Проблемы таможенной статистики в Грузии

А.А. Грибков,

студент 4-го курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского» 

Надлежащее ведение таможенной статистики имеет большое значение для государственного регулирования национальной экономики. Таможенная статистика темно связана со статистикой внешней торговли, которая играет важную роль в принятии эффективных внешнеэкономических и таможенных мер в стране. 

 

Монетарная и фискальная политика государства зависит от показателей внешнеторгового баланса, и наоборот. К примеру, чем дороже национальная валюта, тем больше растет импорт, тогда как понижение спроса на национальную валюту связано с увеличением объема экспорта. При этом объем резервов национальной валюты должен находиться  в определенной пропорции с уровнем импорта, чтобы поддерживать эффективную монетарную политику [7, с. 310].

Один из основных принципов экономической политики Грузии — либеральная внешняя торговля, что предполагает упрощенные внешнеторговые режимы и таможенные процедуры, низкие ввозные пошлины и минимум нетарифного регулирования. Грузинское правительство достигло этого через тарифную политику, а также путем реформирования технического регулирования. В настоящее время Грузия участвует в качестве бенефициария в генерализованной системе преференций (ГСП) ЕС, США, Японии, Канады, Швейцарии и Норвегии. Суть ГСП в том, чтобы установить низкую базовую ставку таможенных тарифов на продукцию, импортируемую из стран- бенефициариев, что упрощает экспорт товаров из развивающихся стран в развитые [3, с. 212].

В соответствии с грузинским законодательством  экспорт и реэкспорт из Грузии освобождены от налогов. Благодаря этому с первого сентября 1997 года Грузия использует принцип начисления НДС по стране назначения, экспорт из Грузии не облагается НДС. В соответствии с Налоговым кодексом Грузии ставка НДС и акцизов одинакова как для местных, так и для импортных продуктов. В соответствии с Законом Грузии от 24.06.2005 № 1775-вс  «О лицензиях и разрешениях» нетарифные ограничения любого вида (лицензирование, квотирование, запрет и т. д.) не используются во внешней торговле, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты здоровья и безопасности населения, защиты окружающей среды.

В условиях упомянутой выше либеральной торговой политики сейчас, когда задачи внедрения развитой европейской практики и достижений евроинтеграции представляются важнейшими приоритетами для Грузии, построение полноценной национальной статистической системы по международным стандартам особенно необходимо [1, с. 166]. Это, разумеется, означает необходимость приведения к идеалу деятельности Национального управления статистики, ее максимальную гармонизацию с международными стандартами. [2, стр. 335]. Сейчас, когда уже идет процесс экономической интеграции Грузии с Европой, проблемы статистической регистрации на таможне становятся очевидными. Решение этих проблем — новое испытание для Национального управления статистики.

Теоретическую основу данного исследования составляют работы грузинских и зарубежных ученых – экономистов В. Папава, Г. Гаханидзе, Г. Уридия, Н. Терашвили, Л. Корганашвили, Т. Кандашвили, Н. Асламазишвили, М. Хамаладзе, Н. Паресашвили, Н. Абесадзе, Л. Джебисаури, О. Абесадзе и др. Их статьи отражают экономические аспекты современного таможенного дела, задачи таможенной статистики Грузии и пр.

Систематическое совершенствование таможенной регистрации уже началось, что делает статистику страны ближе к международным стандартам.

Текущие проблемы таможенной статистики в Грузии. Эмпирические данные, используемые при ведении статистики внешней торговли, характеризуются рядом ошибок [3, с. 209], так как часть международных сделок остается незарегистрированной. Это значит, что зарегистрированные показатели ввоза и вывоза товара не полностью соответствуют фактическому объему товарооборота.

1.     В грузовых таможенных декларациях страна происхождения указывается не полностью; в базах данных статистики внешней торговли записывается в основном страна-поставщик, но не страна происхождения.

2.     Графа «способ прибытия к границе» в таможенных декларациях заполняется неправильно. Причина в том, что с введением ограничений на время заполнения декларации в 2011 году заполнение данной графы стало добровольным [6, с. 111]. Это значит, что классификация по использованию видов транспорта отсутствует во внешнеторговой статистике Грузии.

3.      В базе данных Агентства по обслуживанию МВД отсутствует упоминание точной рыночной стоимости импортируемых автомобилей. Это приводит к ошибкам в расчетах, поскольку базы данных содержат лишь примерную рыночную стоимость импортируемых, экспортируемых и реэкспортируемых автомобилей.

4.     Присвоение ввезенным транспортным средствам кодов осуществляется некорректно. В случае экспорта и реэкспорта Агентством по обслуживанию не всегда присваиваются коды страны. Однако заполнение упомянутых выше полей критично для ведения статистики внешней торговли с классификацией по странам.

5.     Заполнение упрощенной таможенной декларации является, как правило, неполным в части граф, касающихся страны, 11-значного кода товара и стоимости.

6. В рамках регистрации некоторые проблемы вызваны отсутствием необходимых сведений об отправителе и финальном пункте прибытия в декларациях из ежемесячных баз данных [5, с. 39].

Проблемы декларирования банкнот должны регулироваться Национальным Банком Грузии.

Существуют недочеты в текущей практике декларирования дипломатических грузов под подходящими кодами.

Таким образом, путем анализа вышеуказанных проблем можно и нужно сделать усилия к их практическому исправлению и имплементации новых, более совершенных и унифицированных методов.

 

Список литературы

 

1.     Abesadze, N. (2014). The main trends of integration of Georgia into the world economic system. In Procedia-Social and behavioral sciences: 156 (pp. 166–169)

2.     Abesadze, N. (2015). Statistical analysis of the economic integration of Georgia with the European Union and prospects for development. Economics and Management, 19 (4), 333–337 Kaunas.

3.     Abesadze, O. (2015a). Statistical analysis of Georgia’s economic integration with the EU. In Monograph (pp. 209–212). Tbilisi: Universali Publications.

4.     Abesadze, O. (2015b). The influence of European neighboring policy upon the economic development of Georgia. In Procedia-Social and behavioral sciences: 213 (pp. 557–561).

5.     Dzebisauri, L. (2012). Statistical study of foreign trade relations of Georgia (pp. 38–39). Tbilisi: TSU Publications.

6.     Gabidzashvili, B. ,&Kukhianidze-Akhvlediani, N. (2002). Actual issues of customs statistics in Georgia (pp. 101–128). Kutaisi: Textbook.

 

7.     Uridia, G., &Rukhaia, P. (2009). Customs theory. In Textbook (pp. 309–313). Tbilisi: PoligraphPublications.