Д.К.  Ганина,

студентка 4-го  курса юридического факультета 

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского»

Е.Л. Власова,

доцент кафедры таможенного, административного и финансового права юридического факультета 

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского», кандидат химических наук

 

 

Авторы обосновывают возможность использования процедуры медиации в разрешении споров между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. 

Ключевые слова: таможенные органы, внешнеэкономическая деятельность, медиация.

 

Не секрет, что в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) таможенные органы взаимодействуют с огромным количеством участников ВЭД. На данный момент существует широкое многообразие таких участников: от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц различного размера и статуса до самого государства.

С образованием Таможенного союза и введением Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) институт субъектов таможенных правоотношений пополнился новым субъектом – уполномоченным экономическим оператором (далее — УЭО). Создание такого института стало важным шагом к улучшению взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД.

Основной целью создания УЭО является наделение определённых участников ВЭД, пользующихся доверием у таможенных органов, возможностью использовать в процессе своей деятельности специальные упрощения. В перечень таких упрощений, согласно ст.  41 ТК ТС, входят:

- выпуск товаров до подачи таможенной декларации;

- возможность хранения товаров на территориях УЭО, включая открытые площадки и склады;

- проведение на таких территориях таможенных операций, связанных с выпуском товаров;

- иные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством [3].

Одним из условий получения статуса УЭО, согласно Федеральному закону от 27.11.2010  № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон о таможенном регулировании), является отсутствие в течение 1 года более одного факта привлечения к административной ответственности по определенным статьям КоАП РФ при одновременном условии, что сумма штрафов в совокупности составила бы не менее 500 000 рублей  [2].

Таким образом, юридическим лицам, стремящимся получить статус УЭО, при наличии выбора способов решения юридических конфликтов выгоднее обращаться к медиатору для решения споров в досудебном порядке. Кроме того, подобное решение конфликтов выгодно и самим УЭО, так как в ходе осуществления ВЭД между таможенными органами и уполномоченными экономическими операторами, как и любыми другими участниками ВЭД, могут возникать споры и противоречия по различным вопросам, в частности, по классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), по корректировке  таможенной стоимости товаров и др.

Согласно законодательству, споры, возникающие между таможней и юридическими лицами, каковыми являются УЭО, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. И действительно, несмотря на то, что судебной практики по рассмотрению спорных вопросов, возникающих между таможенными органами и УЭО, гораздо меньше, нежели чем между таможнями и не привилегированными юридическими лицами, но такая практика всё-таки существует.

Таможенные органы, проиграв дело в суде, обычно обязываются возместить все затраты, возникшие у УЭО в связи с судебным разбирательством.

В случае же проигрыша дела в суде уполномоченным экономическим оператором негативные последствия могут гораздо сильнее отразиться на нём, чем это могло бы быть с любым другим участником ВЭД. Ведь, как уже было сказано, статус УЭО присваивается лицам, пользующимся доверием у таможенных органов, и судебное разбирательство может стать для них большим ударом по репутации. Кроме того, в соответствии с Законом о таможенном регулировании приговор суда и постановление по делу об административном правонарушении могут приостановить деятельность УЭО, что также может отрицательно повлиять на последующую работу УЭО. А в случае неоднократного привлечения УЭО к ответственности за  административные правонарушения может быть отозвано свидетельство о включении в его реестр [2].

С 2011 года на территории Российской Федерации была законодательно внедрена такая альтернативная судебным разбирательствам процедура по урегулированию споров, как процедура медиации. Однако на данный момент таможенные органы не могут решать споры, возникающие с участниками ВЭД, с помощью медиации, так как такие споры затрагивают публичные интересы, что противоречит положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)» [1].  Участие медиатора в рассмотрении подобных вопросов не предусмотрено и законодательством ЕАЭС.

По нашему мнению, введение процесса медиации в качестве досудебного разбирательства по спорам между двумя данными субъектами могло бы избавить их от большинства негативных последствий, возникающих при рассмотрении дела в суде, и позволило бы прийти решению, которое устраивало бы обе стороны.

Кроме того, существует и ещё одна причина, по которой процедура медиации может подойти именно для этого участника ВЭД. На данный момент стоимость услуг сертифицированного российского медиатора составляет в среднем от 30 000 рублей, что может оказаться слишком высокой ценой для небольших юридических лиц. Статус же УЭО обычно предоставляется крупным юридическим лицам, для которых проигрыш в суде, вероятно, повлечёт более значительные затраты, а пятно на деловой репутации, и тем более потеря самого статуса УЭО окажутся гораздо более негативным последствием.

Не стоит говорить и о важности введения процедуры медиации для нашего государства в целом. Как известно, таможенные поступления, включая пошлины, НДС и акцизы, составляют значительную часть федерального бюджета страны. А такие участники ВЭД, как УЭО, играют немалую роль в формировании таможенных поступлений. Таким образом, возможность разрешения споров не через суд, а с помощью процедуры медиации позволило бы не допустить возникновения недоверия и явных конфликтов между такими важными для государственного бюджета субъектами, как таможенные органы и уполномоченные экономические операторы.

Налоговые органы, чья деятельность частично пересекается с деятельностью таможенных органов, также поднимают вопрос о возможности медиативного подхода к налоговым спорам. По данным некоторых источников, ФНС России подготавливает предложения по внесению изменений в законодательство в части регламентации процедуры досудебного урегулирования налоговых споров. По их мнению, такое нововведение позволит, помимо прочего, снизить загруженность судебных инстанций и сократить сроки рассмотрения возникающих споров, что также имеет немаловажное значение как для государства, так и для иных субъектов и налоговой,  и таможенной деятельности [4].

Таким образом, мы считаем, что введение процедуры медиации как возможности досудебного разрешения споров между таможенными органами и УЭО позволит не только избежать множества негативных последствий, возникающих в процессе судебных разбирательств, но и достичь ряда преимуществ для всего государства. Разумеется, это потребует внесения изменений в действующее законодательство и, возможно, создания отдельного нормативного правового акта, который сможет регулировать процесс медиации в сфере деятельности органов, затрагивающих публичные интересы.

 

Список литературы

1. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации): федер. закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (в ред. от 23 06.2013) // Собр. законодательства РФ. 2010.  № 31.  Ст. 4162.

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27.11.2010  № 311-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) // Собр. законодательства РФ.  2010.  № 48.  Ст. 6252.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собр. законодательства РФ.  2010. № 50. Ст. 6615.

4. Шамликашвили Ц. Медиативный подход к налоговым спорам [Электронный ресурс] // Доступ из информ.-правового портала «Гарант.ру». URL: http://www.garant.ru/ia/opinion/shamlikashvili/6/ (дата обращения: 09.12.2016).