УДК

 

Наталья Васильевна Просандеева

доцент, доктор философских наук, профессор факультета политологииГосударственного академического университета гуманитарных наук

 

Рассматриваются современные методы и средства противодействия международному терроризму. Намечаются пути совершенствования российской государственной антитеррористической политики в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: противодействие терроризму, антитеррористическая политика.

 

Терроризм остается серьезным вызовом национальной и глобальной безопасности. При этом меняются его природа, формы и тактики.

Новейший вариант террористической активности представлен ИГИЛ — квазигосударственным образованием с высоким уровнем криминальной динамики и значительным потенциалом для глобального воспроизводства террора. Существенно расширяется география влияния террористов, в том числе в киберпространстве. Терроризм трансформируется в глобальный системный феномен. Это дает возможность внешним игрокам использовать международные террористические организации в качестве инструмента геополитического давления в борьбе за сферы влияния, ресурсы и глобальную власть, вовлекая терроризм в геополитическое соперничество и делая обстановку в мире все более турбулентной и непредсказуемой. Прямое следствие современного терроризма — усиление стратегической напряженности в мире.

Для преодоления угроз, которые несет современный транснациональный терроризм, создаются национальные и международные системы противодействия терроризму, которые призваны не только реагировать на террористические вызовы, но и предупреждать их.

Активное участие Российской Федерации в противодействии международному терроризму на силовом, дипломатическом и законодательном уровне требует эффективной системы мер, рассчитанных на длительную перспективу, которые можно интегрировать в национальную антитеррористическую стратегию. Однако в нашей стране стратегия противодействия терроризму до сих пор не сформулирована.

Стратегические национальные приоритеты в указанной сфере можно реконструировать на основе нормативных правовых актов, в которых прямо или косвенным образом сформулированы цели, задачи, основные направления, принципы антитеррористической деятельности в Российской Федерации[1, 3, 5, 7, 8].

В частности, в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) заданы основные тренды функционирования и развития общегосударственной системы противодействия терроризму, которые отвечают актуальным запросам оперативной обстановки и перспективам ее динамики в ближайшем будущем. Это означает, что существующая система защиты личности, общества и государства от террористических угроз может эволюционировать в зависимости от изменения внутригосударственной и международной обстановки, трансформации самого терроризма, национального и глобального политического контекста, а также стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Комплекс основных направлений противодействия терроризму в нашей стране определяется главными целями антитеррористической деятельности — защитой личности. общества и государства от террористических угроз (см. Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации) и созданием широкого национального и международного антитеррористического фронта на основе норм и принципов международного права при центральной координирующей роли ООН (цель сформулирована Президентом РФ).

Направления государственной антитеррористической политики в Российской Федерации, которые обладают потенциалом развития не только в краткосрочной, среднесрочной, но и долгосрочной перспективе (согласно нормам действующего законодательства) [5, 7, 1, 8]:

- предупреждение (профилактика) терроризма (в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению терактов);

- создание системы противодействия идеологии терроризма;

- борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование теракта);

- деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

- правовое научное, информационно-аналитическое, кадровое сопровождение ПТ;

- международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом;

- совершенствование государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности РФ;

- обеспечение информационной безопасности и защита информационного суверенитета РФ;

(из различных аналитических документальных материалов):

- совершенствование работы общегосударственной системы противодействия терроризму.

Общегосударственная система противодействия терроризму «представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» (пункты. 5, 6 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации).

По линии противодействия терроризму внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые ужесточают ответственность за преступления террористической направленности; криминализована вербовка в интересах террористических организаций; актуализирован список организаций, признанных в судебном порядке террористическими или экстремистскими, деятельность которых запрещена на территории России («Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра»); совершенствуется система мер по выявлению лиц, имеющих признаки причастности к деятельности международных террористических организаций; определена ответственность юридических и физических лиц за распространение в сети Интернет информации экстремистской и террористической направленности.

В УК РФ включены новые составы преступлений, предусмотренные статьями 205.3 (прохождения обучения в целях осуществления террористической деятельности), 205.4 (организация террористического сообщества и участие в нем), 205.5 (организация деятельности террористической организации и участие в ней), 208 (организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем). 

Российская Федерация внесла значительный вклад в противодействие международному терроризму, усиливая нормативную базу антитеррора. С. Лавров отмечает: «Наша страна сыграла без преувеличения определяющую роль в разработке резолюции СБ ООН 2170 (2014) и 2718 (2014), нацеленных на пресечение деятельности ИГИЛ и группировки «Джабхат ан-Нусра», на борьбу с иностранными террористами-боевиками. В 2015 г. по инициативе России принята резолюция СБ ООН 2199 по предотвращению финансирования террористических организаций в Сирии и Ираке за счет нелегальной торговли нефтью» [6, c. 67].

Резолюция СБ ООН от 26.02.2016 № 2268 закрепила договоренности между Москвой и Вашингтоном как сопредседателями Международной группы поддержки Сирии, об условиях прекращения боевых действий в САР, предусматривающие:

- предотвращение проникновения на территорию Российской Федерации участников МТО и ведения ими вербовочной деятельности; пресечение деятельности вербовщиков и перекрытие трансграничных маршрутов перемещения боевиков-террористов. Пресекаются каналы проникновения боевиков из Ирака и Сирии на территорию нашей страны, выявляются лидеры и активные члены террористических группировок, а также вербовщики российских граждан для участия в вооруженных конфликтах за рубежом;

- недопущение вовлечения террористов-смертников в террористическую деятельность;

- противодействие финансированию международных террористических организаций. Осуществляется блокирование финансовых операций с целью подпитки международных террористических организаций, связанных с незаконной торговлей нефтепродуктами, антиквариатом, оружием; усиливается контроль за наркотрафиком;

- сотрудничество с гражданским обществом по всем направлениям противодействия терроризму предполагает формирование упреждающего, конструктивного «общегражданского подхода» в неприятии идеологии и практик терроризма;

- развитие интернациональной кооперации на основе норм и принципов международного права, невмешательства во внутренние дела государств при координирующей роли ООН. Развивается координация антитеррористической деятельности по линии спецслужб Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Армении и Азербайджана; укрепляется военная организация Союзного государства; расширяется межгосударственное взаимодействие в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, БРИКС; используется Международный банк данных по противодействиюя терроризму, функционирующий под эгидой Национального антитеррористического комитета;

- унификация понятий «терроризм», «экстремизм»; формирование единого перечня экстремистских и террористических организаций, единого списка лиц, причастных к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности; разработка единого глоссария по международной информационной безопасности.

Действенность общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации подтверждается экспертной оценкой Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, статисткой снижения террористических проявлений, представленной АНАК [2, с. 84], опросами общественного мнения граждан России [4, с. 39].

Основные направления противодействия терроризму в Российской Федерации являются эффективными и актуальными в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, что не исключает необходимости сформулировать предложения по их дальнейшему совершенствованию, с учетом постоянного усиления прежних и возникновения новых террористических угроз и вызовов национальной и глобальной безопасности.

Эти предложения одновременно позволят говорить о проблемах и перспективах антитеррористической деятельности в нашей стране.

Совершенствование направлений противодействия терроризму

в Российской Федерации

1. В корректировке системы противодействия терроризму следует исходить из результатов содержательной научно-методологической и экспертно-аналитической деятельности, многосторонних консультаций специалистов по исследуемым проблемам.

Научные и экспертные сообщества, профессионально исследующие проблемы безопасности и террористических угроз, должны интенсивно сотрудничать со СМИ, с образовательными организациями и исследовательскими центрами. Это позволило бы не только вывести на новый интеллектуальный уровень дискуссию об истоках и причинах терроризма, методах борьбы с ним, но и расширить институциональную базу для новых инициатив в сфере противодействия терроризму и идентификации уязвимостей в обеспечении безопасности личности, общества, государства в указанной сфере.

2. Транснациональный характер современного терроризма обуславливает необходимость создания различных антитеррористических региональных и международных альянсов по линии ООН, ШОС, СНГ, ОДКБ. У Российской Федерации существует потенциал глобального и регионального лидерства в создании антитеррористических коалиций и альянсов, последовательном развитии и укреплении международной кооперации по всем направлениям противодействия терроризму. Этот потенциал может быть артикулирован и реализован в соответствующих инициативах. Нам вполне по силам определять глобальную повестку дня в борьбе с терроризмом и участвовать в формировании глобальной антитеррористической стратегии.

3. Главным направлением противодействия терроризму должна быть профилактика радикализации и борьба с радикальными идеологиями. Необходимо сосредоточиться на дерадикализации мусульманской молодёжи. Успеха в этом направлении можно добиться только комплексными мерами, которые не ограничиваются формальными мероприятиями, а касаются значимых для молодых людей сфер, в том числе социально-экономической, предполагающей борьбу с неравенством и доступ к качественному образованию, здравоохранению, социальной мобильности. Целесообразно распространить этот императив на всю российскую молодежь из социально-уязвимых групп населения.

4. Новый тренд в развитии радикализации: террористы делают ставку на молодых образованных людей, владеющих IT-технологиями и имеющих опыт работы в социальных сетях. Отсюда настоятельно требуется не просто их изоляция от влияния идеологии джихада, но целенаправленное вовлечение талантливой молодежи в повседневную борьбу с экстремизмом и терроризмом в реальном и виртуальном пространстве.  

5. Стремительное развитие сети, всевозможных средств коммуникации, устройств для хранения информации способствует усилению информационного терроризма и росту киберпреступлений (по некоторым данным, количество цифровых устройств, подключенных к Интернету в 2022 году, составит 14 млрд, в то время как в 2012 их было 1,4 млрд). Растет число кибератак на государственных информационные и коммуникационные ресурсы Российской Федерации.

Все это делает необходим широкое участие российских граждан (и их объединений) в противодействии киберпреступности, милитаризации киберпространства, использования сети Интернет и социальных медиа в террористических целях.

6. Апробированный и действенный ресурс радикализации – вербовка неофитов в местах заключения. В Казахстане эта проблема решается изоляцией джихадистов от других заключенных, во Франции – привлечением духовных лиц разных конфессий к работе на постоянной основе в соответствующих учреждениях. Эта проблема требует особого внимания. 

Исследование специфики современного терроризма, борьба с радикализацией населения Российской Федерации, поиск инструментов противодействия современным террористическим угрозам, научная оценка и научный прогноз  различных аспектов антитеррористической деятельности, формирование элементов глобальной антитеррористической стратегии все эти фундаментальные проблемы требуют содержательных проектов, которые усиливают социальную значимость научно-методологического и экспертно-аналитического обеспечения национальной и глобальной безопасности в указанной сфере.

Литература

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 05.12. 20516 № 646) .

2. Вахрушев А.В. Основные направления деятельности Российской Федерации по профилактике терроризма // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2016.  № 1(14). С. 82-85.

3. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 25.12.2014, Пр № 2976).

4. Ильин Е.П. Опыт организации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Научные и практические походы к оценке их эффективности // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2015. № 1(12). С. 36-43.

5. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ  05.10. 2009.) .

6. Лавров С.В. Борьба с международным терроризмом – внешнеполитический приоритет России // Вестник Национального антитеррористического комитета. 10 лет НАК. 2016. Май. С. 66-67.

7. О противодействии терроризму: федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 3112.2015 № 683 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 Пр № 2753). // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Ярлыкапов А. А. Проблема радикализации мусульман на Северном Кавказе // Международная аналитика. 2016 № 3(17). С. 112-121.