УДК 346.62(1-672) 

Страницы в журнале: 36-39

 

Е.О. Бондарь,

кандидат юридических наук, доцент,доцент кафедры административного права Московского университета МВД России  Россия, Москва bondar_elena@mail.ru

 

Р.А. Брунер,

кандидат юридических наук,  преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России Россия, Москва bruner@zakon-adv.ru

 

Рассматривается необходимость проведения научных изысканий в области регулирования государственного сектора экономики, результаты которых помогут эффективнее осуществлять административно-правовое регулирование государственного сектора экономики Российской Федерации. Авторы рассматривают понятие организации управления в той мере, в какой оно регламентируется административным правом. Исследуется содержание организации кредитного дела. Авторы отмечают также, что в России отсутствует четкий правовой механизм регулирования государственного сектора экономики, недостаточно разработан он и в административно-правовой науке.

Ключевые слова: государственный сектор экономики, административно-правовое регулирование, экономика, финансы, финансовая деятельность, кредитование.

 

Многогранными процессами смены социально-экономической и политической систем определяются современные параметры управления и его эволюция. Они обострили внимание к вопросам управления, особенно государственного. В оценке их появились достаточно резкие суждения.

Одно из них сводится к тому, чтобы убрать государственные регуляторы из сферы экономики. Встречается также исключительно негативная оценка роли государства в отдельных социально-культурных областях. Отсутствие в Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) термина «государственное управление» привело к появлению точки зрения о неправомерности признания государственного управления как государственно-правовой категории.

Эти суждения следует признать спорными. Совершенно очевидно, что любое государство нуждается в экономических ресурсах для выполнения своих функций. Необходимым условием выполнения функций государства является регулирование государственного сектора экономики. В последнее время противоречия в концептуальных подходах к эффективности государственного сектора экономики вызывают повышенный интерес к этим вопросам.

Важнейшей частью управления экономикой является деятельность государственных органов в области бюджета, финансов, кредита и налогов. Само понятие государственного сектора экономики мало исследовано в юридической науке. Вместе с тем, его рассмотрение именно в рамках административного права необходимо для выработки рекомендаций по эффективному управлению указанным сектором экономики.

Государство по-прежнему является крупнейшим собственником в России. Переход к рыночной экономике, приватизация, проведенные в России в конце прошлого века, выявили массу просчетов в административно-правовом регулировании государственного сектора экономики. Отсутствие продуманной административной политики в области построения системы органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере государственного сектора экономики, и частая реорганизация последних ведут к неэффективной реализации экономической функции Российского государства.

Несмотря на то что административная реформа сама по себе принципиально новых функций органов исполнительной власти не порождает, государственное регулирование государственного сектора экономики требует сочетания частных и публичных элементов.

Вышеприведенные обстоятельства актуализируют необходимость проведения научных изысканий в области регулирования государственного сектора экономики, результаты которых помогут эффективнее осуществлять административно-правовое регулирование государственного сектора экономики Российской Федерации [3].

Итак, административно-правовая организация управления есть закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы. Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно-организованного общества. Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущим им методом регулирующего воздействия.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности. Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, организационно-правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов [4, с. 122—123].

Создание эффективной организационной системы управления серьезно осложняет то, что фактически отсутствуют стабильная система законодательства, необходимая для четкого определения структуры организации управления, функций, целей, задач и полномочий субъектов управления как одного из принципиально важных условий в организации их деятельности.

Зарубежный опыт показывает, что самым дорогостоящим мероприятием являются организационные и структурные изменения в системе учреждений государственного управления, так как это связано с переподготовкой и повышением квалификации  кадров, со значительными штатными изменениями, поэтому эти мероприятия вначале научно обосновывают, экспериментально проверяют, а потом проводят эти меры, но, главное, это осуществляется довольно редко. В реалиях нашего государства избрали и реализуют прямо противоположную концепцию, что приносит больше вреда, нежели пользы, так как частая реорганизация структуры финансовых органов исполнительной власти не способствует повышению эффективного государственного управления, а, наоборот, дезорганизует управленческие отношения.

Современное развитие общества выдвигает на первый план экономические аспекты деятельности различных субъектов хозяйственной деятельности, где ключевым понятием являются финансы. Финансы — категория многогранная, ее принято рассматривать с трех сторон. Финансы как материальная категория — это фонд денежных средств. Как экономическая категория финансы — экономические отношения по поводу образования, распределения, использования фондов денежных средств. С правовой стороны финансы — это урегулированные нормами права экономические отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, взятых в их совокупности и взаимодействии, мобилизуемых и используемых государством и местным самоуправлением для выполнения своих задач и функций.

Формы и методы осуществления экономической политики обусловлены предназначением государства и зависят от различных политико-правовых факторов [1, с. 641].

Важнейшие  принципы государственной экономической политики определены Конституцией РФ. Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ, к ведению Российской Федерации относится финансовое, валютное кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст. 74  Конституции РФ органы  государственной власти  призваны обеспечить надлежащие правовые предпосылки для осуществления законной экономической деятельности на всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование в сфере финансов реализуется на основе нескольких федеральных законов, в частности, таких как Бюджетный кодекс Российской Федерации 1998 года, Налоговый кодекс  Российской Федерации 1998 года, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)» и др. Административно-правовое регулирование данных отношений, возникающих в финансовой и кредитных сферах, осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации [2, с. 621—632].

Понятием организации управления охватывается как государственное, так и негосударственное управление в той мере, в какой оно регламентируется административным правом. Финансовая деятельность государства — это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач по пополнению государственных фондов денежными средствами, их справедливому распределению и законному использованию. Распределение государственных средств осуществляется методами финансирования и кредитования. Финансирование — это безвозвратное, безвозмездное выделение денежных средств (в основном государственным организациям), кредитование — это возвратное, возмездное, срочное предоставление денежных средств как государственным, так и негосударственным организациям.

Основными разновидностями финансовой деятельности государства являются: бюджетная (образование и расходование денежных средств для обеспечения функций государства), налоговая (налоговый учет, налоговый контроль и государственное принуждение в случаях налогового законодательства), кредитная (регулирование денежно-кредитных отношений, в том числе в процессе банковской деятельности), страховая (формирование денежных фондов, предназначенных для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий — страховых случаев — за счет взносов, уплачиваемых страхователями, или за счет бюджета), валютная (регулирование валютных операций, поддержание национальной валюты, формирование валютных резервов страны, валютный контроль), организация денежного обращения и расчетов (защита и обеспечение устойчивости рубля, денежная эмиссия, организация производства, хранения, инкассации наличных денег).

Обратимся к организации кредитного дела. Кредитование является частью финансовой системы государства, это вид банковских операций, сущность которых заключается в выдаче на определенный срок возвратных денежных средств под определенные проценты. Занимающаяся кредитованием банковская система страны состоит из Центрального банка РФ (Банка России), российских кредитных организаций (банков и небанковских кредитных организаций), а также филиалов и представительств иностранных банков.

Банковское регулирование осуществляется согласно Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Банковская система Российской Федерации включает в себя Центральный банк РФ (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

На основании Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ и реализации денежно-кредитной политики, является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им обязательных нормативов. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В его систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие предприятия, учреждения и организации.

Большая роль в межотраслевом государственном регулировании движения финансовых потоков, кроме организаций банковской системы, принадлежит также вертикально централизованной системе налоговых органов, возглавляемой находящейся в системе Министерства финансов РФ Федеральной налоговой службой РФ [4, с. 127].

В заключение отметим, что именно административно-правовая организация управления в области финансовой деятельности и кредитования позволит государству избежать ущерба при проведении экономических реформ. Вместе с тем, к сожалению, отсутствует четкий правовой механизм регулирования государственного сектора экономики, недостаточно разработан он и в административно-правовой науке. Соответствующий федеральный закон отсутствует, и общие правовые основы административно-правового регулирования в сфере финансов на общефедеральном уровне не определены. Исходя из этого, существует необходимость проведения научных исследований в области регулирования финансовой деятельности и кредитования, результаты которых помогут эффективнее проводить административно-правовую организацию управления в области финансовой деятельности и кредитования в Российской Федерации.

 

Список литературы

 

1. Агапов А.Б. Административное право: Учеб. для бакалавров. 8 изд., перераб. и доп. — М., 2012.

2. Административное право России: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. 5 изд., перераб. и доп. — М., 2011.

3. Капелько Т.В. Административно-правовое регулирование государственного сектора экономики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2012.

 

4. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. 3 изд., перераб. и доп. — М., 2010.