Описание
Поделитесь статьей с коллегами:

341.9:347.6

Семья как объект международно-правовой защиты

К.А. Гущина, Е.Б. Спицына,

магистранты юридического факультета Российского государственного социального университета

gka01081992@yandex.ru

 

Рассматривается институт семьи как объект международно-правовой защиты. На основе анализа и научного исследования определены и описаны механизмы защиты семьи на международном уровне, приведены положения международных договоров по правам человека, затрагивающие вопросы защиты семьи,  практика контрольных механизмов договорных органов. А также выявлены актуальные проблемы в данной области.

Ключевые слова: международное право, международно-правовая защита семьи, защита семьи, права семьи, семья, семейная жизнь, единство семьи, механизмы защиты ООН, международные договоры, конвенции, международные конференции.

 

Семья является важнейшим столпом общества и государства, призванным играть решающую роль в социальном развитии. Она представляет собой основу человеческого общества, культуры и цивилизации. Роль семьи в любой стране мира едина и заключается в том, чтобы растить, воспитывать детей и нести ответственность за их воспитание, подготовку к жизни в обществе, привитие им чувства социальной ответственности.

За последние 50 лет семья претерпела значительные изменения в результате миграционных процессов, феномена старения населения, пандемического распространения ВИЧ/СПИДа и последствий глобализации. Ввиду изменений образа жизни и размера семьи, а также в связи со стремительными социально-экономическими преобразованиями семьям все труднее выполнять свои социальные функции. Все это в сочетании с неспособностью государства оградить домашние хозяйства от их негативных последствий с помощью мер социальной политики приводит к тому, что большое число семей оказываются в нищенском положении и становятся уязвимыми. [8]

В современном обществе также остро стоит проблема разделения семьи. Это, как правило,  касается беженцев, иностранных граждан и апатридов.

Между тем единство семьи является одним из основополагающих принципов международного права. Право на единство — неотъемлемый элемент всеобщего признания семьи как основной ячейки общества, имеющей право на защиту и помощь. Это право закреплено в универсальных и региональных документах о правах человека и в
международном гуманитарном праве; оно имеется у всех людей, независимо от их статуса. Поэтому оно действует и в ситуациях, связанных с беженцами. Малое меньшинство участников, признавая значение семьи, все же говорило о единстве семьи не как о праве, а как о принципе [17].

В данном контексте вопрос о международно-правовой защите семьи приобретает особую актуальность. Как указывает социолог А.Г. Харчев, «семья представляет собой малую социальную группу с исторически определенной организацией, отношения которой складываются на основе брака или родства, а также члены, которой обладают взаимной ответственностью по отношению друг к другу и целью ее является воспроизводство населения» [18].

Ни международным правом, ни законодательством Российской Федерации понятие семьи четко не определено. По мнению Комитета по правам человека ООН, «концепция семьи может отличаться в некоторых отношениях от государства к государству, и даже от региона к региону в пределах государства, и именно поэтому «не представляется возможным дать стандартное определение этому понятию» [20]. Кроме того, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам заявил, что концепция должна быть понята «в широком смысле» и «в соответствии с действующим местным употреблением» [20]. Другие международные правозащитные механизмы выразили аналогичные мнения.

Понятие семьи также может отличаться в зависимости от конкретных прав и обязанностей. Государства сохраняют усмотрение в определении концепции семьи в национальном законодательстве с учетом различных правовых систем, религий, обычаев и традиций в стране, в том числе культур коренных народов и меньшинств. Однако наиболее часто семью в правовом аспекте рассматривают как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в семью на воспитание [3].

Появление принципов международного права в отношении семьи является относительно новым явлением. До середины XX века международное право было направлено на защиту семьи лишь в рамках дел в национальных судах в отношении семей мигрантов и семей, некоторые члены которых являлись гражданами других государств. В настоящее же время семья выступает важным объектом не только внутригосударственного, но и международного права. Международное сообщество признает необходимость семьи в жизни общества и предоставления ей защиты не только на национальном уровне, но и на международном. Свидетельством о принятии мер по защите прав института семьи является вовлечение в этот процесс такой организации, как ООН. Именно на решение проблем, связанных с защитой семьи, и направлена деятельность механизмов защиты ООН, в данном случае Совета ООН по правам человека, специальных процедур Совета ООН по правам человека, Универсального периодического обзора и договорных органов по правам человека системы ООН.

Особого внимания в вопросе защиты и поддержки семьи заслуживают международные договоры по правам человека, закрепляющие в своих положениях обязательства государств осуществлять защиту семьи и ее членов. Одним из таких наиболее важных международных документов выступает первый правозащитный акт ООН — Всеобщая декларация прав человека 1948 года [4] (далее — Декларация). Защите семьи посвящены статьи 12, 16, 25 Декларации:  в п. 3 ст. 16 говорится, что «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».  Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью (п. 1 ст. 16). Статья 12 Декларации провозглашает невмешательство в семейную жизнь, а ст. 25 устанавливает право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» [4]. Также подчеркивается право на особое попечение и помощь материнства и младенчества.

Положения Декларации нашли свое отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (статьи 17, 23) (далее — Пакт о гражданских и политических правах) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (ст. 10) (далее — Пакт об экономических, социальных и культурных  правах). Наряду с признанием семьи в качестве «естественной и основной ячейки общества» ей предоставляется «самая широкая охрана и помощь» со стороны государства. Кроме того, в Пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплено положение о том, что «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (ст. 11) [14].

Однако нетрудно заметить, что между Декларацией, Пактом о гражданских и политических правах и Пактом об экономических, социальных и культурных правах существует отличие, которое заключается в том, что если в двух вышеуказанных документах речь идет исключительно о защите семьи, то в Пакте об экономических и социальных правах сделан акцент и на поддержку, помощь семье со стороны государства. Добавление слова «помощь» к обязательству государства «защищать» семью усиливает концептуальную и нормативную основу обязательства государств-участников Пакта об экономических, социальных и культурных правах [2].

Защита института семьи предоставляется также региональными конвенциями, которые подчеркивают особую значимость семьи. Это, прежде всего, статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее — Конвенция), закрепляющая право на уважение семейной жизни.

Особый интерес представляет практика Европейского суда по правам человека (далее— Европейский суд, Суд) в области защиты семьи в рамках данной Конвенции, которая включает в себя вопросы защиты прав незаконнорожденных детей, разведенных родителей — по отношению к ребенку, вопросы развода, опеки,  депортации и экстрадиции. Последняя категория дел является одной из самых распространенных, поскольку связана с вопросами разлучения семей в результате выдворения или депортации иностранных граждан и лиц без гражданства. Как правило, практика Европейского суда исходила из того, что право на уважение семейной жизни во многих случаях приоритетнее безопасности страны, если у выдворяемого лица сложились постоянные семейные отношения на территории страны. В настоящее же время ввиду неспокойной обстановки в мировом сообществе, проблем с терроризмом и беженцами, Суд стал более жестко относиться к вопросам признания нарушения ст. 8 Конвенции по данной категории дел, в большей степени признавая свободу усмотрения за государствами.

Суд также признает за государствами большую свободу усмотрения в установлении контроля над неблагополучными семьями, процедуре передачи ребенка на государственное попечение или в приемную семью, а также процессу усыновления [16].

Необходимо отметить, что семейная жизнь в понимании Европейского суда включает в себя не только отношения в браке, но и фактические отношения, которые могут быть признаны в качестве семейных в зависимости от фактических обстоятельств, таких, как, например, наличие или отсутствие совместного проживания, длительность отношений и пр.

При этом по делу «Леббинк против Нидерландов» Европейский суд указал, что простое биологическое родство, не подкрепленное какими-либо дополняющими его правовыми и фактическими элементами, указывающими на существование тесных личных связей между родителем и ребенком, не может считаться достаточным для того, чтобы на него распространялось действие гарантий ст. 8 Конвенции. При проживании супругов вместе со своими детьми без регистрации брака Суд обычно считает их семьей, обращая внимание на устойчивый характер взаимоотношений и тот факт, что они не отличались от семьи, основанной на браке [15].

Европейская социальная хартия 1996 года «в целях обеспечения необходимых условий для всестороннего развития семьи как основной ячейки общества» закрепляет право на экономическую, правовую и социальную защиту семьи со стороны стран-участниц, «в частности посредством социальных и семейных пособий, налоговых льгот, предоставления жилья семье, помощи молодым семьям и других соответствующих мер» (ст. 16) [7].

Большое значение также имеют международные документы специализированного характера, предметом которых является регулирование и защита прав отдельных членов семьи. Так, Декларацией прав ребенка 1959 года [5] регламентируется статус ребенка. В Преамбуле указывается, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе вследствие своего физического и умственного состояния, ему также должна быть обеспечена надлежащая правовая защита как до, так и после рождения. Декларация прав ребенка устанавливает десять принципов, в соответствии с которыми должны признаваться и соблюдаться права ребенка, в том числе признание за ребенком прав и свобод без исключений и без различий (принцип 1); обеспечение специальной защиты с предоставлением возможности и благоприятных условий развития (принцип 2); право на имя и гражданство (принцип 3) и др.

Немаловажным документом в области защиты прав семьи является Конвенция о правах ребенка 1989 года, в преамбуле которой закреплено: «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». Следовательно, на родителей возлагается определенный круг обязанностей по воспитанию, заботе, управлению и руководству ребенком, «в осуществлении ими признанных настоящей Конвенцией прав» и «в соответствии с развивающимися способностями ребенка» [11].

Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 года была разработана Советом Европы и непосредственным образом связана с Конвенцией о правах ребенка 1989 года, является дополнением к ней и предоставляет процессуальные права детям. Она направлена на обеспечение их участия в судопроизводстве, а также в разрешении семейно-правовых споров в административном порядке. В соответствии с ней ребенок имеет право быть информированным и выражать свое мнение в процессе судопроизводства; право на обращение в суд лично либо через других лиц, органы; право на учет выраженного мнения и др. [6]

Аналогичным образом Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года включает в себя положения, которые предоставляют комплексную защиту женщинам в контексте семьи с учетом значения «вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества, до сих пор не получившего полного признания» [9], социального значения материнства и роли обоих родителей в семье и в воспитании
детей
.

Наряду с вышеперечисленными международными документами особое место занимает Конвенция о защите трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, где содержится требование к государствам-участникам принимать надлежащие меры для обеспечения защиты единства семей трудящихся-мигрантов и содействовать их воссоединению, поскольку трудящиеся-мигранты и члены их семей в силу, в частности, того, что они не находятся в государстве происхождения занимают уязвимое положение среди местного населения.

Вопросы защиты семьи также закреплены и в Конвенции о правах инвалидов 2006 года, в которой указано, что «инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов» [10].

Это основной перечень международных документов, связанных с защитой семьи. Вообще положения о защите семьи и помощи ей могут дополняться различными словосочетаниями («семейные связи», «роль обоих родителей в семье», «семейные пособия», «благосостоянии семьи»  и др.).  Как уже было отмечено ранее, положения о защите семьи нашли отражение во многих международных документах, но особое внимание нужно уделить ст. 10 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, так как именно она несет наиболее концептуальную и нормативную нагрузку, а также наиболее полно охватывает сферу обсуждаемого вопроса. Эта статья  вызвала большую полемику в связи с тем, что она предоставляет семье «самую широкую охрану и помощь» (п. 1 ст. 10), т. е. устанавливает своего рода автономный характер прав, из чего следует, что их осуществление не зависит от реализации других прав, закрепленных в Пакте об экономических, социальных и культурных правах или в других основных международных договорах по правам человека. Вместе с тем этот пункт в неисчерпывающем виде указывает на случаи, когда «самая широкая охрана и помощь» нужна семьям: при образовании семьи и пока на ее ответственности лежит забота о несовершеннолетних детях и их воспитании [2].

Важно отметить и тот факт, что, помимо принятия множества международно-правовых документов, регулярно проводятся различные международные конференции, совещания международных органов, принимаются резолюции, которые также оказывают влияние на защиту прав семьи.

Интересным представляется документ, принятый на встрече, организованной Папским Советом по делам семьи по случаю 50-летней годовщины Всеобщей декларации прав человека в 1998 году, по теме: «Права человека и права семьи». В рамках данной  встречи Советом был признан универсальный характер Всеобщей декларации прав человека, ее огромное значение, в том числе и для христианского сообщества, а также подчеркнута особая роль семьи: «Семья и брак нуждаются в защите и поддержке не только со стороны государства, но и общества в целом. Человек берет свое начало в браке и семье, поэтому требуются решительные действия от каждого, которые станут ответом на вызовы современности и угрозы будущего. Такие проблемы, как угроза выживанию, «культура смерти», насилие, отсутствие безопасности, низкий уровень развития, безработица, миграция, искажения в средствах массовой коммуникации и т.д., могут быть решены успешно только на основе концепции прав человека, которые разрабатываются в рамках семьи, тем самым трансформируя общество, которое формируется в семье и семьей» [19].

В итоговом документе был выдвинут ряд идей по совершенствованию международно-правовой защиты семьи, в частности, в отношении прав нерожденного ребенка, которыми он должен обладать, как говорится в документе, в зависимости от стадии его развития. Указывается, что такой ребенок имеет право на жизнь и безопасность, на идентификацию и защиту своей идентичности, на наследство и уровень жизни, достаточный для его психофизического, духовного, нравственного и социального развития, на законодательство, которое гарантировало бы его выживание и развитие в максимально возможной степени, а также является ребенком в том смысле и с теми атрибутами, которые изложены в Конвенции о правах ребенка. Отдельно освещаются обязанности семьи и государства по отношению к ребенку в чреве матери, которые во многом схожи с обязанностями по отношению к рожденному ребенку. Несмотря на свою противоречивость, эти идеи имеют особую актуальность в настоящее время в свете развития концепции международно-правовой защиты семьи.

Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Женеве в 2001 году было проведено совещание экспертов по вопросу единства семьи, где было подчеркнуто, что «хотя в Конвенции 1951 года о статусе беженцев и Протоколе к ней 1967 года нет конкретного положения о единстве семьи, решительные формулировки Рекомендации, содержащейся в Заключительном акте Конференции полномочных представителей, вновь подтверждают «существенное право» беженцев на единство семьи» [17].

Право на единство семьи имеет особое значение в ситуации, связанной с беженцами, не в последнюю очередь потому, что служит главным средством защиты для отдельных членов семейной ячейки. Сохранение единства семей и содействие их воссоединению помогают обеспечить отдельным беженцам и их общинам физическую заботу, защиту, эмоциональное благополучие и экономическую поддержку. Защита, которую члены семьи могут обеспечить друг другу, многократно усиливает эффект от помощи извне. В принимающих странах единство семей облегчает беженцам самообеспечение и снижает социальные и экономические издержки в долгосрочной перспективе. Кроме того, реализация права на единство семьи путем воссоединения семей помогает сократить число беженцев, прибывающих без разрешения или стихийно, уменьшить связанные с этим опасности, а также сократить число ненужных ходатайств о предоставлении статуса беженца. Единство семьи может сделать более устойчивыми долговременные решения, предлагаемые беженцам (т. е. добровольную репатриацию, интеграцию на месте или переселение) [17].

 

Из последних документов, посвященных международно-правовой защите семьи, можно назвать доклад Управления Комиссара по правам человека ООН от 15 января 2016 г.  «Защита семьи: вклад семьи в реализацию права на достойный уровень жизни для членов семьи, в частности, благодаря своей роли в деле искоренения нищеты и обеспечения устойчивого развития»[20], в котором обращается внимание на аспекты эволюции существующего международного консенсуса относительно роли семьи в обеспечении устойчивого развития, включая политику в области сокращения масштабов нищеты, дается обзор стандартов в области прав человека, касающихся семейной жизни, приводятся примеры мер при реализации государствами своих международных обязательств в области защиты семьи. На повестку ставятся вопросы развития статуса семьи к 2030 году, широкий круг задач по защите семьи и ее членов, реализации права на достойный уровень жизни для всех семей. Подчеркивается ключевая роль семьи в передаче ценностей в обществе, которые имеют важное значение для создания программы устойчивого развития.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Возможно вам будет интересно
Реклама
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
Рейтинг
0 голоса
Реклама
Возможно, Вам будет интересно
Реклама
Реклама



Научная сеть Современное право © Юридический портал
Контакты: Написать. телефон: +7(916) 665-60-60 (с 10 до 17 часов).
Внимание! При копировании материалов обязательно оставляйте ссылку на источник или обратитесь к администрации