О необходимости установления единых критериев оценки качества юридических услуг

 

А.М. Трофимюк,

юрисконсульт

 

Рассматриваются аспекты и критерии определения качества юридических услуг в Российской Федерации и республиках Беларусь, Казахстан, Украина, Грузия, Молдова. Обосновывается необходимость установления единых критериев оценки качества юридических услуг.

Ключевые слова: оценка качества юридических услуг, критерии оценки качества.

 

 

В юридической литературе преобладает подход, в соответствии с которым оценка качества предоставляемых услуг подразумевает характеристику самого процесса оказания услуги (процедуры) и условия ее потребления (сервиса услуги), но не результата деятельности исполнителя. В большинстве своем о качестве оказанной юридической услуги можно судить по удовлетворению клиентом своих ожиданий при обращении за юридической помощью. 

Условно данный процесс может быть разделен на 2 аспекта: профессиональный аспект качества и функциональный аспект. 

Первый предполагает тот результат, который потребитель получает от юридической услуги. 

Второй аспект представляет собой процесс получения таковой [1]. Однако определение качества юридической услуги и критериев её оценки не принято ни на национальном, ни на международном уровне. 

Международным сообществом были предприняты попытки установления общих требований и стандартов ведения юридической деятельности. Так, в 1990 году Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Основные принципы, касающиеся роли юристов. В этом же году в Нью-Йорке были приняты Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов. Тем не менее, эти документы не нашли своего отражения в национальном законодательстве, и вопрос об определении качества юридической услуги до сих пор остается открытым. В отечественной литературе проблеме оценке качества и стандартизации юридических услуг посвящено критически мало работ, среди которых можно выделить труды Р. Мельниченко, а отдельные вопросы рассматривались В.В. Горовенко, А.А. Вороновым и другими. 

В данной статье предпринята попытка осветить те условия, которые влияют на качество полученной юридической услуги на территории ряда бывших республик Союза ССР. 

В Республике Беларусь в соответствии с Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 02.01.2016 «О некоторых вопросах организации деятельности по оказанию юридических услуг» установлено требование о получении лицензии для оказания юридических услуг для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Для осуществления деятельности по оказанию юридических услуг наряду с требованием о наличии лицензии юрист должен обладать свидетельством об аттестации юриста либо дипломом о наличии высшего юридического образования, а стаж работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования должен составлять не менее 3 лет [2].

В статье 1 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» дано определение качества товара (работы, услуги), которое подразумевает совокупность характеристик, относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, надежность, информационные, эстетические требования и др.) [3]. 

Таким образом, при данном подходе показателем качества выступает степень удовлетворенности клиента.

Стоит отметить, что некоторые юридические фирмы ввели свои стандарты качества, которые принимались в рамках локального нормотворчества. Такие корпоративные стандарты качества на фоне отсутствия общепринятых обязательных ориентиров являются своеобразным гарантом качества для клиентов, поскольку неисполнение локальных нормативных актов данной компании рассматривается как факт нарушения потребительских прав.

Республика Казахстан. Статьей 13 Конституции Республики Казахстан установлено право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, такая юридическая помощь оказывается бесплатно. Для работы в качестве юриста в Республике Казахстан кроме диплома о наличии высшего юридического образования законом не предъявляется каких-либо дополнительных требований. До 2005 года для выполнения юридических услуг, не подразумевающих адвокатскую деятельность, требовалось получение соответствующей лицензии. Однако Постановлением Правительства от 25.07.2005 №773 данное требование было отменено.

Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан устанавливает право граждан вести свои дела в суде лично или через представителей. Представителем в суде может выступать любое дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленное полномочие на ведение дела, основанное на доверенности, законодательстве, решении суда либо административном акте. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что единственным требованием, предъявляемым к представителю, является его дееспособность. Это позволяет предположить, что и в Республике Казахстан отсутствуют какие-либо предпосылки для формирования общих критериев и стандартов к оценке качества юридических услуг. Единственными формальными признаками являются сведения о наличии стажа работы юриста, его квалификации, репутации и профессионализма.

Республика Украина. Заместитель председателя Союза юристов Украины и глава Номинационного комитета Всеукраинского конкурса «Юрист года» АА. Коваленко связывает понятие качества юридической услуги напрямую с квалификацией и профессионализмом предоставляющего ее юриста. По его мнению, своеобразным гарантом получения качественной юридической помощи является членство юриста в Союзе юристов Украины [4]. Представляется, что такой подход не всегда может быть верным, поскольку сам факт вступления в Союз не гарантирует высокое качество каждой оказанной услуги.

Республика Грузия. В 2004 году в Грузии начался процесс реформы юридической помощи, в рамках которой была создана рабочая группа, занимающаяся выработкой новой системы оказания юридических услуг. Содержание данной реформы было представлено в документе под названием «Стратегия реформы», в разработке которого участвовала Миссия Европейского Союза по вопросам верховенства прав в Грузии. Процесс проведения реформы занял 3 года, после чего грузинским парламентом был принят новый закон о юридической помощи населению. Вступление в силу данного закона коренным образом изменило систему предоставления юридических услуг в Грузии в первую очередь благодаря введению механизма отслеживания качества юридических услуг. На государственном уровне была создания Служба юридической помощи, которая условно является независимым исполнительным ведомством; деятельность этой службы регламентирована Законом Грузии от 07.10.2008 № 325 «О юридической помощи». В частности, ст. 10 данного закона предусматривает учреждение Совета по мониторингу работы Службы юридической помощи. Принятие данного закона позволяет оценивать качество предоставляемых юридических услуг на государственном уровне, тем не менее, не затрагивая деятельность частных юридических служб.

Республика Молдова. Реформа системы предоставления юридической помощи в Молдове началась в 2004 году. Основными причинами проведения такой реформы явились многочисленные недостатки существующей системы оказания юридической помощи, среди которых можно выделить отсутствие процедурных норм, регулирующих право на юридическую помощь в гражданских правоотношениях, и проблемы доступности основной массы юридических услуг для населения.

При содействии Фонда Сороса в 2004—2005 гг. в Молдове был проведен ряд встреч, конференций и круглых столов, целью которых являлось привлечения внимания правительства Молдовы и Коллегии адвокатов к необходимости изменения системы оказания юридических услуг. В процессе проведения реформы была создана рабочая группа, занимающаяся подготовкой концепции юридической помощи и проекта соответствующего закона. В 2006 году представительством Фонда Сороса был создан Офис общественного защитника в Кишиневе, который сыграл важную роль в дальнейшем формировании новой системы юридической помощи в Молдове. После принятия Закона от 26.07.2007 № 198-XVI «О юридической помощи, гарантируемой государством»,  ставшего результатом данной реформы, были устранены вышеперечисленные недостатки ранее действующей системы. Вступивший в силу закон устанавливал ответственность за управление и оказание юридических услуг, была введена система контроля и мониторинга качества юридической помощи. 

Тем не менее, проведение данной реформы и вступление в силу закона, также, как и в Грузии, не затронуло деятельность частных юридических служб.

Таким образом, ни в одном из рассмотренных случаев на государственном уровне не было принято определения качества юридических услуг, которое отражало бы деятельность как государственной системы оказания юридической помощи, так и ее предоставление частными юридическими компаниями. Данная ситуация обусловлена трудностями мониторинга деятельности негосударственных юридических служб и отсутствием общепринятых стандартов оценки качества таких услуг, однако введение таких стандартов существенным образом повысило бы уровень и качество оказания юридической помощи.

 

Список литературы

 

1. Лихачев Р.Н. Концепция оценки качества юридических услуг и создание маркетингового инструментария для ранжирования профессионализма субъектов адвокатской деятельности: дис. … канд. экон. наук. Киров, 2006.

2. О некоторых вопросах организации деятельности по оказанию юридических услуг: постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016. № 12 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2017. № 8/31821.

3. О защите прав потребителей: закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2015. № 2/2311.

4. Юридический бизнес в Украине: спрос на качество. Интервью Лигалбизнесинформ  А.Коваленко. URL: http://mastersua.com/ru/news/thirtyfirst.html