УДК 341.123

Страницы в журнале: 122-125

 

Р.М. Юсупов,

старший  следователь отдела расследования особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по СЗАО г. Москвы, старший лейтенант юстиции Россия, Москва poisk.90@mail.ru

 

Рассматриваются основные цели и задачи Декларации тысячелетия ООН, принятой в 2000 году. Особое внимание уделяется фундаментальным (общечеловеческим) ценностям, провозглашенным Декларацией. Отмечается необходимость единого понимания мировым сообществом общечеловеческих ценностей. 

Ключевые слова: ООН, Декларация тысячелетия ООН, общечеловеческие ценности, универсальные ценности, права человека, глобализация.

 

Новые вызовы и угрозы ХХI века детерминируют объективное возрастание роли аксиологического фактора в международных отношениях, в том числе в международно-правовой системе. В качестве одного из ключевых факторов, значительно актуализирующих проблематику настоящей публикации, выступает современный этап глобализации.

В лекции, посвященной глобальной этике и  праву, которую 12 декабря 2003 г. прочитал в Тюбингенском университете (Германия) тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, было акцентировано внимание на том принципиальном моменте, что в эпоху глобализации общечеловеческие ценности более востребованы, чем когда-либо прежде. Каждое общество нуждается в том, чтобы его члены были связаны общими ценностями: тогда они знают, чего ожидать друг от друга, и имеют некоторые общие принципы, на основе которых можно нивелировать различия, существующие между ними, не прибегая к насилию [7].

В настоящее время в научном и экспертном сообществе доминирует точка зрения, согласно которой общечеловеческие ценности, как правило, имеют характер принципов (в том числе моральных), сформулированных на уровне высокой степени обобщения [8, с. 66].

Следует отметить, что ООН с момента основания стремилась к активному содействию международному сообществу в деле воплощения в жизнь моральных принципов человечества. Так, в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН по случаю 25-й годовщины Организации Объединенных Наций 1970 года особо подчеркивается, что «в течение первых двадцати пяти лет своего существования Организация Объединенных Наций стремилась содействовать выполнению целей Устава в деле поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. Международные конвенции и декларации, заключенные под эгидой Организации Объединенных Наций, являются выражением моральных принципов человечества (курсив наш. — Р.Ю.) и представляют собой гуманистические нормы для всех членов международного сообщества» [2].

Практически через тридцать лет после принятия цитируемой Декларации, на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года (Нью-Йорк, США) была принята Декларация тысячелетия ООН (далее — Декларация), которая, на наш взгляд, занимает особое место среди международно-правовых документов ООН, относящихся к так называемому мягкому праву (soft law). Дело в том, что в Декларации был зафиксирован целый комплекс целей в области развития на рубеже тысячелетия. Определена также главная задача, стоящая перед человечеством: глобализация должна стать позитивным фактором для всех народов мира, поскольку она хотя и открывает широкие возможности, но ее благами в мире пользуются весьма неравномерно и столь же неравномерно распределяются ее издержки [3]. Мировое сообщество поставило перед собой в этой связи масштабную задачу: все государства — члены ООН должны были к 2015 году достигнуть поставленных Декларацией целей, существенно улучшив условия жизни миллионов людей во всем мире [5].

В Декларации сформулированы восемь целей  в области развития1, которые были единодушно приняты мировым сообществом в качестве основы деятельности в сфере развития более чем в 190 странах, расположенных в 10 регионах. Достижение этих целей должно  произойти посредством решения 21 задачи на основе 60 показателей-ориентиров. Данные цели охватывают широкий спектр вопросов жизнедеятельности человека: образование, здравоохранение, проблемы окружающей среды. В то же время все они так или иначе подчинены достижению первой цели — ликвидации нищеты и голода [5].

Таким образом, Декларация представляет собой первое соглашение глобального характера стран, входящих в состав ООН. Названный международно-правовой документ призван объединить усилия богатых и бедных государств, взявших на себя поистине беспрецедентное обязательство по улучшению существующего мира для всего человечества в условиях глобализации.

Уникальность Декларации, на наш взгляд, состоит еще и в том, что впервые в международно-правовом документе глобального характера был зафиксирован целый ряд фундаментальных ценностей, который будет иметь «существенно важное значение для международных отношений в XXI веке»: это свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе, общая обязанность.

Раскрывая сущность фундаментальной (общечеловеческой) ценности «свобода», Декларация говорит о том, что мужчины и женщины вправе жить и растить собственных детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости.

Что же касается равенства, то в рассматриваемом документе речь идет о том, что ни один человек и ни одна страна в мире не должны быть лишены реальной возможности в отношении пользования благами развития. При этом в обязательном порядке должно быть гарантировано равенство прав, а также возможностей представителей обоих полов.

Комментируя квинтэссенцию такой общечеловеческой ценности, какой является солидарность, Декларация провозгласила, что проблемы глобального характера должны решаться в процессе справедливого распределения издержек и бремени согласно фундаментальным принципам равенства и социальной справедливости.

Особо подчеркивается, что страдающие или находящиеся в наименее благоприятном положении заслуживают реальной помощи со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении.

По поводу терпимости в Декларации закреплено принципиальное положение, согласно которому люди должны уважать друг друга, несмотря на все многообразие вероисповеданий, культур и языков. Более того, специально выделено важнейшее обстоятельство: различия как внутри самих обществ, так и между обществами не должны пугать, служить поводом для преследований; они должны пестоваться как ценнейшее достояние всего человечества. Декларация призывает к активному поощрению культуры мира и диалога между всеми цивилизациями.

Раскрывая суть уважения к природе, этот международно-правовой документ говорит о том, что в основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность согласно постулатам устойчивого развития. Исключительно таким образом можно сохранить для будущих поколений  колоссальные богатства, дарованные человечеству природой. Современные модели производства и потребления, имеющие четко выраженный неустойчивый характер, должны быть трансформированы в интересах будущего благосостояния человечества и благополучия будущих поколений.

Говоря об общей обязанности, Декларация уточняет и конкретизирует, что обязанность в сфере управления глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранения угроз и вызовов международному миру и безопасности должна разделяться между народами мира и осуществляться на многосторонней основе. Главную роль в данном процессе должна играть ООН как максимально универсальная и самая представительная организация в мире.

Нужно заметить, что по истечении 5 лет после принятия Декларации в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года перечень фундаментальных (общих основных) ценностей был несколько расширен: в него была инкорпорирована такая ценность, как уважение всех прав человека, а фундаментальная (общечеловеческая) ценность «общая обязанность» была уточнена и конкретизирована как «общая ответственность» (п. 4) [6].

Но 2015 год ушел в историю, а Цели развития тысячелетия так и остались в большинстве своем недостигнутыми, несмотря на определенный прогресс в данном направлении. О причинах и факторах, помешавших их достижению, написано немало [1; 5 и др.]. Представляется, что одним из основных факторов, существенно затрудняющих достижение Целей развития тысячелетия, является отсутствие единого понимания государствами — членами ООН универсальных (общечеловеческих) ценностей.

В Декларации, как уже отмечалось выше, сказано: «Главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира... Мы осознаем, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями в плане принятия мер в связи с решением этой главной задачи. Именно поэтому глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии. Эти усилия должны включать политику и меры на глобальном уровне, которые отвечали бы потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой и которые разрабатывались бы и осуществлялись при их эффективном участии».

В уже упомянутой нами лекции Генерального секретаря ООН Кофи Аннана содержится весьма резкое и определенное высказывание о воздействии глобализации на общечеловеческие ценности: «Глобализация сблизила нас в том смысле, что мы все — пострадавшие от действий друг друга, но не в том смысле, что мы все разделяем преимущества и тяготы. Вместо этого мы позволили ей вести нас дальше друг от друга, увеличивая неравенство в богатстве и власти как между обществами, так и внутри них. Это делает посмешище из общечеловеческих ценностей. И не удивительно, что данные ценности подвергаются нападкам в тот самый момент, когда мы в них наиболее нуждаемся» [7].

Кофи Аннан указал направление, по которому, с его точки зрения, следует идти всему международному сообществу, чтобы все члены ООН более глубоко осознали и приняли общечеловеческие ценности. Он сказал: «Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы улучшить Организацию Объединенных Наций, сделать ее более полезной для народов мира, во имя которых она была создана, и более образцовой в применении универсальных ценностей, чтобы все ее члены приняли их. Это означает, что мы должны быть более эффективными во многих аспектах нашей работы, и особенно в том, что мы делаем для того, чтобы поощрять и защищать права человека» [7].

В Глобальной повестке дня для диалога между цивилизациями (принята резолюцией ГА ООН 56/6 от 09.11.2001) отмечается, что глобализация характеризуется укреплением взаимосвязи между народами и расширением взаимодействия между культурами и цивилизациями. Кроме того, глобализация является не только экономическим, финансовым и технологическим процессом, который может принести большую пользу, но и вызовом, заключающимся в необходимости сохранения и прославления огромного интеллектуального и культурного многообразия человечества и цивилизаций.

Однако реальность третьего тысячелетия выглядит иначе: череда мировых финансовых кризисов; волна «цветных» революций, прокатившаяся по арабскому Востоку; «призрак» Третьей мировой войны, блуждающий по Европе; беспрецедентное расширение НАТО на Восток и т. д. Действительность вносит свои коррективы в планы человечества, и опять, как и в середине 1980-х годов, международное сообщество обращает свое пристальное внимание на общечеловеческие ценности, отчетливо понимая, что только примат универсальных ценностей над эгоистичными интересами отдельных государств и их блоков способен остановить процесс втягивания человечества в новую глобальную военную авантюру.

По сути, сейчас мы видим не диалог цивилизаций, а скорее осязаемые признаки того глобального явления, которое С. Хантингтон в свое время недвусмысленно назвал столкновением цивилизаций. Причина, как говорится, на поверхности: отсутствие единого восприятия общих ценностей, которые могли бы сблизить позиции Запада и Востока в понимании дальнейшей судьбы человечества.

Г.К. Дмитриева в свое время отмечала специфику общественного развития, говоря  в первую очередь о необходимости решения глобальной проблемы выживания человечества, и остро поставила вопрос о приоритете общечеловеческих ценностей [4]. Это, в свою очередь, обусловливает повышение роли общечеловеческой морали в межгосударственных отношениях, выдвигает на первый план роль общечеловеческих моральных ценностей в условиях глобализации.

Таким образом, общечеловеческие моральные ценности, являясь неотъемлемой составляющей общечеловеческой морали, в условиях современного этапа глобализации выступают в качестве своеобразных индикаторов. Именно по отношению к общечеловеческим моральным ценностям международное сообщество получает реальную возможность судить о мере нравственности (моральной стороне) того или иного явления или действия в международных отношениях, а также в сфере обеспечения и защиты прав человека и основных свобод.

Список литературы

 

1. Василенко В. Ноосферные цели развития тысячелетия. Ноосферный мониторинг этноэкологической безопасности поколений граждан государств в биосфере регионов Земли. URL: http://www.socionauki.ru/almanac/noo21v/number_3/3_2.pdf (дата обращения: 30.08.2016).

2. Декларация Генеральной Ассамблеи A/RES/2627 (XXV) по случаю 25-й годовщины Организации Объединенных Наций: принята на 1883 пленарном заседании 24.10.1970. URL: http://www.un.org/ru/ga/25/docs/25res.shtml (дата обращения: 30.08.2016).

3. Декларация тысячелетия ООН: принята резолюцией 55/2 ГА ООН от 08.09.2000. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 30.08.2016).

4. Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. М.: Международные отношения, 1991.

5. Дубинкина К.А. Декларация тысячелетия: есть ли прогресс за 10 лет? // NB: Проблемы политики и общества. 2013. № 10. С. 38–51. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_779.html (дата обращения: 30.08.2016).

6. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года: принят резолюцией 60/1 ГА ООН от 16.09.2005. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005 (дата обращения: 30.08.2016).

7. Лекция Генерального секретаря ООН Кофи Аннана о глобальной этике и праве, прочитанная в Тюбингенском университете (Германия) 12 декабря 2003 г. URL: http://www.un.org/press/en/2003/sgsm9076.doc.htm (дата обращения: 30.08.2016).

8. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и российское право // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 64—76.

************************

1 Это «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ): цель 1 — ликвидация крайней нищеты и голода; цель 2 — достижение всеобщего начального образования; цель 3 — поощрение равенства женщин и мужчин, расширение прав и возможностей женщин; цель 4 — сокращение детской смертности; цель 5 — улучшение материнского здоровья; цель 6 — борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями; цель 7 — обеспечение экологической устойчивости; цель 8 — формирование глобального партнерства в целях развития.

Чтобы получить короткую ссылку на этот материал, скопируйте ее в адресной строке браузера и нажмите на кнопку: