Описание
Поделитесь статьей с коллегами:

Проблемы реализации института публичных слушаний по вопросам регулирования градостроительной деятельности в условиях «градостроительного конфликта»

УДК 340.132.8:349.444 

 

Д.А. Ястребов,

главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», кандидат юридических наук,

 

О.Т. Ларин,

руководитель Общественного движения «За парк»

 

 

Институт публичных слушаний введен в российскую правоприменительную практику рядом федеральных и региональных законов, регламентирующих проведение таких слушаний при обсуждении различных вопросов, среди которых: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ; Закон города Москвы от 25.06.2008 № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» (далее – ГрК Москвы).

Публичные слушания проводятся в соответствии с ГрК Москвы в целях учета интересов физических и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения прав человека на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности. Однако, как показывает правоприменительная и судебная практика, степень системности и полноты действующего федерального и регионального законодательства, регламентирующего институт публичных слушаний, крайне невысока. Публичные слушания в городе Москве так и не стали реальной возможностью для жителей не допустить точечную застройку и разрешать «градостроительные конфликты», а явились инструментом мнимой демократии.

Так, при проведении общественных слушаний выявлена недостаточная проработка норм ГрК Москвы. В связи с отсутствием единообразного толкования и применения ст. 68 ГрК Москвы и постановления Правительства Москвы от 30.12.2008 № 1258-ПП «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве» в разных округах Москвы (и даже в разных районах города в пределах одного административного округа) организаторами публичных слушаний выдвигаются различные требования к их проведению.

Так, при проведении публичных слушаний о предоставлении земельных участков для строительства православных храмовых комплексов согласно скандально известному распоряжению Правительства Москвы от 20.10.2010 № 2367-РП «Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы» возникли следующие вопросы.

1. При планировании строительства объекта на дворовой территории либо в пределах жилой застройки в большей степени затрагиваются права жителей этих дворов, микрорайонов (максимум кварталов). Обычно это не более 7-10 домов, число жителей которых составляет меньше 1% жителей всего муниципального образования, имеющих право участвовать в публичных слушаниях. Таким образом, наиболее заинтересованные жители оказываются в меньшинстве, и их мнение не является решающим при принятии окончательного решения.

2. Процедура публичных слушаний состоит из трех основных этапов: экспозиция, собрание участников публичных слушаний и подача участниками замечаний и предложений в недельный срок после проведения собрания. В результате один человек имеет возможность высказать свое мнение трижды, что зачастую в итоговом протоколе выдается как три мнения.

3. Нет четкой определенности в вопросе о том, кто имеет право подавать замечания и предложения в 7-дневный срок после проведения собрания, и имеет ли значение факт регистрации участников слушаний во время экспозиции или собрания.

4. Не предусмотрена обязанность участника публичных слушаний подтверждать факт своей регистрации или работы на данной территории, правообладания недвижимостью на ней. Это позволяет участвовать в публичных слушаниях жителям других районов и даже субъектов Российской Федерации, выдающих себя за надлежащих участников слушаний, без предъявления паспорта, трудового договора или свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество на данной территории.

В ГрК Москвы установлено, что «проекты, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, должны быть представлены на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа», но на практике встречаются случаи, когда у жителей помимо наименования планируемого к размещению объекта иной информации нет (площадь, этажность, наличие подземных этажей, парковок и пр.), и предлагаются лишь примерные ориентиры и параметры.

Чиновники на местах часто превращают публичные слушания в профанацию: оповещают об их проведении с опозданием, проводят собрание их участников в маленьких и душных помещениях, подделывают подписи, игнорируют существенные замечания участников, ограничиваясь «подсчетом голосов», который не предусмотрен законодательством.

Одной из важнейших прогнозируемых проблем в рассматриваемой сфере является предложение проводить публичные слушания в электронном формате. Данный формат изначально направлен на повышение осведомленности населения о планируемых публичных слушаниях; повышение доверия населения к результатам публичных слушаний.

Однако существует очевидная угроза того, что электронные публичные слушания станут инструментом манипулирования, с помощью которого городские власти смогут подтасовывать в свою пользу результаты народного волеизъявления. Именно поэтому маловероятно, что данный формат позволит говорить о повышении доверия населения к результатам публичных слушаний.

В связи с изложенным представляется целесообразным уточнить соответствующие положения ГрК Москвы и указанного выше постановления Правительства Москвы в части:

1) права участия в публичных слушаниях, которое должно быть у жителей территории, где планируется строительство объекта ( микрорайон, квартал);

2) документальной проверки обоснованности (права) участия гражданина в публичных слушаниях;

3) возможности проведения публичных слушаний исключительно при наличии всей необходимой для представления на экспозиции документации.

Возможно, часть указанных проблем смогут решить соответствующие изменения и дополнения в ГрК Москвы.

Возможно вам будет интересно
Реклама
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
Рейтинг
3 голоса
Реклама
Возможно, Вам будет интересно
Реклама
Реклама



Научная сеть Современное право © Юридический портал
Контакты: Написать. телефон: +7(916) 665-60-60 (с 10 до 17 часов).
Внимание! При копировании материалов обязательно оставляйте ссылку на источник или обратитесь к администрации