О судебной защите прав потребителей

Ю.В. Шабардина,

юрист компании «Юридическая служба столицы»

 

Покупка тех или иных товаров, заказ определенных услуг осуществляются каждым из нас практически ежедневно. Соответственно, приобретая товар или заказывая и оплачивая услугу, мы тем самым вступаем в отношения «продавец-покупатель».

 

Теми или иными услугами либо товарами мы порой остаемся довольны или просто удовлетворены, но в некоторых случаях качество таковых нас не устраивает. Поэтому при вступлении в такие взаимоотношения важно отчетливо осознавать, какие мы имеем права в данном случае и какими нормами законодательства эти отношения регламентируются.

Увы, реалии современного отечественного рынка таковы, что на нем предлагается большое количество некачественных товаров и услуг.

Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Каждый человек является потребителем, и защита государством гражданских прав и интересов — одна из приоритетных задач. Обращение в суд общей юрисдикции как один из способов защиты прав потребителей, почти всегда самый эффективный.

Положения ст. 46 Конституции РФ закрепляют гарантию судебной защиты нарушенных прав и свобод. Право на судебную защиту является непосредственно действующим.

Дела о защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1).

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ данные дела подведомственны судам общей юрисдикции. При этом районному суду в соответствии со ст. 24 ГПК РФ подсудны дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), равно как и требования имущественного характера, не подлежащие оценке, а также требования о компенсации морального вреда. Кроме того, ч. 7 ст. 29 ГПК РФ установлены специальные правила об альтернативной подсудности по искам о защите прав потребителей.

Иски о защите прав потребителей предъявляются в суд:

— по месту жительства или пребывания истца;

— либо по месту заключения или исполнения договора;

— либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства);

— либо по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем.

При этом выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит исключительно истцу, и суд не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ. Данная позиция нашла отражение в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17.

При рассмотрении данных дел суды руководствуются законодательством о защите прав потребителей, которое регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является ГК РФ.

Статья 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает общее для всех видов гражданско-правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом № 2300-1 и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Закон № 2300-1 применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров в части, не противоречащей ГК РФ.

Закон № 2300-1 применяется независимо от того, есть ссылка на него в ГК РФ или нет, в случаях, если Закон № 2300-1:

— регулирует отношения, не урегулированные ГК РФ;

— конкретизирует и детализирует положения ГК РФ;

— предусматривает иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами.

Когда отдельные виды гражданско-правовых отношений помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон № 2300-1 может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.

Исходя из определений Закона № 2300-1 таких понятий, как «потребитель», «продавец», «исполнитель» отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать:

— из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;

— подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); проката; перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения;

— из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;

— из договоров возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных) и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

В соответствии со ст. 18 Закона № 2300-1 потребитель вправе при обнаружении в товаре недостатков по своему выбору заявить на рассмотрение суда требования:

замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

— соразмерного уменьшения покупной цены;

— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— расторжения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе требовать в судебном порядке:

— безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

— соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

— безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

— расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем или если потребителем обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Кроме того, потребитель вправе заявить требование о взыскании неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги), а также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Суд возбуждает гражданское дело по исковому заявлению непосредственно потребителя, чьи права нарушены, либо по заявлению той организации, куда обратился гражданин за защитой своих прав. Ответчиком является изготовитель (исполнитель, продавец)  товара (работы, услуги).

Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

На основании ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны:

— наименование суда, в который подается заявление;

— наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее местонахождение, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

— наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение;

— в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

— обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

— цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

— сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

— перечень прилагаемых к заявлению документов.

Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем в установленном порядке.

При подготовке дела к рассмотрению по существу и вынесения законного и обоснованного решения суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела, разъясняет сторонам необходимость представления доказательств по делу.

По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков.

Для исследования характера взаимоотношений сторон должны быть установлены их взаимные обязанности и права. В суд могут быть представлены: договор, квитанции, транспортные накладные, расчеты убытков, которые, по мнению истца, должен возместить ответчик, и иные документы.

Стоит отметить, что ответчик может предоставить соответствующие доказательства, освобождающие от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Так, если речь идет о продаже товара либо услуги ненадлежащего качества, необходимо исследовать, был ли установлен гарантийный срок и когда был обнаружен недостаток, и бремя доказательств в этом случае ложится на обе стороны конфликта.

При рассмотрении дел о защите прав потребителей необходимо учитывать следующее:

— условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с какими-либо законодательными актами, являются недействительными; если в результате исполнения такого договора у потребителя возникли убытки, они подлежат компенсации;

— под существенными недостатками следует понимать неустранимые недостатки либо недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени и средств, либо недостатки, которые появляются неоднократно после их устранения;

— при выявлении существенных недостатков потребитель имеет право расторгнуть договор и потребовать компенсации убытков.

При полном или частичном повреждении вещи (материала), переданной исполнителю для работы, закон предусматривает обязанность исполнителя двукратно возместить стоимость утраченной либо поврежденной вещи (материала). При этом суд может освободить исполнителя от возмещения стоимости испорченной вещи (материала), если исполнитель заранее предупреждал потребителя об особых свойствах этой вещи, которые могут повлечь ее утрату, или если указанные свойства не могли быть выявлены при ее надлежащей приемке. Цена вещи (материала) при ее передаче исполнителю определяется по соглашению сторон и указывается в квитанции или ином документе.

За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную Законом № 2300-1 или договором.

Как следует из положений п. 3 ст. 13 и ст. 15 Закона № 2300-1, ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.

В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона № 2300-1 в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании п. 1 указанной статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа. Также договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как определено Законом № 2300-1, убытки взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее. Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением исполнителем его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда ГК РФ установлен ограниченный размер ответственности (например, статьями 796, 902 ГК РФ).

Убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной Законом № 2300-1 или договором. При этом уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают исполнителя от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем. Размер убытков определяется, исходя из цен, существовавших в том месте, где обязательство должно было быть исполнено в день добровольного удовлетворения требования, а если требование не было удовлетворено добровольно, — в день предъявления иска.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Для возникновения права на компенсацию морального вреда необходимо одновременное наличие следующих условий:

— претерпевание гражданином морального вреда, то есть физических или нравственных страданий;

— противоправное действие (бездействие) причинителя вреда, нарушающее принадлежащие гражданину неимущественные права или посягающее на принадлежащие гражданину нематериальные блага;

— причинная связь между противоправным действием (бездействием) и моральным вредом;

— вина причинителя вреда.

Причинителями вреда в соответствии со ст. 15 Закона № 2300-1 могут быть изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), если его вина доказана. Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме, его размер определяется судом с учетом разумности и справедливости и не зависит от размера возмещения имущественного вреда, убытков и других имущественных требований.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Необходимо заметить, суды чаще всего выносят решения о компенсации морального вреда, но размер его значительно занижают.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона 2300-1). Но не всегда в судебной практике удается добиться этих 50%.

Потребитель по общему правилу, установленному в п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, освобождается от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением его прав. Однако данное правило установлено только в отношении исков потребителей, цена которых не превышает 1 000 000 рублей (речь идет и об исках имущественного характера и об исковых заявлениях, одновременно содержащих требования имущественного и неимущественного характера). Если цена иска потребителя превышает 1 000 000 рублей, действуют правила по исчислению суммы государственной пошлины, определенные в ч. 3 ст. 333.36 НК РФ.Дела о защите прав потребителей являются одними из самых часто рассматриваемых судами. Именно в судебном порядке потребитель чаще всего находит правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, преследующих желание собственного обогащения в ущерб интересам тех, для кого предназначены их услуги или товары, когда досудебные способы урегулирования спора не принесли необходимого результата. Особое отношение к потребителю со стороны законодательства как к экономически слабой стороне правовых взаимоотношений, защита потребителя посредством более гибких положений процессуальных норм, компенсация убытков, морального ущерба, а также обязательный штраф в пользу потребителя — прекрасная мотивация для того, чтобы отстаивать свои права таким казалось бы сложным для обычного гражданина способом.