участвовать в выработке правил международной торговли. Присоединение к ВТО означает переход к регулированию собственных внешнеэкономических связей на базе общепринятых и зафиксированных в официальных международных документах правовых и административных норм и правил.

В настоящее время есть все основания делать выводы о евразийском выборе развития Российской Федерации. Об этом свидетельствуют формирование Таможенного союза, единого экономического пространства, создание Евразийского экономического союза. Усиление азиатского вектора государственной политики России необходимо в связи с недружественным, дискриминационным поведением Западного мира в отношении России, попытками введения различного рода экономических и политических санкций.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 г. и вступил в силу 1 января 2015 г. В состав союза вошли Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. Основой создания послужил Таможенный союз ЕАЭС для укрепления экономики, повышения конкурентоспособности на мировом рынке каждого государства-члена. Таможенный союз представляет собой торгово-экономическую интеграцию с единой таможенной территорией, на которой в рамках взаимной торговли применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС (свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к ввозимому товару на территорию союза из других стран). Свод данных ставок соответствует единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, а по отношению к третьей стороне действуют единые меры регулирования внешней торговли. Такой вид взаимодействия способствует свободе движения товаров на территории Союза и обеспечению его функционирования.

Во второй части договора о создании ЕАЭС описаны условия для создания в Союзе благоприятной среды передвижения товаров и жизни Союза в целом. Эти положения определяют, что в Таможенном союзе применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС, а по отношению к третьей стороне действуют единые меры регулирования внешней торговли, функционирует внутренний рынок товаров, единое таможенное регулирование. Перемещение товаров на территории Союза осуществляется без обременения таможенным декларированием и государственным контролем, кроме исключений, предусмотренных данным договором, а также прописаны иные детали функционирования Союза.

Государства — члены союза передали полномочия ведения Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза Евразийской экономической комиссии, выведя таким образом данные полномочия на наднациональный уровень. Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся только в том случае, если продукция соответствовала требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Макроэкономический эффект от интеграции государств — членов ЕАЭС создается за счет следующих факторов: увеличение производства в ходе повышения спроса на товары; уменьшение цен на товары благодаря снижению издержек экспорта готовой продукции и перевозки сырья; увеличение окупаемости новейших технологий и изделий с помощью увеличенного объема рынка, а также иных положительных мотиваторов процесса.

Последний вариант договора о создании ЕАЭС был определенным компромиссом, в связи с чем некоторые меры не получили реализации на практике в полном объеме. В первую очередь это выразилось в неполучении Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Евразийским экономическим судом достаточной широты полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Например, при невыполнении постановлений Евразийской экономической комиссии в конфликте предстоит разбираться Евразийскому экономическому суду, решения которого носят исключительно рекомендательный характер.

Если конфликт не будет разрешен, то окончательно вопрос будет решается на уровне Совета глав государств.

Руководящими органами ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. Высший Евразийский экономический совет состоит из глав государств и правительств. На уровне глав государств он собирается не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — двух раз в год. Решения принимаются так же, как и в ВТО — консенсуально. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

 Евразийская экономическая комиссия — постоянный регулирующий орган ЕАЭС. Ее полномочия определены ст. 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2010, и как преемница Комиссии Таможенного союза она получила все ее функции и права.

Основные задачи Евразийской  экономической комиссии — контроль за отсутствием препятствий на пути функционирования и развития ЕАЭС, разработка экономической интеграции в рамках ЕАЭС, обеспечение реализации международных договоров, составляющих правовую базу ЕАЭС. В компетенции Евразийской экономической комиссии принятие рекомендаций, решений, обязательных к исполнению в государствах - членах Союза. Бюджет Комиссии состоит из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС. Договор о ЕАЭС  представляет собой документ, насчитывающий около тысячи страниц;  помимо основного договора он включает свыше 200 разных договоров и соглашений.

Российская Федерация входит как полноправный член в состав  таких организаций, как ЕАЭС, Союзное государство России и Беларуси, Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС),  также активно участвует в работе регионального форума АСЕАН. ЕАЭС актуален, так как  данные организации либо имеют ограниченный по своему назначению характер, либо выходят за рамки постсоветского пространства.

Государства - члены ВТО и в состав ЕАЭС имеют ряд обязательств, возложенных на них после вступления в данные организации.

Основные обязанности участников ВТО вытекают из ее основополагающего документа — Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации, принятого 15 апреля 1994 г. в городе Марракеш. Каждое государство, состоящее в ВТО, обязано работать в интересах благосостояния всех народов; система торговли должна быть справедливой, многосторонней и более открытой; до вступления в силу Соглашения о Всемирной торговой организации министры не совершают действия, которые, возможно, могут нежелательно повлиять или оказать воздействие на результаты Уругвайского раунда переговоров  или их реализацию; стремиться к сотрудничеству между Всемирной торговой организацией, Международным валютным фондом и Мировым банком с целью достижения унификации в мировой политике, согласования в области валютно-финансовых и торговых отношениях; исполнять прописанные и связанные с ними соглашения и документы, включенные в Приложения к Марракешскому соглашению; соблюдать правила Многосторонних торговых соглашений в силу того, что данные правила неотделимы от Соглашения и обязательны для всех участников; вносить взнос в размере своей доли расходов ВТО в соответствии с финансовыми правилами, принятыми Генеральным советом.

Таким образом, одним из важнейших принципов является принцип сотрудничества международных организаций для достижения общих целей.  Если торговые соглашения приняты ограниченным кругом участников для этого ограниченного круга участников, то эти соглашения создают обязательства и права только для тех членов, которые их приняли. В то же время Приложения 1А и 1С Марракешского соглашения могут изменять права и обязательства членов после принятия их двумя третями голосов участников ВТО, в дальнейшем для каждого члена с момента принятия им данных поправок. Государство-член, которое принимает Марракешское соглашение после его вступления в силу, выполняет уступки и обязательства по Многосторонним торговым соглашениям, которые должны выполняться с момента вступления в силу данного Соглашения, как если бы он принял настоящее Соглашение с даты его вступления в силу.

Основные обязанности участников ЕАЭС вытекают из договора о Евразийском экономическом союзе, принятого 29 мая 2014 г. в городе Астане. Каждое государство, состоящее в ЕАЭС, обязано уважать общепризнанные принципы международного права, в том числе принципы, которые лежат в основе любого государства: суверенное равенство и территориальная целостность государства-члена; уважение особенностей политического устройства государств-членов; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправие и учет национальных интересов данных государств; обеспечение условий эффективной интеграции Союза в мировую экономику; поддержание рациональной политики вывоза и ввоза товаров на территории государств-членов; поддержание отрасли экономики ЕАЭС.  Государство, которое находится в союзе, может применять ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, в соответствии с перечнем товаров и ставок, утверждаемым Комиссией на основании международного договора о присоединении такого государства к Союзу. В данных условиях государство обязано обеспечить использование товаров, в отношении которых применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, только в пределах своей территории, и принять меры по недопущению вывоза таких товаров в другие государства; государства, находящиеся в Союзе, обязаны применять меры нетарифного регулирования, а именно:  запрет ввоза или вывоза товаров; количественные ограничения ввоза или вывоза товаров; исключительное право на экспорт или импорт товаров.

Подводя итоги, можно сделать следующие основные выводы:

1.           Согласно нормам и положениям ВТО и ЕАЭС государства-члены данных организаций не теряют свою независимость в широком смысле, это не ведет к потере суверенитета стран-участников. ВТО отличается от организаций интеграционного типа, например, Европейского союза, так как участие в ВТО не предполагает передачи части суверенитета наднациональным международным органам. У ВТО нет полномочий для регулирования отношений собственности, политики валютного курса, бюджетных отношений, структурной, макроэкономической и антимонопольной политики, режима инвестиций (за исключением инвестиций в секторы услуг, а также торговых мер, связанных с инвестициями), и уж тем более невозможно представить вмешательство ВТО в сферы безопасности и обороны страны. ВТО и ЕАЭС, как и любые торговые соглашения, не чинят препятствий в реализации суверенного права государства на выход из соглашения. Все участники данных союзов имеют равное, одинаковое положение,  подчиняются одним и тем же правилам. В связи с этим происходит расширение переговорных возможностей маленьких стран, так как основной принцип данных организаций — отсутствие дискриминации; присоединяясь к организациям, новый участник автоматически пользуется всеми гарантированными преимуществами членства.

2.           Исходя из анализа закрепленных норм в международных соглашениях и договорах, можно прийти к выводу, что многие правила ЕАЭС (международные договоры и акты органов) должны соответствовать правилам ВТО в аналогичной сфере. Соответствовать нормам ВТО должны не только уже принятые и вступившие в силу международные договоры и акты органов ЕАЭС, но  и последующие документы.

3.           Национальное законодательство страны, входящей в ВТО, должно соответствовать правилам данной организации. Являясь членом ВТО, государство должно приоритетно исполнять обязательства, вытекающие из участия страны в ВТО, в случае несогласованности их с обязательствами в аналогичной сфере — из участия в ЕАЭС. В любом случае польза ВТО на практике не сильно заметна, так как члены этой организации позволяют накладывать на друг друга торговые санкции, которые связаны исключительно с политическим мнением. Данная организация не в состоянии заставить своих членов снять торговые запреты и барьеры друг с друга. А в таком состоянии адекватное взаимодействие невозможно. Если же сравнивать суд ЕАЭС и орган по разрешению споров Всемирной торговой организации (ОРС ВТО), то единственным их сходством будет возможность разрешать международно-правовые споры и в экономической сфере.

 

Список литературы

1. Все санкции Запада против России. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587 ТАСС

2. С.В. Филипенко. Вступление России во всемирную торговую организацию.  Научные сообщения.

3. URL:  http://www.ereport.ru/articles/ecunions/wto.htm

4. URL: http://www.ereport.ru/articles/ecunions/eaeu.htm

5. Скуратов Ю.И.  Некоторые проблемы Евразийской интеграции на постсоветском пространстве (теоретические основы и современная практика). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета.  2014. Т. 1. http://elibrary.ru/pic/1pix.gif№ 4.  С. 4—20.

6. Ястребова А.И.Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами как принцип противодействия коррупции // Закон и право. 2014. № 12. С. 48-51.

7.Лелетина А.В. Соотношение обязательств Российской Федерации в сфере охраны интеллектуальной собственности, принятых в рамках всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал № 8 (87) 2015.

8.     Официальный сайт ВТО. URL: http://www.wto.ru/

 

 



[1]Имеется в виду покровительственная система таможенной политики с высокими пошлинами на ввозимые товары.