Описание
Поделитесь статьей с коллегами:

Направления совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства

 

Ю.Г. Федотова,

кандидат юридических наук, эксперт центра экспертных исследований факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ julia.fedotowa@yandex.ru 

 

Современные геополитические условия обуславливают интерес к проблемам привлечения граждан к участию в обеспечении национальной безопасности. Задача объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации требует выработки принципиальных положений по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: участие, безопасность, закон, угроза, стимулирование.

 

DIRECTIONS OF PERFECTION OF THE RUSSIAN LEGISLATION IN THE FIELD OF CITIZENS' PARTICIPATION IN ENSURING THE COUNTRY'S DEFENSE AND NATIONAL SECURITY

 

Yuliya  Fedotovа,

Cand. in Law, Expert of Expert Studies Center of National Security Faculty at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration julia.fedotowa@yandex.ru

Modern geopolitical conditions cause the interest in attracting citizens to participation in issues of national security. Task joint efforts of the state, society and the individual in the Russian Federation requires a protection key provisions to improve existing legislation.

Keywords: participation, security, law, the threat stimulus.

История не раз показывала необходимость участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства в наиболее острые исторические периоды. В военно-правовой науке подчеркивают недостатки последующего, а не перспективного законодательного регулирования механизмов противодействия угрозам безопасности государства [1], в то время как действующее законодательство недостаточное внимание уделяет предупредительным правовым мерам предотвращения возникновения военных опасностей.

Впервые необходимость объединения усилий всех общественных институтов была отмечена Президентом РФ В.В. Путиным 20.11.2014 при рассмотрении проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [2] Данная задача была поставлена в Военной доктрине Российской Федерации 2014 года. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная 31.12.2015, определяет, что обеспечение национальной безопасности возможно только во взаимодействии с институтами гражданского общества. В.В. Путин подчеркивает: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея» [3].

Несмотря на возможности участия граждан и их объединений в защите Отечества, консолидации усилий гражданского общества в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства не произошло. В связи с этим в целях стимулирования граждан к участию в защите Российской Федерации предлагаем следующим образом усовершенствовать действующее законодательство.

1.  Дополнить ст. 59 Конституции РФ 1993 года частью 4: «Граждане и их объединения имеют право участвовать в защите конституционного строя, обеспечении обороны страны и безопасности государства в порядке и формах, предусмотренных федеральным законом».

Положения ст. 59 Конституции РФ не носят всеобъемлющего характера, свойственного конституционным нормам. Положения частей 2, 3 ст. 59 Конституции РФ не раскрывают содержания долга, указанного в ч. 1 данной статьи, и не регулируют право на участие в защите конституционного строя (вытекающее из конституционного принципа народовластия и присущее народу как носителю суверенитета и единственному источнику власти), обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также предусмотренного ч. 1 ст. 52 Конституции РФ право на участие в управлении делами государства. Тем не менее, защита Отечества исторически и фактически не сводилась и не сводится к исполнению воинской обязанности. В силу принципа равенства соответствующие положения должны быть предусмотрены и в отношении объединений граждан.

2. Принять федеральный закон «О патриотическом воспитании» (Модельный закон «О патриотическом воспитании» принят на 42 пленарном заседании МПА СНГ, постановление № 42-6 от 16.04.2015).

3. Принять федеральный закон «О волонтерской (добровольческой) деятельности» (Модельный закон «О волонтерской (добровольческой) деятельности» принят на 42 пленарном заседании МПА СНГ, постановление № 42-15 от 16.04.2015).

4. Привести гл. 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии со ст. 40 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» путем введения административной ответственности за:

1) воспрепятствование законной деятельности граждан и организаций, участвующих в установленном порядке в защите государственной границы ‑ члена добровольной народной дружины или внештатного сотрудника – в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц ‑ от 2000 до 5000 руб.; на юридических лиц ‑ от 5000 до 10 000 руб.,

2) совершение членом добровольной народной дружины или внештатным сотрудником действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

5. Привести ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствие со ст. 29 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», включив в число полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, создание условий для участия граждан (поддержки граждан и их объединений) на добровольных началах в защите государственной границы.

6. Дополнить ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и части 4, 5 ст. 16 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», определив ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности в виде приостановления деятельности на срок до одного года. В настоящее время допускается осуществление периодическим изданием деятельности, направленной на распространение экстремистских материалов, что наблюдается во многих субъектах Российской Федерации.

7. В целях обеспечения информационной безопасности и права граждан на доступ к информации:

1) ввести право на обращение пользователей сети Интернет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или органы прокуратуры с сообщением об обнаружении в сети Интернет сведений экстремистского характера, призывов к осуществлению незаконной деятельности, иной деструктивной и безнравственной информации для проверки данных сведений и последующего включения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и установить в качестве обязанности операторов связи обеспечить возможность пользователям сети Интернет сообщать о выявлении данной информации и (или) направлять запросы о проверке достоверности информации при ее непосредственном обнаружении (статьи 15.1, 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ч. 5 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»). Применение активности граждан в сети Интернет может стать существенным средством борьбы с угрозами информационной безопасности в информационно-психологической сфере, исламизацией населения и вовлечением российских граждан в террористические организации, которые привлекают в свою деятельность в первую очередь молодежь;

2) предусмотреть обязательность размещения в российском сегменте сети Интернет:

а) сайтов всех некоммерческих организаций с установленной периодичностью оповещения об их деятельности (ч. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);

б) данных о проведении всех форм общественного контроля на едином правовом портале (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»);

в) информации о каждом публичном мероприятии на едином правовом портале (ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

8. В целях стимулирования граждан к участию в обеспечении обороны страны и безопасности государства ввести:

1) выдачу гражданам характеристик в связи с участием в обеспечении обороны страны и безопасности государства в добровольных формах, учитываемых при принятии документов при прохождении конкурсов на замещение вакантных должностей всех видов государственной службы, а также муниципальной службы и при включении в кадровый резерв (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

2) выдачу гражданам характеристик в связи с участием в обеспечении обороны страны и безопасности государства в добровольных формах, учитываемых при поступлении в образовательные учреждения, при определении вида и рода войск Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву (п. 2 ч. 5 ст. 5, ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 13, 14, 35 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

3) возможность предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе по согласованию с организациями различных форм собственности, гражданам, участвующим в обеспечении обороны страны и безопасности государства на добровольных началах, отдельных преимуществ, иных благ при пользовании объектами инфраструктуры, проведения мероприятий и других мер социальной поддержки (п. 9.1 ч. 2 ст. 26.3, ч. 2.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, 15, 16, 16.1, 16.2, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

9. Разработать Модельный закон ОДКБ «Об участии институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности», ориентирующий граждан как на единоличное участие в обеспечении национальной безопасности, в особенности, информационной сфере, так и на коллективное участие в обеспечении национальной безопасности (предполагающее членство – в форме добровольных народных дружин, как предполагающее, так и не предполагающее членство – в форме общественных объединений патриотической или иной политической и социальной направленности). Модельный закон должен содержать положения о формах участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также правовом статусе таких лиц. Особое внимание должно быть обращено на деятельность граждан в составе общественных объединений политической и социальной направленности, в том числе патриотической, а также поддержке деятельности граждан, участвующих в текущей деятельности государственных органов, в частности, при осуществлении содействия и сотрудничества при обеспечении пограничной безопасности. Модельный закон «О пограничной безопасности» (принят на 35 пленарном заседании МПА СНГ, постановление № 35-10 от 28.10.2010) содержит только упоминания о такой деятельности, не предусматривая ее гарантии, что может привести к ее низкой эффективности [4, с. 510-520].

Глава 1 «Общие положения» должна содержать понятие и характеристику правового института (содержание, сущность и предназначение), глава 2 «Формы участия граждан в обеспечении национальной безопасности» ‑ классификацию и характеристику перспективных форм участия институтов гражданского общества в обеспечении национальной безопасности, глава 3 «Правовой статус граждан, участвующих в обеспечении национальной безопасности» ‑ общие положения о правовом статусе граждан данных правоотношений, уделив особое внимание его гарантиям, направленным на стимулирование и защиту прав субъектов участия в обеспечении национальной безопасности, а также ограничения прав и свобод граждан как субъектов данных правоотношений, глава 4 «Привлечение граждан к участию в обеспечении национальной безопасности» ‑ концептуальные положения о деятельности органов государственной власти и иных государственных органов, уполномоченных на привлечение граждан к участию в обеспечении национальной безопасности, глава 5 «Заключительные положения» ‑ положения о порядке вступления в силу Модельного закона.

10. Разработать Рекомендации по правовому регулированию ограничения и использования деятельности частных военных компаний в обеспечении безопасности государств-членов ОДКБ, предусматривающие государственную регистрацию компаний в общем порядке. В связи со специальной правоспособностью компаний государственный контроль должен быть возложен на органы безопасности в виде лицензирования этой деятельности.

Список литературы

 

1. Кудашкин А.В. Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях // Военное право. 2009. № 4. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/3735.

2. Заседание Совета Безопасности. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47045.

3. Путин объявил патриотизм национальной идеей. URL: http://www.interfax.ru/russia/493034.

 

4. Федотова Ю.Г. Модельное законодательство стран СНГ в области привлечения институтов гражданского общества к участию в обеспечении национальной безопасности государства // Международное право и международные организации. 2015. № 4. С. 510-520.

Возможно вам будет интересно
Рейтинг
0 голоса
Реклама
Возможно, Вам будет интересно
Реклама



Научная сеть Современное право © Юридический портал
Контакты: Написать. телефон: +7(916) 665-60-60 (с 10 до 17 часов).
Внимание! При копировании материалов обязательно оставляйте ссылку на источник или обратитесь к администрации