Современное состояние проблемы перемещения опасных отходов на территории ЕАЭС

Д.К.Ганина,

студентка 4-го курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского»

 

Е.Л. Власова,

доцент кафедры таможенного, административного и финансового права юридического факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского»

 

Как известно, в последние 10 лет на постсоветском пространстве достаточно интенсивно развиваются интеграционные процессы. Одним из первых этапов явилось подписание 6 октября 2007 г. Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. 

 

В 2010 году эти три страны — Россия, Белоруссия и Казахстан — объединились в Таможенный союз, в рамках которого было решено применять единый таможенный тариф, единые меры нетарифного регулирования, унифицированные таможенные правила, а также обеспечить единство управления таможенными службами и отменить таможенный контроль на внутренних таможенных границах. В 2015 году Таможенный союз был преобразован в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и включил в себя ещё две страны: Армению и Киргизию. Таким образом, пять вышеуказанных стран на данный момент образуют Единую таможенную территорию.

На Единой таможенной территории не существует таможенного контроля на внутренних границах, товары собственного производства и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение в одной из стран — участниц ЕАЭС, перемещаются внутри ЕАЭС беспошлинно и беспрепятственно.

Естественно, все эти изменения потребовали унификации таможенных законодательств государств — членов ЕАЭС, а также создания новых единых нормативных правовых актов.

Но достаточно ли унификации только в таможенной сфере для полного соблюдения законодательства каждой страны — участницы Союза?

На наш взгляд, большой интерес представляет исследование правового регулирования обращения экологически опасных отходов и опасных веществ, их уничтожения, переработки и транспортирования, которые традиционно являются значимой сферой правового регулирования в большинстве стран мирового сообщества.

В каждом из государств — членов ЕАЭС есть свои нормативные правовые акты, регулирующие обращение опасных отходов. Так, в Российской Федерации такими актами являются федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в Республике Беларусь основным правовым актом является Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», в Республике Казахстан — Экологический кодекс Республики Казахстан от 09.01.2007 № 212-III и постановление Правительства Республики Казахстан от 11.07.2007  №594 «Об утверждении Правил ввоза, вывоза и транзита отходов», в Киргизии — законы Кыргызской Республики от 13.11.2001 № 89 «Об отходах производства и потребления» и от 08.05.2009 № 151«Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике», в Республике Армении — Закон Республики Армении от 24.11.2004 «Об отходах».

Кроме того, трансграничное перемещение опасных отходов в ЕАЭС регулируется и на международном уровне. Так, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» установлен перечень опасных отходов, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.

После изучения нормативных правовых актов как ЕАЭС в целом, так и каждой из стран-участниц, можно прийти к выводу о том, что их законодательства частично различаются как в части самого определения опасных отходов, так и в части распределения последних по классам опасности  [1, с. 54].

Предлагаем рассмотреть данные различия на примере сравнения национального законодательства одного из государств — членов ЕАЭС — Республики Киргизия, с законодательством ЕАЭС в данной сфере.

Само по себе международное законодательство ЕАЭС не дает определения понятию «опасные отходы». Таким образом, каждая страна самостоятельно решает, что будет подразумеваться под данной категорией на своей территории.

В качестве примера сравним законодательство Российской Федерации и Республики Киргизия в отношении обращения с опасными отходами.

В Российской Федерации непосредственно термин «опасные отходы» отсутствует, однако существует понятие «отходы производства и потребления» с последующим разделением этих отходов на пять классов опасности. Таким образом, отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению [2].

В законодательстве Республики Киргизия под опасными отходами подразумевают отходы (кроме радиоактивных), содержащие в своем составе вещества, которые обладают одним из опасных свойств (токсичность, инфекционность, взрывчатость, воспламеняемость, высокая реакционная способность) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами [3].

Что касается трансграничного перемещения экологически опасных отходов, то Законом Кыргызской Республики «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике» запрещается ввоз отходов на территорию Республики с целью их захоронения и обезвреживания. Законодательством ЕАЭС, как было отмечено ранее, также устанавливается Перечень опасных отходов, запрещённых к ввозу на таможенную территорию.

Однако если каждая страна даёт свое собственное определение понятию и самостоятельно классифицирует отходы по классам опасности, можно ли говорить о единстве законодательства ЕАЭС?

Для этих целей мы решили сравнить содержания Классификатора опасных отходов Кыргызской Республики и Перечня опасных отходов, запрещённых к ввозу на территорию ЕАЭС.

Результаты исследования свидетельствуют, что вышеуказанные перечни не полностью соответствуют друг другу. Одним из самых ярких примеров является классификация отходов, содержащих ртуть, ее соединения, а также отработанных ртутных приборов. Ни для кого не секрет, что ртуть — чрезвычайно опасное химическое вещество, оказывающее токсическое воздействие на организм человека [5].

Итак, в соответствии с Классификатором опасных отходов в Кыргызской Республики, к опасным отходам, помимо прочего, относятся ртутьсодержащие шлаки, списанные ртутьсодержащие термометры, батареи на ртутных элементах, флуоресцентные и другие ртутьсодержащие отходы [4]

В свою очередь, в Перечень опасных отходов, запрещенных к ввозу на территорию ЕАЭС, включена ртуть, её соединения, ртутьсодержащие шлаки, а также отработанные ртутные лампы и люминесцентные трубки. Ртутные термометры и батареи на ртутных элементах не включены в международный Перечень. Значит, такие опасные отходы могут быть с легкостью ввезены на таможенную территорию ЕАЭС, в то время как законодательство страны — участницы Союза запрещает ввоз таких отходов на свою территорию с целью захоронения и обезвреживания.

Данный пример показывает несоответствие законодательства на уровне только одной категории товаров и в рамках только одного из государств-членов с законодательством ЕАЭС. В данный момент в состав ЕАЭС входят пять стран, что делает унификацию законодательства процессом еще более сложным, и в то же время гораздо более важным. Ведь, как уже было отмечено ранее, ЕАЭС представляет собой единое экономическое пространство, а значит, попав на территорию одной из стран-участниц, опасные отходы могут свободно перемещаться и по территориям других государств.

Полагаем, что для наиболее эффективного и безопасного функционирования стран в составе ЕАЭС необходима унификация законодательств государств — членов Союза не только в таможенной сфере, но и в других отраслях права, в частности в такой важной области, как обращение экологически опасных отходов.

 

Список литературы

 

1. Власова Е.Л. Контроль за экологически опасными веществами и отходами при их перемещении по территории субъектов Единого экономического пространства // Экологические правонарушения и юридическая ответственность: состояние и эффективность охраны окружающей среды в России. Правовые институты и методы охраны окружающей среды в России, странах СНГ и европейского союза: состояние и эффективность: сб. науч. статей.  2016.  С. 53-56.

2. Об отходах производства и потребления: федеральный закон от 24.06.1998. №89-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998.  № 26. Ст. 3009.

3. Об отходах производства и потребления: ззакон Кыргызской Республики от 13.11.2001  № 89 //  Эркин-Тоо.  2001.  № 83.

4. Об утверждении классификатора опасных отходов и методических рекомендаций по определению класса опасности отходов: постановление правительства Кыргызской Республики от 15.01.2010 .№ 9 // Эркин-Тоо.  2010.  № 1-2.

5.Смертельный металл: чем опасна ртуть и как избежать её отравления // Еженедельник «Аргументы и Факты». 2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.aif.ru/health/life/46037 (дата обращения: 27.10.2016).