УДК 340.12 

Страницы в журнале: 4-8

 

Е.В. Пономаренко,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права и международного права Института государства и права Тюменского государственного университета, соискатель кафедры теории государства и права Уральской государственной юридической академии Россия, ponomarenko_e1967@mail.ru

 

Для каждой теории наступает период понимания необходимости преобразования накопленного знания, что является результатом освоения теорией своего предмета. Пришло время, когда и юридическая наука должна выработать качественно новый взгляд на право, перейдя от правопонимания к правовому освоению.

Ключевые слова: освоение, правовое освоение, современная правовая система.

 

Для каждой теории наступает период понимания необходимости преобразования накопленного знания, что является результатом освоения теорией своего предмета. В данной ситуации речь идет о самопознании теории, что свидетельствует о дальнейшем развитии и утверждении ее в качестве ценности цивилизации и культуры. Представляется, что такое время наступило для современной теории права.

Теорией права накоплен внушительный объем правового знания, требующий понимания, осмысления и освоения. Для этого необходимо определиться с содержанием, классификацией и систематизацией данного знания, путями и способами его получения, основополагающей линией осуществления исследований от понимания права к правовому освоению. Подобного рода философско-теоретическое и методологическое исследования позволяют объединить широкий круг вопросов и проблем, касающихся большинства аспектов современной теории права, связать эти вопросы с анализом правовой действительности, правового бытия, правового пространства. В настоящее время имеются все предпосылки для существенного расширения массива правового знания [5, с. 5].

Реформы, проводимые в России, приобретают постоянный и поступательный характер, требуют от государства и общества адекватных действий, которые обеспечили бы рациональные подходы к разрешению возникающих проб-лем. Они ставят перед политиками и учеными-юристами сложные задачи. Ведущую роль в данном направлении должна сыграть юридическая наука — современная теория права, призванная синтезировать опыт, накопленный человечеством, и обогатить его новыми теориями, концепциями, доктринами, парадигмами.

В рамках системы науки теории права происходит переосмысление многих концептуальных позиций, а успех предпринимаемых шагов зависит от добротности теоретической базы, положенной в их обоснование.

Положительный исход любого начинания зависит от правильной постановки проблемы. В этом смысле речь идет об изучении вопроса теоретической обоснованности, практической оправданности или правомочности существования категории «правовое освоение» в системе категорий теории права.

Актуальность категории «правовое освоение» видна при первом взгляде на реальный практический процесс освоения, который воспринимается в качестве преобразования новых территорий, формирования новой правовой культуры, новой правовой системы как бесконечного нового в виде изменений действующего законодательства.

Современные философы при рассмотрении проблемы освоения мира человеком отходят от конструирования безличных субъектов типа Общество, Абсолют, Нация, Народность. Они обращаются к уникальной человеческой индивидуальности. Для реализации проблемы освоения мира человеком современная философия вынужденно пересматривает традиционные представления не только о человеке, но и об окружающем его мире [3, с. 25; 2, с. 18].

В этом мире, как предпосылке того, что человек стал возможен, что человек живет в нем и осваивает его, напрашивается единственный вывод — человек является творцом фрагментов окружающего мира, социальной действительности, межчеловеческих взаимодействий.

Человеческий контекст идеи освоения послужил основанием для изучения категории правового освоения в системе категорий теории права. Самостоятельный характер и самостоятельное значение категория «правовое освоение» получает как опосредованные правом действия человека по преобразованию социальной действительности, ибо право создано человеком и преобразовано в процессе его жизнедеятельности.

Человеческий контекст идеи освоения позволил изменить представления теории права о месте человека в правовой системе, обосновать необходимость категории правового освоения для преобразований на нравственных, гуманистических началах российской правовой системы из постсоветской в правовую систему, центром которой является человек, его права и свободы. Он актуализировал человека, послужил основой для изменения интереса человека в праве от потребности к формированию его в виде духовно-нравственных благ и ценностей и воплощению такого интереса человека в естественно-правовых началах российской правовой системы.

Существенное влияние на актуальность категории «правовое освоение» оказывают общецивилизационные достижения, правовой гуманизм и правовая аксиология. В практическую юриспруденцию и обыденное правосознание постепенно включаются естественно-правовые начала, высокие правовые абстракции и идеалы. Существенная роль в данном направлении отводится общечеловеческим ценностям, под лозунгом которых прошел ХХ век и которые изменили правовую точку отсчета ценностей на Земле.

Идея освоения существует в духовной культуре или культуре, одухотворенной в принципе. Человек в процессе жизнедеятельности стремится реализовать свои интересы, сделать своими и освоить объекты и условия как фрагменты природной и социальной среды.

Правовое освоение следует рассматривать в контексте правового гуманизма и правовой аксиологии. Для данной категории главным является тезис о возникновении и развитии природы человека как ценности, его месте в реальной структуре ценностного мира, о человеке как центре этого мира, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и человеком как таковым.

Категория «правовое освоение» позволяет индивидуализировать, персонифицировать человека в теории права, в системе ее категорий, исследовать человека как ценность во всем многообразии человеческой деятельности.

В праве идеи правого освоения формируются как постепенное изменение соотношения понятий «право» и «человек». Смысл идеи заключается в преобразовании постсоветской правовой системы в российскую правовую систему. В этой системе человек должен определить свое значение и обозначить в нем для себя роль собственных прав и свобод.

С течением времени меняются подходы к правовым явлениям. Вновь приобретают остроту ранее исследовавшиеся проблемы (юридических механизмов защиты естественных прав и свобод человека, свободного усмотрения правоприменителя и др.). Происходящие в России перемены потребовали переосмысления утвердившихся представлений о соотношении права и человека. Такое переосмысление должно отвечать объективно назревшим и реально происходящим процессам возвышения человека в жизни общества. Само возвышение человека в реальном и категориальном плане обеспечивает правовое освоение. 

В условиях постперестроечного периода характер экономических, политических и социальных процессов, направленных на изменение и развитие российского общества, серьезно повлиял на представления о приоритетах и ценностях в праве, правовой системе. Наиболее значимыми направлениями исследований оказались: наполнение существующих юридических категорий новым содержанием; структурирование теории права; гуманизация правовой системы. В основании всех изменений, на наш взгляд, должно находиться правовое освоение. Это имеет не только теоретическое, но и важное практическое и даже прикладное значение. В современный период развития отечественной теории права правовые явления все больше рассматриваются сквозь призму интеллектуально-волевых преобразований. И это справедливо. Постепенно преодолевается подход к праву только как к продукту государственной власти. Каждый шаг по пути гуманизации правовой системы, а это и есть ее правовое освоение в аспекте естественно-правовых начал, способен приблизить человечество к совершенно новому ценностному юридическому мировоззрению, способствующему духовно-нравственному возрождению человека и общества, их осмысленно-ценностному существованию в правовой действительности.

Воплощение идей гуманизма в праве связано с правовым освоением, т.к. проводимые в обществе, государстве и праве преобразования — это и есть правовые идеи освоения гуманизма человеком и обществом. Они формируются как постепенное изменение соотношения понятий «право» и «человек». Смысл идеи заключается в «очеловечивании» права, в создании такой правовой системы, где бы в центре внимания были человек, его права и свободы [4, с. 134]. Человек, его права и свободы являются центром преобразований государства, права, правовой системы, правотворчества, правореализации, правоприменения, правового регулирования, источников права, отраслей права, юридического процесса в целом.

Теоретическое осмысление правовой материи, ее элементов уже не является простым исследованием юридико-аналитического порядка. Но оно не может быть охарактеризовано как чисто философское. В данном случае перед нами — особый, третий, уровень изучения права, который имеет существенное значение для теоретического освоения своеобразной сферы социальной действительности — права. Это может быть открытием одной из сторон служения юридической науки практике, которое заключается в выработке на основе правового освоения правовой политики для решения фундаментальных вопросов законодательства [1, с. 17].

Такое преобразование неслучайно. Оно позволяет расширить уровень теоретического видения правового освоения проблемы. Вместе с тем «едва ли было оправданным, если бы при рассмотрении гуманитарной направленности правовой теории мы бы ограничились декларированием одних лишь общих положений. Общие декларации мало чего стоят. Тем более что они, как свидетельствует и прошлое наших общественных наук, могут уживаться с античеловеческой тоталитарной сутью подхода к действительности» [1, с. 24]. Идеи гуманизма, гуманитарные, общечеловеческие ценности, сам человек взошли от возможного к должному благодаря правам и свободам человека и общества.

С другой точки зрения нет более значимой философской, теоретической, социальной концепции, обосновывающей гуманизм в современном его понимании, чем теория преодоления отчуждения человека от власти, собственности, и в контексте общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей.

Суть теории отчуждения заключается в том, что в ходе общественного развития из-под власти человека как бы вырываются и в этом смысле отчуждаются определенные формы его деятельности — собственность, институты власти, право, институты культуры [1, с. 25].

Продвижение общечеловеческих ценностей, их воплощение в правах и свободах человека и общества немыслимо и недейственно без преодоления отчуждения человека от власти, собственности.

Правовое освоение как преобразовательная активность человека легитимно и опосредованно преодолевает отчуждение человека от власти и собственности. Оно должно заключаться в постепенном изменении соотношения понятий «право» и «человек», преодолении отчуждения человека от правовой системы. Смысл идеи выражается в «очеловечивании» правовой системы, в создании такой правовой системы, где бы человек сам определил в ней свое назначение, свои права и свободы. Человек, его права и свободы должны стать центром преобразований государства, правовой системы, источников права, отраслей права, юридического процесса в целом. Правовое освоение должно сместить смыслообразующий центр современной правовой системы от «права» к «человеку». Это приведет к преобразованиям всей правовой системы, центром которой должен являться человек, а право и производные от права явления и процессы должны быть в этой системе правовыми средствами и правовым инструментарием.

Правовое освоение должно заключаться в преодолении отчуждения человека от власти, права, собственности, в создании, воспроизводстве и воплощении общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей в правовой системе.

Общечеловеческие духовные начала правового освоения, даже если современное российское право, при всех его недостатках, имеет прочные нравственные и духовные корни, гуманистическую природу, образуют социально-ценностную основу общественных отношений [6, с. 11].

Общечеловеческие духовные ценности содержатся в большинстве категорий теории права, осуществляют преобразование содержания категорий теории права и воплощают в них человеческие начала и нравственные требования. Они являются активным инструментом преобразования фрагментов социальной действительности.

Современная теория права должна соответствовать философским основаниям юридических исследований, а также комплексному подходу к происхождению, правовой природе и сущности естественных неотчуждаемых прав и свобод человека.

Правовое освоение как правовая категория необходимо для формирования демократических институтов, основ гражданского общества. Его задача заключается в формировании правовой культуры. Исследования в области правового освоения осуществляются на основе естественной концепции права, которая имеет социальное, человеческое происхождение, обладает прогрессивным характером «как мера свободы», а также обладает практическим значением для реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей в правоотношениях, для формирования дозволений, запретов, поощрений, предписаний и ограничений в праве.

Последовательное системное изучение категории правового освоения через определение понятия, признаков, состава, процесса направлено на конкретный результат — изменение правового существования (бытия).

Во-первых, результатом существования категории правового освоения является деятельность субъекта по законотворчеству и реализации права. Действия субъекта в различных сферах и областях жизни опосредованы правом через элементы правового воспитания, законотворчества, естественные неотчуждаемые права человека. Данное положение обусловлено природой человеческого индивида, существующего только в рамках общества.

Во-вторых, результаты проведения исследований в области правового освоения предполагают становление определенного направления в теории права, основным назначением которого станет воплощение теоретических положений в действительности, понимание юридических категорий на уровне сущего, развитие процесса осуществления естественных неотчуждаемых прав человека. При последовательной реализации этого направления с помощью категорий возможное и действительное обосновывается связь теории и практики правовой деятельности субъектов, обозначаются противоречия между ними и пути устранения данных противоречий.

 

Список литературы

 

1. Алексеев С.С. Теория права. — М.: БЕК, 1993.

2. Батенин С.С. Человек в истории. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.

3. Караченцева Т.С. Человек как субъект освоения мира // Социально-философские проблемы освоения новых территорий: сборник научных трудов. — Тюмень, 1988.

4. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. — М.: Высшее образование, 2005.

5. Российское государство и право на рубеже тысячелетия (Всероссийская научная конференция) // Государство и право. 2000. № 7.

 

6. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Саратов, 2004.