Л.С. Филатов – заместитель генерального директора компании "ЮрЛига-М"

 

Рассматриваются вопросы, связанные с организацией системы государственного контроля и надзора над защитой прав потребителей.

Ключевые слова: Роспотребнадзор, права потребителя.

 

Необходимо подчеркнуть, что эффективная защита прав потребителей невозможна без деятельности специальных уполномоченных субъектов, призванных решать вопросы организации надлежащего функционирования рынка товаров и услуг. 

Основной задачей государства в этой сфере является обеспечение баланса интересов предпринимателей и потребителей. Речь идет о применении административного порядка защиты прав потребителей, который основан на том, что гражданин-потребитель в случае нарушения его прав обращается не в суд, а в специальные государственные органы, в специальную компетенцию которых входит защита прав граждан-потребителей.

Права потребителей защищаются в первую очередь государственными органами, которые контролируют безопасность товаров (работ, услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителей и имеют права по пресечению нарушений прав потребителей и привлечению к ответственности правонарушителей. Наиболее известен такой орган, как Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Реализация права потребителя на государственную защиту его прав проявляется в двух важных аспектах:

во-первых, государство обеспечивает правовое регулирование отношений с участием потребителей, прежде всего имея целью охранять права последних;

во-вторых, потребитель имеет возможность обратиться с жалобой (заявлением) на действия его контрагентов, обозначенных в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в уполномоченные государственные или муниципальные органы либо в общественные организации потребителей.

Примером иных государственных органов служит Банк России, который защищает права потребителей финансовых услуг. Кроме того, можно указать на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которые также призваны защищать права потребителей в рамках своей компетенции.

Особая роль принадлежит Федеральной антимонопольной службе России, осуществляющей контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы и таким образом, хотя и косвенно, также защищает права потребителей.

В случае нарушения прав потребителей указанные организации прибегают к такому способу воздействия на нарушителей, как выдача предписаний. 

Предписания, направляемые территориальным органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес изготовителей, исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, подлежат исполнению в установленный в них срок. Неисполнение в срок предписаний уполномоченных органов влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 

Государственный контроль также осуществляют органы прокуратуры и другие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, которые в соответствии со своей компетенцией осуществляют защиту прав потребителей.

Возвращаясь к основному органу, призванному стоять на страже прав и законных интересов потребителей, необходимо отметить, что, согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» эта служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Последовательность административных процедур и административных действий, осуществляемых должностными лицами Роспотребнадзора при осуществлении государственного контроля за выполнением требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, установлена соответствующим Административным регламентом (утв. приказом Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров»). Именно в этом регламенте и установлены конкретные полномочия Роспотребнадзора.

Предметом государственного контроля (надзора) Роспотребнадзора является соответствие деятельности или действий (бездействия) лиц, подлежащих проверке, требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей на потребительском рынке. Среди оснований для проведения внеплановой проверки – нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Однако данная формулировка является не вполне корректной, так как из нее не следует наличие каких-либо подтверждений факта нарушения прав потребителя. Ведь обращение гражданина в Роспотребнадзор может содержать в себе описание спора о праве между потребителем и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), разрешение которого отнесено к компетенции суда.

Государственный контроль за защитой прав потребителей может осуществляться не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне ее субъектов. Полномочия органа государственного надзора по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства РФ.

В то же время стоит упомянуть и о гарантиях прав хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля, которые установлены Федеральным законом от 14 июля 2001 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим федеральным законодательством;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Не стоит забывать и о праве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора). Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы это право не было бы нарушено (упущенная выгода). Применительно к коммерческим организациям упущенной выгодой является неполученная прибыль этой организации.

При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, оказывающих услуги, выполняющих работы или продающих товары потребителям, действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Данные положения направлены против так называемого потребизма, который стал настоящей бедой  предпринимателей в последнее десятилетие.

Практика показывает, что эффективная защита прав потребителей невозможна без деятельности специальных уполномоченных субъектов, призванных решать вопросы организации надлежащего функционирования собственно торговли (оказания услуг) и проблемы, вытекающие непосредственно из потребительских отношений. Но деятельность этих органов должна быть законной и обоснованной. Особое внимание следует обращать на действия и мероприятия, связанные с ограничением имущественных и иных прав и свобод предпринимателей и (или) лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях.