И.Р. ГУСАРОВ,

студент 2-го курса юридического факультета Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции

 

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры гражданского права Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции Е.А. Костина

 

Введение

Происходящие в современном мире геополитические процессы, повлекшие обострение экономической и социальной ситуации в ряде регионов Восточной Европы и Азии, в последние годы делают Российскую Федерацию одним из наиболее привлекательных направлений для миграции, что обуславливает возникновение ряда проблем, заключающихся в прибытии на территорию государства большого количества мигрантов, зачастую обладающих низким уровнем правового сознания, отсутствием желания интегрироваться в российское общество и культуру.

В 2012 году Президент РФ утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Концепция), в которой отмечено, что действующее отечественное миграционное законодательство не соответствует текущим и будущим потребностям развития российского государства в сфере демографии, экономики, социальной защиты населения, не отображает интересы не только целых социальных групп, таких как работодатели, но и всего российского общества в целом[2]. В этом документе сформулирована основная причина низкой эффективности системы управления миграционными процессами: по мнению авторов Концепции, это огромное количество нелегальных мигрантов на территории Российской Федерации.

Согласно официальным данным, опубликованным Министерством внутренних дел РФ, в 2016 году на территории России было зарегистрировано свыше 9 747 000 иностранных граждан, за тот же период более 60 000 иностранных граждан и лиц без гражданства было подвергнуто административному выдворению и депортации[3]. Однако на деле определить, сколько именно иностранных граждан и лиц без гражданства в конкретный момент времени находится на территории Российской Федерации, невозможно, поскольку для случаев нарушения установленных миграционных правил характерна высокая вариативность и непредсказуемость[4]. Кроме того, значительное количество мигрантов въезжают в Россию на законных основаниях и дей-ствующего законодательства при этом не нарушают. Однако по истечении законного срока пребывания на территории Российской Федерации они не спешат покидать нашу страну, таким образом переходя в разряд незаконных мигрантов[5].

Это подтверждает актуальность проблемы обеспечения миграционной безопасности как непосредственной составляющей национальной безопасности Российской Федерации. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что ежегодно органами внутренних дел регистрируется множество правонарушений, в том числе и административного характера, значительная доля которых совершается гражданами иностранных государств, проживающими на территории России. Согласно КоАП РФ[6] одним из наиболее строгих видов наказания за совершенное административное правонарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства в сфере миграционного законодательства России является административное выдворение за пределы Российской Федерации. Данная мера обладает высокой эффективностью, способствует установлению порядка в миграционной сфере и носит профилактический характер в отношении совершения правонарушений иностранными гражданами и апатридами на территории России.

Несмотря на достаточно частое в последние годы применение такой меры административного принуждения, как выдворение за пределы Российской Федерации, некоторые моменты, связанные непосредственно с институтом выдворения, в частности процесс препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через государственную границу РФ, в юридической научной литературе остаются малоизученными.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности избранной тематики.

Целями исследования являются анализ основных теоретических аспектов института административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации и процедуры препровождения выдворяемых лиц до пункта пропуска через государственную границу РФ, теоретико-прикладной анализ проблем правового регулирования и практики реализации данных процедур, а также предложение путей совершенствования указанного института.

Методологической основой проведенного исследования послужили формально-юридический, формально-логический, системно-структурный и диалектико-материалистический методы.

Сущность административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению процесса препровождения иностранных граждан и лиц без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через государственную границу России, целесообразно уделить внимание самому институту административного выдворения, определить, насколько применение данного института в нашей стране соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, которые, в свою очередь, согласно Конституции РФ[7], являются частью ее правовой системы.

В русском языке слово «выдворение» означает действие, направленное на принуждение кого-либо покинуть определенное место. В российском законодательстве под выдворением понимается вид административного наказания, предусмотренный КоАП РФ, который заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых лиц через государственную границу РФ либо в контролируемом самостоятельном выезде этих лиц из России (ст. 3.10).

В международных документах можно встретить несколько иной термин, близкий по значению, — «высылка иностранных граждан»; его значение раскрыто в Международном пакте о гражданских и политических правах[8](далее — Пакт). Статья 13 Пакта говорит о том, что иностранный гражданин, находящийся на законных основаниях на территории какого-либо государства, участвующего в Пакте, может быть выслан из него только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью, лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для названной цели перед этой властью, лицом или лицами.

Учитывая, что административно-правовое принуждение заключается в применении уполномоченными субъектами исполнительной власти установленных в законодательстве принудительных мер по отношению к лицам вследствие совершения ими неправомерных действий, можно рассматривать административное выдворение в качестве меры административного принуждения[9].

Ряд правоведов считают возможным отнесение выдворения к группе мер административного пресечения, объясняя свое мнение тем, что уполномоченные государственные органы применяют властные меры, направленные не только на пресечение совершаемого правонарушения, но и на превенцию возможных его последствий.

В ряде федеральных законов, включая КоАП РФ, содержится перечень оснований применения такой меры, как административное выдворение в отношении иностранных граждан, а также лиц без гражданства. К их числу относятся случаи:

1) нарушения трудового законодательства, в частности трудоустройство без патента или разрешения на работу;

2) несвоевременной постановки на регистрационный учет;

3) нарушения установленных правил пересечения государственной границы РФ, пребывания в России или транзитного проезда через ее территорию;

4) несоответствия заявленной и фактической цели посещения Российской Федерации;

5) отсутствия документов, подтверждающих право пребывания на территории России, либо их потери и несвоевременного восстановления;

6) невыезда из страны после окончания допустимого срока пребывания;

7) совершения административного правонарушения;

8) совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств. В этой ситуации к преступнику применяется принудительное и контролируемое выдворение за пределы Российской Федерации в соответствии с международным договором или законодательством Российской Федерации[10];

9) нарушения режима чрезвычайного положения лицами, не проживающими на определенных территориях[11].

Анализируя перечисленные основания для выдворения, можно прийти к выводу, что данная мера в зависимости от основания может проявляться как в форме административной ответственности, так и в качестве меры пресечения либо являться административно-предупредительной.

Административное выдворение осуществляется в следующем порядке: по факту совершения иностранным гражданином (лицом без гражданства) правонарушения уполномоченное лицо составляет протокол, который передается в суд; суд выносит решение о применении данной меры административного принуждения. В случае если правонарушение было совершено при пересечении государственной границы РФ, решение о выдворении правонарушителя выносится уполномоченными на то должностными лицами.

По общему правилу, административное выдворение осуществляется за счет средств самого выдворяемого иностранного гражданина или за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого он является[12]. Однако принудительное и контролируемое выдворение проводится за счет средств федерального бюджета. Вполне очевидно, что это затратный для государства процесс; учитывая возросшее в последние годы количество принудительных выдворений, нарушение миграционного законодательства наносит ощутимый ущерб федеральному бюджету. Для справки: лишь за первый месяц 2017 года в Санкт-Петербурге по решению суда было выдворено за пределы Российской Федерации более 60 нарушителей миграционного законодательства[13].

СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ