Описание
Поделитесь статьей с коллегами:

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» как один из механизмов реализации конституционных прав граждан Российской Федерации

УДК 342.7

Н.Г. Черепко,

магистрант юридического факультета Российского государственного социального университета

nataljacher@mail.ru 

Анализируются положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обращения граждан представляют собой одну из форм участия в управлении государством и одновременно  являются одним из способов восстановления нарушенного права. Автор обращает внимание на некоторые аспекты практического применения этого закона и предлагает внести в него дополнения с целью совершенствования механизма практической реализации защиты прав граждан.

Ключевые слова: гражданин, обращение, предложение, заявление, жалоба, должностное лицо.

Закрепленное в Конституции РФ [1] определение Российской Федерации как правового государства, в частности, подразумевает, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в стране, должны иметь не абстрактный декларативный характер, а вполне конкретное содержание. В этой связи актуальное значение приобретает исследование института обращения граждан, предусматривающего «прямую» и «обратную» связь гражданина и государства,  отражающую все явления, происходящие в политической, экономической, социальной и других сферах жизни общества. Институт обращения граждан при этом рассматривается как один из механизмов реализации конституционных прав граждан Российской Федерации.

Процесс демократических преобразований в России, разработка и осуществление правовой реформы диктуют необходимость поиска путей дальнейшего развития экономических, социальных, политических, организационных, юридических гарантий конституционных прав и законных интересов граждан. Существующая практика порядка рассмотрения обращений граждан находится в развитии и пока имеет достаточно слабую правовую базу. Необходимы совершенствование законодательства в данной сфере, разработка научно обоснованных рекомендаций принятия решений по поступающим в государственные органы заявлений и жалоб на неправомерные действия должностных лиц или органов, ущемляющих права, свободы и законные интересы граждан.

Данную проблему можно рассматривать в нескольких аспектах: и с точки зрения соблюдения и отстаивания законных интересов граждан в конституционном праве Российской Федерации, и как непосредственное участие граждан в законодательной деятельности государства.

Нормативной основой исследования права граждан на обращение составляют международные и внутригосударственные нормативные правовые акты. К числу внутригосударственных актов прежде всего следует отнести Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [4] (далее — Закон о рассмотрении обращений граждан), который направлен на защиту конституционных прав граждан.

Закон о рассмотрении обращений граждан регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (п. 1 ст. 1). Он распространяется и на иностранных граждан и на лиц, без гражданства, за исключением случаев, установленных международными договорами или другими федеральными законами.

Закон о рассмотрении обращений граждан содержит 18 статей, в которых рассматриваются: сфера применения настоящего Федерального закона; право граждан на обращение; правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан; основные термины, используемые в законе; права граждан при рассмотрении обращения; гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением; требования к письменному обращению; направление и регистрация письменного обращения; обязательность принятия обращения к рассмотрению; рассмотрение обращения; порядок рассмотрения отдельных обращений; сроки рассмотрения письменного обращения; личный прием граждан; контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений; ответственность за нарушение закона; возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений.

Обращения граждан представляют собой одну из форм их участия в управлении государством, решении государственных и общественных проблем, одновременно являясь одним из способов восстановления нарушенного права. Это важный источник информации, полезной при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного развития. Обращения граждан содержат сведения о процессах, происходящих в обществе. Право на обращение выступает как один из действенных способов устранения возможных нарушений законности и предотвращения этих нарушений. Этот вывод можно сделать, проанализировав Обзор обращений граждан в Государственную Думу РФ за II полугодие 2015 года [2].

В течение осенней сессии 2015 года отделом по обеспечению деятельности приемной Государственной  Думы РФ было рассмотрено 37,8 тыс. обращений граждан, трудовых коллективов предприятий, профсоюзных организаций, Советов ветеранов войны и труда, других общественных объединений и организаций, поступивших при личном обращении (11%), по почте (21%) и по электронной почте (68%). Из обращений граждан, указавших свой регион проживания, 54% составляли обращения жителей Центрального федерального округа.

В течение II полугодия 2015 года было принято в ходе личного приема 3935 граждан. Всем обратившимся даны необходимые разъяснения, принятые письменные заявления.  Большинство заявителей обращалось с просьбами о помощи в решении личных вопросов правового и социально-экономического характера.

Во исполнение поручения Президента РФ от 26.04.2013 № Пр-936 «О ежегодном проведении в День Конституции Российской Федерации общероссийского дня приема граждан» в Государственной Думе с 12 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по московскому времени 14 декабря 2015 г. был проведен третий общероссийский день приема граждан. Наибольшее количество поступивших обращений касалось жилищного законодательства (многочисленные обращения идентичного содержания содержали вопросы заемщиков по договорам ипотечного кредитования (займа) в иностранной валюте) и вопросов безопасности и охраны правопорядка.

Основными темами обращений являлись: жилище — 14%; безопасность и охрана правопорядка — 11%; финансы — 10%;  гражданское и уголовное право — 9%; социальное обеспечение и страхование — 7%;  основы государственного управления —7%; правосудие — 7%; международные отношения — 5%; конституционный строй — 5%; прокуратура, органы юстиции — 4%; образование, наука, культура — 4%; хозяйственная деятельность — 4%;  природные ресурсы — 3%; семья — 3%; здравоохранение, спорт — 3%; труд и занятость населения — 2%; оборона — 1%; иные вопросы — 1%.

Среди авторов заявлений было максимальное количество лиц пенсионного возраста, много представителей льготных категорий (инвалиды труда и детства, родители многодетных и неполных семей).

После рассмотрения поступивших заявлений 52% из них были направлены для разрешения поставленных вопросов в федеральные и территориальные органы власти, 46% — в правоохранительные и судебные органы, остальные — другим адресатам. Обращения граждан содержали отклики на принятые федеральные законы, рассматриваемые проекты федеральных законов, а также предложения по внесению изменений в действующее законодательство, деятельность Государственной Думы и других федеральных и регионарных органов государственной власти, просьбы, пожелания.  Были и такие обращения:

«Заявляем о несогласии  с положениями законопроекта № 918468-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан». Нельзя ущемлять конституционные права граждан, которые приобрели право на получение пенсий»;

«Опасные вещества, содержащиеся в реагентах, способны воздействовать на нервную и иммунную системы человека... Просим не только ограничить применение противогололедных реагентов,  но и запретить использование тяжелых металлов в них». (Отклик на законопроект № 719769-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части совершенствования правового регулирования охрану окружающей среды при использовании химических веществ в качестве противогололедных материалов).

Граждане также выразили поддержку рассматриваемым проектам федерального закона № 567773-6 «О внесении изменений в статью 1145 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (о расширении круга лиц, призываемых к наследованию по закону), № 664208-6 «Об установлении почетного звания «Мать-Героиня Российской Федерации» и др.

Обращения граждан с откликами на рассматриваемые проекты федеральных законов и предложениями о совершенствовании действующего законодательства обобщены и будут учтены в ходе законодательной деятельности. Этим обеспечена возможность широкого обсуждения законопроектов с участием граждан, представителей общественных объединений и религиозных организаций, позиция граждан тщательно изучается и, по возможности, учитывается в законодательной деятельности.

Анализируя практику реализации права граждан на обращение, нельзя не заметить, что существующие гарантии его осуществления нуждаются в систематизации и приведении в соответствие с реально складывающимися отношениями в данной сфере общественной жизни.

В Закон о рассмотрении обращений граждан неоднократно вносились изменения и дополнения [6; 7; 8; 9; 10]. В 2012 году Закону о рассмотрении обращений граждан было посвящено специальное постановление Конституционного Суда РФ, вынесенное  в связи с обращением Законодательного собрания Ростовской области [3].

Тем не менее, в нем еще довольно много пробелов и недостатков. В целях их устранения  предлагаем:

— ст. 3 дополнить ч. 3, обязывающей органы исполнительной власти разрабатывать административные регламенты выполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан;

— в ч. 2 ст. 3 указать, что нормативные правовые акты, принятые  федеральными органами государственной власти, могут также устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращения;

— дополнить перечень основных терминов, используемых в ст. 4, определениями «запрос», «электронный документ»;

— предусмотреть возможность рассматривать не только предложения, но и замечания граждан;

— в ст. 14 более четко регламентировать процедуру осуществления контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений (по субъектам, видам, срокам);

— предусмотреть в ч. 2 ст. 8 обязательную регистрацию обращения в день поступления, а также информирования заявителя о приеме либо отказе его обращения к рассмотрению;

— в ст. 15 конкретизировать виды юридической ответственности должностных лиц за нарушение Закон о рассмотрении обращений.

Основным направлением совершенствования административно-правовой защиты права граждан на обращение может быть активный переход на подачу обращений по поводу нарушения данного права в электронной форме, размещение их текстов и всей последующей информации о реагировании на эти обращения на официальных интернет-сайтах органов публичной власти.

Возможно принятие других федеральных законов, развивающих институт обращения прав граждан, например: «О народной правотворческой инициативе», «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», а также введение бланкетной формы подачи жалобы для упрощения ее подачи и ускорения  рассмотрения.

Таким образом, практика показывает, что право граждан на обращение является естественно возникающей потребностью, законодательное закрепление которой говорит о качественно новом витке развития российского законодательства и одновременно является предпосылкой обеспечения таких механизмов и форм взаимодействия народа и государства, при которых данное право становится не потенциально возможным, а реально используемым человеком с активной гражданской позицией.

 

Список литературы

 

1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. № 237.

2. Обзор обращений граждан в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации за II полугодие 2015 года. URL: http://www.gosduma.net/representative/addresses/processing-information/index_ses.php

3.    Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2012 № 12-П  «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4.  Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

5.  Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6.  Федеральный закон от 29.06.2010 № 126-ФЗ  «О внесении изменений в статью 11Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон от 07.05.2013 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 07.05.2013 № 80-ФЗ» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9.  Федеральный закон от 02.07.2013  №182-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

 10. Федеральный закон от 24.11.2014  № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»212.21.20.107

Возможно вам будет интересно
Реклама
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
Рейтинг
2 голоса
Реклама
Возможно, Вам будет интересно
Реклама
Реклама



Научная сеть Современное право © Юридический портал
Контакты: Написать. телефон: +7(916) 665-60-60 (с 10 до 17 часов).
Внимание! При копировании материалов обязательно оставляйте ссылку на источник или обратитесь к администрации