УДК 343.85:340.114.5

Страницы в журнале:  118-124

 

О.В. Лещенко,

преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России Россия, Псков olgaleshchenko@hotmail.com

 

Рассмотрены теоретико-правовые проблемы деформации правосознания несовершеннолетних. Важность проводимого исследования обусловлена увеличением внимания со стороны государственных органов России к развитию правовой грамотности и правосознания граждан. Основной целью исследования является изучение существующих отклонений правового сознания несовершеннолетних в период их правовой социализации и свойственных личности возрастным особенностям развития с учетом известных научных подходов к анализу проблем правосознания и его деформации. Особое внимание обращено на существующие подходы к пониманию сущности деформации правосознания несовершеннолетних, стадии процесса деформации и его основные виды.

Ключевые слова: правовое сознание, деформация правосознания, правосознание несовершеннолетних, государственная политика, правопорядок, правовая действительность.

 

Развитие правового государства, укрепление правопорядка, формирование законопослушного гражданского общества невозможно без всестороннего и комплексного исследования проблем правосознания. Повышение уровня правовой культуры, совершенствование правовой грамотности участников гражданских правоотношений и в целом укрепление модели социального поведения должно сопровождаться реализацией программ, ориентированных на минимизацию деформации правового сознания граждан, и в частности несовершеннолетних.

Несовершеннолетние являются наиболее уязвимой частью российского общества по причине свойственной им неустоявшейся психики и несформированной до конца системы ценностей, поэтому вопросы развития и укрепления их правовой грамотности и правосознания весьма актуальны в современных условиях развития социально-правового государства.

Главной целью теоретико-правового исследования проблем деформации правового сознания является изучение данного явления с учетом свойственных несовершеннолетним отклонениям в период их правовой социализации и возрастных особенностей развития личности. Важность проводимого исследования обусловлена усилением внимания со стороны государственных органов России к развитию правовой грамотности и правосознания граждан нашей страны.

Так, 5 декабря 2014 г. в Москве состоялась встреча Президента РФ В.В. Путина с федеральными и региональными омбудсменами, на которой обсуждались актуальные вопросы соблюдения прав человека и развития институтов гражданского общества в регионах России. Президентом РФ была отмечена важность поддержания позитивного, созидательного настроя общества, обеспечения пространства свободы для самореализации каждого человека. Особое внимание было уделено вопросам защиты прав детей.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахов говорил о смещении акцентов в социальной работе государства в сфере защиты детей, о роли родной семьи для полноценного развития ребенка.

Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Л.В. Романова подчеркнула важность работы государственных структур и правозащитных организаций в едином правовом поле, которое действовало бы на всей территории Российской Федерации и помогало бы защищать права человека и строить социальную справедливость [2].

Важность создания государством условий для развития правовой грамотности и правового сознания граждан отмечалась на очередном заседании Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, которое состоялось 9—10 июня 2014 г. в Москве. Одним из ключевых условий эффективности проведения такой государственной политики должно стать улучшение взаимодействия между государственными органами и активизация участия общественных структур, особенно в области создания бесплатной юридической помощи [9].

При изучении проблем правового сознания особое внимание следует уделять вопросам его формирования среди подрастающего молодого поколения. Статистические показатели судимости в России за 2008—2013 годы показывают, что количество осужденных в возрасте 14—17 лет за данный период времени составляет в среднем 5,5% от общего количества осужденных [12].

Сегодня несовершеннолетние являются наиболее незащищенной социально-демографической группой. Поэтому требуется проведение детального изучения их взглядов, идей, установок и ценностных ориентиров (отношение к нормам права, морали, нравственности), которые впоследствии выступят доминантами отклонений правового сознания. При исследовании деформаций правосознания несовершеннолетних следует применять исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности, которые выступают основой правомерного и добропорядочного поведения в обществе.

Большинство современных ученых (Е.А. Певцова, О.Б. Панова, В.М. Сапогов, Т.Ю. Смолова, Ш.К. Хасанов) придерживаются мнения, согласно которому уровень развития правового сознания несовершеннолетних можно оценить путем изучения его содержательных компонентов, указывающих на наличие либо отсутствие структурных деформаций личности. Однако для проведения комплексного исследования особенностей деформации правового сознания несовершеннолетних необходимо рассмотреть сначала сущность этого понятия на общетеоретическом уровне, а потом перейти к анализу существующих проблем в данной сфере.

Проблемы деформации правового сознания различных субъектов правоотношений рассматриваются в рамках изучения общих положений теории права и государства. Исследования данной проблемы проводились отечественными и зарубежными учеными, правоведами, философами еще с конца ХIХ века. Однако до 1920 года деформация правового сознания трактовалась лишь с философских, социологических и психологических позиций.  Так, П.И. Новгородцев считал, что причины кризиса (деформации) правового сознания взаимосвязаны с кризисом социально-правового государства [11, с. 260—261]. Преодоление имеющихся деформаций возможно через осмысление общетеоретических аспектов государственно-правовой действительности на разных исторических этапах развития. Известный русский философ С.Л. Франк, рассуждая об особенностях правового сознания интеллигенции, выделял свойственный ей нигилизм [19, с. 170]. И.А. Ильин при рассмотрении вопросов деформации правового сознания утверждал, что незнание права играет в обществе большую негативную роль, незнание законов человеком приводит к внеправовой жизни, и индивидуумам приходится довольствоваться неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни. Право должно стать фактором жизни, мерой реального поведения, силою народной души [6, с. 23—31].

Л.И. Петражицкий при рассмотрении вопросов отклонений правового сознания не использовал понятия «деформация», но и указывал, что в условиях «неразумного», «злокачественного» позитивного права возможно распространение права, основанного на несправедливости. Именно чувство справедливости призвано урегулировать конфликт между позитивным и интуитивным правом в правовом сознании [14, с. 507].

В период с 20-х по 50-е годы ХХ века исследование правового сознания проводилось без учета возможности его деформации. Так, П.И. Стучка различал право и правовую идеологию, право и правовое сознание. Вопросы деформации правового сознания он не затрагивал [18, с. 38]. В советской правовой науке бытовало представление о невозможности деформации правового сознания, так как в процессе становления у личности якобы постепенно и неизбежно формируется развитое социалистическое сознание, которое не может иметь серьезных дефектов [7, с. 62].

Начиная с 60-х годов прошлого века и по настоящее время интерес к изучению правового сознания и его деформации заметно усиливается. Данная тенденция обусловлена расширением границ социологического подхода к исследованию проблем правосознания, наличием большого количества научных разработок в изучении существующих видов правосознания: индивидуального, общественного и группового, а также стремлением ученых познать проблемы правовой действительности и рассмотреть правосознание с точки зрения многообразия форм его проявления.

Впервые в юридической науке идея негативного отношения к правовым нормам и ценностям была сформулирована И.И. Карпецом и А.Р. Ратиновым, которые считали, что одной из конкретных, ближайших и непосредственных причин, порождающих преступление и отличающих его от иных антиобщественных поступков, является разрушение или пробелы в правовых ценностях юридического сознания индивида, что проявляется либо в правовом негативизме правосознания личности (активная противоправная тенденция), либо в правовом инфантилизме (несформированности и недостаточности правовых знаний и представлений) [8, с. 34].

Описанная идея изучения деформаций правового сознания легла в основу исследований многих отечественных ученых. На эмпирическом уровне стали изучать правовое сознание не только законопослушных граждан, но и преступников [16]. В частности, были обнаружены существенные различия правового сознания названных категорий лиц на оценочном и регулятивном уровнях его формирования.

А.И. Долгова, рассуждая о вопросах деформации правосознания, называет данное явление дефектностью правового сознания, которая заключается в несформированности (пробельности) или искаженности ее основных структурных элементов, проявляющихся, как правило, в виде отсутствия, неправильной или недостаточной сформированности правовых установок, убеждений, взглядов и представлений [5, с. 46—47].

Под деформацией правосознания могут пониматься и его дефекты. А.В. Грошев к дефектам массового правового сознания относит любые отклонения от идеи научно-теоретического правового сознания, изложенные в государственно-правовой доктрине, законодательстве и правовой науке, а к дефектам общественного, группового и индивидуального правового сознания — функциональные нарушения или дисфункции (несформированность, неустойчивость или искаженность основных структурных элементов правосознания) [3, с. 67]. Проявление описанных дефектов правосознания оказывает наибольшее криминогенное влияние на поведение социальных групп и отдельных личностей в юридически значимых ситуациях.

Рассмотрев отдельные теоретико-правовые аспекты деформации правового сознания, следует констатировать тот факт, что деформация правосознания не может выступать позитивным регулятором в системе построения социально-правового государства, данное явление абсолютно противоположно позитивным правовым нормам, ценностям и установкам личности в жизни общества и государства. Таким образом, деформация правосознания является общественным явлением, характеризующим недостаточное количество правовых начал личности, которому свойственны несформированность, неустойчивость или искаженность существующих представлений, знаний, идей, взглядов, настроений и эмоций о системе права, реальной правовой действительности, законности и правопорядке.

В деформации правового сознания различают несколько последовательных стадий. Первая стадия затрагивает информационно-познавательный уровень правовой установки. На этой стадии создаются возможности для когнитивного диссонанса, т. е. расхождения между старыми стереотипами и новой информацией, воспринятой субъектом в качестве значимой, важной, ценной, требующей рассмотрения.

Вторая стадия процесса деформации затрагивает оценочный уровень правовой установки. Любой индивид, переживая когнитивный диссонанс как неприятное напряжение, стремится избавиться от рассогласованности и восстановить привычный порядок путем получения новых знаний или изменив существующие установки, убеждения. Однако при таком поведении личности может возникать состояние амбивалентности, при котором переживается внутренний мотивационный конфликт, сопровождающийся одновременно и притяжением, и отталкиванием. Поэтому для оценки деформации правосознания необходимо исследовать не только уровень правовой установки личности, но и причины имеющихся внутренних противоречий.

Третья стадия связана с регулятивным уровнем правовой установки личности. Индивид сопоставляет рассогласованные элементы и приводит их в систему, находя им место в своих представлениях о должном, ценном, правильном. В тех случаях, когда регулятивный уровень нарушен и процесс деформации правового сознания не дает возможности адекватно сопоставлять подобные противоречия, субъект может перестроить свои представления о ценностях и установках, отбросив старые представления как не соответствующие действительности. На их месте возникают другие ценности, которые не соответствуют позитивным правовым представлениям. На этом уровне у несовершеннолетних возникает специфическое отношение к ценностям, нормам права, а также формируется правовая активность, проявляющаяся в поведении как с положительным, так и с деформированным уклоном [10, с. 11—12].

Под видами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления, которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности элементов правового сознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления.

В.Р. Петров предлагает рассматривать два вида деформаций правового сознания: абсолютную и относительную. К абсолютной деформации правосознания относится несоответствие структуры данного явления тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией, а к относительной деформации — несоответствие структуры правового сознания реально существующей в обществе правовой действительности [15, с. 11].

З.Н. Каландаришвили, исследуя деформации правового сознания несовершеннолетних, предлагает рассматривать только наиболее распространенные виды деформации, присущие современной России и свойственные данной группе, — это правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой идеализм и перерожденное правовое сознание. Значимость исследования данных видов деформации правосознания прежде всего касается деформации индивидуального правового сознания, которая не исключает ее проявления на общественном и групповом уровнях. К самой мягкой и распространенной форме деформации правового сознания среди несовершеннолетних он относит правовой инфантилизм [7, с. 66].

Пятиступенчатую видовую классификацию деформаций правового сознания несовершеннолетних предлагает Т.Ю. Смолова. Наиболее характерными видами деформации правового сознания несовершеннолетних выступают правовой инфантилизм, правовая индифферентность, правовой идеализм, правовой нигилизм, перерождение правового сознания. Отличительной особенностью такой авторской позиции является наличие правовой индифферентности в видовой структуре деформации правосознания несовершеннолетних. Проявление данного вида деформации у несовершеннолетних связано с недостатком информированности о своих правах, нехваткой юридических гарантий их защиты и обеспечения со стороны общества, государства и отдельных организаций [17, с. 78—87].

Проанализировав различные взгляды ученых на видовую классификацию деформаций правового сознания с учетом современных тенденций развития социально-правового государства и в рамках проведения государственной политики Российской Федерации по формированию правовой грамотности и правосознания граждан [13], мы приходим к выводу, что для исследования деформаций правосознания несовершеннолетних необходимо воспользоваться пятиступенчатой видовой классификацией, однако с некоторыми видоизменениями.

1. Правовой инфантилизм (от лат. infantilis — детский, младенческий; отсталость в развитии) признается исследователями наиболее мягким видом искажения правового сознания. Проявляется в неразвитости правовых знаний, несформированности правовых установок и привычек правового поведения, что при условии недостаточного жизненного опыта несовершеннолетних и нехватки осознания ими правовых ценностей затрудняет правовые ориентации в сложных реалиях правовой действительности. Правовой инфантилизм тесно связан с другими формами деформации: правовой индифферентностью и правовым идеализмом, поскольку их объединяет недостаточный уровень правового воспитания и правовой социализации личности.

2. Правовая индифферентность (от лат. indifferens — безразличный) выражается в недооценке действенной силы права, реальных возможностей воплотить нормативно установленные требования. При «правовом равнодушии закон в целом рассматривается как нужный обществу социальный институт, но малополезный в условиях российской действительности» [1, с. 97]. Особенности проявления правовой индифферентности у несовершеннолетних связаны с их недостаточной информированностью о своих правах, юридических гарантиях их защиты и обеспечения. У несовершеннолетних формируется отношение к правовым механизмам как к чему-то стороннему, оторванному от их реальной жизни. Стремление подростков защитить себя от жестоких проявлений взрослого мира выражается в их правовой отрешенности, замкнутости в своем идеальном и свободном от обязательных по отношению к ним правил мире. Нарушая закон, индифферентный подросток даже не осознает неотвратимости юридической ответственности за содеянное противоправное деяние.

3. Правовой идеализм (от гр. idea — идея, представление; совершенство) в теории правосознания обычно понимается как переоценка возможностей права, наделение его свойствами, которые ему не присущи. Проявляется в идеалистических устремлениях и приоритетах подростков на фоне развития социоцентризма личности, при которых они способны сравнивать и оценивать несправедливость устроенного мира, но из-за присущей им правовой наивности, неискушенности в правовых проблемах, юридических формах следовать нестандартному поведению определенной социальной группы и различных участников субкультуры.

По сравнению с другими видами деформации правовой идеализм не носит массового характера в молодежной среде, что объясняется природой данного явления. Современный социально-правовой статус несовершеннолетних не позволяет им выступать полноправными участниками правоотношений в сфере правотворчества и правоприменения, поэтому проявление правового идеализма подростками является лишь отражением деформации общественного сознания.

4. Правовой нигилизм (от лат. nihil — ничто, ничего) рассматривается в юридической науке как отрицание ценности права, а также действенной силы правовых норм. Неотъемлемую часть правового нигилизма составляют ощущения субъектом происходящей правовой действительности, включая осознание либо признание несостоятельности идеологической и объективной ценности права, его институтов, отраслей, норм в практической регламентации конкретных социальных отношений [7, с. 69].

Нигилистское отношение к системе общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм общества — это стремление подростков выразить свою независимость от социально-правовых устоев. В философской традиции нигилизм трактуется как отрицание норм и законов общественной жизни, общепринятых ценностей и идеалов, придающих смысл человеческой жизнедеятельности, — всего того, что обычно ассоциируется с основаниями любой культуры [4, с. 169]. Критическое отношение к действующему праву и неправильное восприятие государственно-правовой действительности опосредует правовой нигилизм среди несовершеннолетних.

Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение. Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд) [13]. Правовой нигилизм несовершеннолетних выступает своеобразной платой за пренебрежение к ним общества [17, с. 81].

5. Депривированное правовое сознание (от лат. deprivatio — потеря, лишение чего-либо) — это крайняя степень искажения правосознания, при которой у несовершеннолетних разрываются социально-правовые связи с обществом. Деформация правосознания характеризуется высокой степенью тяжести искажения и в отличие от правового нигилизма основывается на осознанном игнорировании и отрицании законов, правовых норм, устоев в обществе.

Депривированное правовое сознание проявляется в различных преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, и характеризуется умышленным нарушением правовых требований по мотивам корысти, жестокости и алчности, а также в иных различных формах (например, участие подростков в экстремистской деятельности террористических организаций и отдельных террористов, малолетние террористы-смертники).

Предлагаем классифицировать виды деформаций правосознания несовершеннолетних по степени воздействия субъективных и объективных факторов, влияющих на формирование дефектов или отклонений в правовых ценностях и установках изучаемых лиц (рис.).

Виды деформации правосознания несовершеннолетних  в зависимости от степени воздействия субъективных и объективных факторов

Правовой инфантилизм является наименее опасным видом деформации правосознания несовершеннолетних (степень воздействия — очень слабая). Второе место в механизме реализации правовых установок занимает правовая индифферентность подростков (степень воздействия — слабая). На третьем месте по степени опасности деформации правового сознания находится правовой идеализм, который в настоящее время не носит массового характера в молодежной среде и не может до конца реализовываться ввиду отсутствия возможности несовершеннолетних участвовать в правотворческой и правоприменительной деятельности государства (степень воздействия — умеренная). Правовой нигилизм занимает четвертое место и характеризуется достаточно сильным влиянием на деформацию правового сознания несовершеннолетних (степень воздействия — сильная). На пятом месте располагается самая опасная стадия деформации правосознания несовершеннолетних — это стадия депривированного правового сознания, при котором проявляется наивысшая степень искажения правовой действительности (степень воздействия — очень сильная).

Таким образом, в современном обществе и государстве правовой нигилизм и депривированное правовое сознание выступают самыми опасными видами деформаций правосознания среди несовершеннолетних. Развитие цивилизованного социально-правового государства невозможно без проведения мероприятий по формированию и укреплению правовых установок в обществе. Необходимо изучать закономерности формирования индивидуального и группового правосознания, личностные особенности индивидуумов, специфику и условия возникновения антиправовых установок на различных стадиях их образования и искоренять наиболее опасные виды деформаций правосознания. Такие подходы позволят современному государству выстроить ориентир на законопослушное поведение граждан, а также укрепить исторически сложившиеся нормы морали, общепризнанные нравственные ценности в тесной взаимосвязи с институтами гражданского общества.

Список литературы

 

1. Байниязов Р.С. Теоретические вопросы правосознания. Саратов, 2001.

2. Встреча с федеральными и региональными омбудсменами. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/47179 (дата обращения: 09.08.2015).

3. Грошев А.В. Уголовный закон и правосознание: теоретические проблемы уголовно-правового регулирования. Екатеринбург, 1994.

4. Гуляихин В.Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград, 2005.

5. Долгова А.И. Правовое воспитание молодежи. М., 1979.

6. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

7. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

8. Карпец И.И., Ратинов А.Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. 1968. № 12.

9. Координационный совет российских уполномоченных по правам человека. URL: http:// www.ombudsman-vrn.ru/index.php/2013-03-21-13-40-29/vzaimodeistvie-s-gosudarstvennimi-organami/756-koordinatsionnyj-sovet-rossijskikh-upolnomochennykh-po-pravam-cheloveka (дата обращения: 11.08.2015).

10. Марченко Д.Э. Деаксиологическое правовое сознание и его формы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.

11. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1909.

12.  Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2003-2007 годы и 2008-2014 годы. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id =79&item=2074 (дата обращения: 13.08.2015).

13. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом РФ от 28.04.2011 № Пр-1168 // Российская газета. 2011. 14 июля.

14. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Спб., 1910. Т. 2.

15. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан в современной России. Н. Новгород, 2000.

16. Сапогов В.М. Правовое воспитание в механизме формирования правосознания и становления социально активной личности несовершеннолетних осужденных в условиях изоляции от общества // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 2.

17.  Смолова Т.Ю. Правосознание несовершеннолетних: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006.

18. Стучка П.И. 13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права. М., 1931.

19. Франк С.А. Этика нигилизма // Вехи из глубины. М., 1991.