УДК 342.722.32

Страницы в журнале: 29-37

 

Ю.Г. Федотова,

кандидат юридических наук, эксперт центра экспертных исследований факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы  при Президенте РФ Россия, Москва julia.fedotowa@yandex.ru

 

Рассматривается участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства как комплексный правовой институт и общеправовой элемент, необходимый для функционирования любого государства. Автор анализирует правовую природу данного института, его содержание и сущность.

Ключевые слова: национальная безопасность, обороноспособность, народовластие, военная служба, военная доктрина.

 

Обороспособность государства в правовом аспекте исследовалась многими учеными-юристами. Так, В.П. Шупленков, рассматривая обороноспособность страны как объект уголовно-правовой охраны, сделал вывод о том, что общественные отношения по обеспечению обороноспособности СССР представляли собой целенаправленную функционирующую систему связей между советским государством, его органами, общественными и иными организациями, должностными лицами и гражданами [38]. Как отметил В.А. Золотарев, под военной системой государства понимается широкий комплекс различных государственных институтов, образований, организаций, действующих в интересах обеспечения необходимого уровня его обороноспособности и надежной национальной безопасности. Такая система включает в себя военно-политическую, военно-экономическую, военно-научную, военно-техническую, военно-правовую, военно-социальную и другие сферы [8]. Потребность в активизации усилий всех органов государственной власти, согласовании государственных, общественных и личных интересов и повышении эффективности правового обеспечения военной безопасности государства как важнейшего фактора успешной реализации целей и задач обеспечения национальной безопасности изложена в концепции правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации, разработанной К.В. Фатеевым [34].

В условиях необходимости обозначенной в пп. «е» п. 21 Военной доктрины Российской Федерации 2014 года задачи объединения усилий государства, общества и личности в защите Российской Федерации особое место в деятельности по обеспечению обороны страны и безопасности государства занимает привлечение граждан к участию в ней.

Д.Н. Артамоновым в диссертационной работе 1951 года отмечалась важная роль одобрения и поддержки гражданами средств обороны, охраны и самозащиты советского социалистического государства, поскольку без участия масс невозможно проведение военного положения: активное участие трудящихся масс в практическом осуществлении советского военного положения есть важнейший его принцип на всех фазах развития советского социалистического государства [1]. В военной науке употребляется понятие участия граждан при выявлении особенностей правового статуса лиц, имеющих отношение к защите Отечества, которые могут не иметь статуса военнослужащего [4; 7; 26], а также выделяются формы участия и в других правоотношениях. Как отметил В.Г. Стрекозов, вопрос о защите Отечества нельзя сводить только к деятельности Вооруженных Сил: его необходимо рассматривать в широком контексте в единстве политического, экономического, военного, морального и других факторов, определяющих мощь и безопасность государства. При этом защита СССР автором определяется как совокупная деятельность советского государства, общественных организаций, всех советских граждан по вооруженной защите от агрессии, предпринятого вооруженного нападения либо против посягательства на целостность и неприкосновенность СССР, а также по поддержанию постоянной готовности и способности отразить агрессию, основанной на научно-техническом, морально-политическом и военном могуществе страны [29; 30].

Особое внимание военная правовая наука советского периода уделяла долгу граждан СССР по защите Отечества [5; 19; 20; 24; 29; 30]. Конституционная обязанность защиты Отечества в условиях действующего конституционного строя Российской Федерации рассматривалась Р.М. Казаковым [10].

Г.Н. Колибаба определяет советскую военную службу как одну из важнейших форм участия советских граждан в вооруженной защите мирного, созидательного труда советского народа, в защите государственных интересов и территориальной неприкосновенности [14].

С одной стороны, автор в данном определении выделяет две категории граждан — военнослужащих и трудящихся, с другой стороны, подчеркивается, что военная служба — это одна из форм участия в защите Отечества, при этом интересы в сохранении указанных Г.Н. Колибабой благ совпадают: военнослужащих и трудящихся связывают одни ценности и охраняемые интересы.

Кроме того, военную службу определяют также как вид государственной службы в Российской Федерации [28], особый вид установленной на основании федерального закона деятельности человека в составе военной организации государства, предполагающей использование средств вооруженной борьбы в целях защиты Отечества и обеспечения его военной безопасности [17]. Таким образом, формы участия выражаются в соответствующей деятельности, и данные определения не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.  В то же время следует отметить, что определение военной службы как деятельности, вида государственной службы в последовавших за диссертацией Г.Н. Колибабы работах ослабило интерес военной науки к участию граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Тем не менее, если в советский период развития российской государственности соответствующие функции по воспитанию патриотически настроенного гражданина, организации общество и государство в необходимом объеме выполняли, что было возможно в условиях существовавшего политического режима, идеологических основ конституционного строя и государственного аппарата, то действующий конституционный строй содержит предпосылки только для формирования, но не для реализации соответствующих общественных отношений по участию граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства.

Характер современных военных угроз и опасностей показывает необходимость объединения усилий государства, общества и личности в защите Российской Федерации, что предполагает участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. В то же время данный институт является общеправовым, необходимым для любого государства. История показывает его востребованность, необходимость и применимость в государствах с любой формой правления и в условиях любого политического режима. Современная геополитическая обстановка вызывает необходимость его законодательного урегулирования. Постановка такой задачи в Военной доктрине РФ способствует достижению баланса интересов личности, общества и государства без использования чрезмерных правовых ограничений. При этом следует отметить постулирование в военной науке советского периода требования к ее народному характеру, не допускающего вербовку на военную службу наемников, готовых за деньги пойти на любые преступления против человечества. «Империалисты США считают, что добровольцы, в отличие от призывников, в большей мере отвечают духу американской армии и являются послушными исполнителями их воли» [25]. Мы же говорим о правомерных формах участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, соответствующих оборонительному характеру действующей Военной доктрины РФ. Участие граждан, как наделяемых правовым статусом военнослужащего, так и не наделяемых таковым, основывается на: 1) исполнении долга, отмеченного в ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, подчеркивающего морально-нравственную составляющую мотивации гражданина; 2) защите своих прав и законных интересов, отражающих его правовую связь с государством, принадлежность к гражданам именно этого государства, что выступает формой легитимации существующего конституционного строя, органов государственной власти и действующего законодательства. Особенно ярко это прослеживается в исторических, художественных произведениях, посвященных такой высшей форме участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства без наделения статусом военнослужащего, как партизанские движения.

В качестве одной из важнейших функций права в защите Отечества В.Г. Стрекозов выделяет воспитание в каждом советском гражданине личной ответственности за защиту своей страны и отмечает тесное единство правовых и нравственных начал. При этом обязанность защищать свое Отечество в сознании и деятельности граждан СССР сливается с их правом на защиту от агрессии [29]. Высокая значимость в мотивации поведения военнослужащих духовно-идеологических (патриотизм, воинский долг и т. д.) и материальных факторов отмечена, в частности, Ю.Н. Тугановым [33].

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, что соответствует ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которой определено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Отметим, что законодатель, как правило, руководствуется общим понятием граждан, не приводя конкретизации государственной принадлежности граждан даже в названиях федеральных законов, например, в Федеральном законе от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», а также в подзаконных правовых актах, например, в постановлении Правительства РФ от 15.04.1995 № 339 «О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации».

Если обратить внимание на указание принадлежности гражданина к социалистическому, советскому государству, встречающемуся в отдельных диссертационных работах, посвященных защите Отечества — государства советского периода, становится очевидным, что сделанные авторами выводы применимы не только к советским гражданам, но и к гражданам Российской Федерации, а также любого государства, настроенным патриотически и осуществляющим свои действия в соответствии с требованием правомерности, а соответствующие диссертационные исследования не утрачивают свою значимость в условиях нового государства, являющегося преемником СССР. При этом обязанность по защите Отечества возлагается лишь на граждан и обеспечивается путем не только личного участия, но и предоставления им различных материальных средств, необходимых для обороны страны [29].

Учитывая современную геополитическую обстановку, характер новых военных угроз и опасностей, зарубежную практику, а также рассмотрение участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства не только как долга и обязанности граждан, но и как формы народовластия и права на участие в управлении делами государства, можно заключить, что распространяться это право может и на иностранных граждан, лиц без гражданства, действующих не бездушно (антинародно, как наемники), а определивших свою патриотичность и сопоставив свои законные интересы в отношении другого государства, например, предоставившего им временное убежище. При этом законодатель, определяя правовой статус лиц, участвующих в соответствующих правоотношениях, может ограничить их круг только гражданами Российской Федерации.

Граждане, реализуя право на участие в управлении делами государства, могут в соответствии со ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей, голосовать или быть избранными на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Непременным условием осуществления данного права является активная жизненная позиция человека, его желание участвовать в делах общества и государства [2, c. 37].

Правовой основой института участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства является ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, и ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, которой определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. При этом не считаем обоснованным ограничительное толкование конституционных положений ст. 59 Конституции РФ, согласно которому конституционная обязанность защищать Отечество является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который проходит военную службу. Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства вытекает из конституционно-правовых основ организации Российского государства и представляет собой форму народовластия, выражающуюся в государственно значимой деятельности. Тем не менее в юридической науке данный правовой институт остается малоисследованным.

Н.А. Боброва считает, что сущностью конституционного строя является народовластие, а главный его критерий — это сильный парламент [3, c. 118]. В.Т. Кабышев отмечает, что «народовластие составляет сердцевину конституционного строя России» [9, c. 118]. В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация есть демократическое государство (ст. 1). Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении [6, c. 33]. Сущностью конституционного строя, его главной идеей является народовластие, которое неразрывно связано с суверенитетом народа, составляющего первооснову суверенитета государственного — главной характеристики независимости государства.

Признание народовластия и народного суверенитета социальными и правовыми приоритетами современной России требует обращения к основной составляющей этих понятий — категории «суверенитет», который, как известно, означает верховную власть и имеет три формы выражения (государственный суверенитет, народный суверенитет, национальный суверенитет), которые взаимосвязаны и в то же время самостоятельны.  Государственный суверенитет означает верховенство и независимость государственной власти во внутри- и внешнеполитической деятельности. В Новое время стала очевидной необходимость признания права всего населения государства быть единственным источником политической власти, народный суверенитет как осуществление всей полноты власти народом стали считать предпосылкой государственного суверенитета. При общегражданском подходе национальный суверенитет отождествляется с государственным и народным суверенитетом, а понятие нации охватывает всех граждан государства вне зависимости от их национальной принадлежности, выступающих в данном случае как сограждане одной нации, создавшей государство. Отождествление национального суверенитета с народным суверенитетом характерно для развитых стран со сложившимся гражданским обществом [15, c. 132—133].

В ст. 3 Конституции РФ сказано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Данное положение находит свою правовую охрану в ч. 4 данной статьи, которая закрепляет, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации». Сама Конституция РФ приобретает свою «легитимность» за счет того, что она была принята многонациональным народом на референдуме, который является «высшим непосредственным выражением власти народа». Таким образом, Конституция РФ становится актом высшей юридической силы: это акт, принятый носителем народного суверенитета, народом, который, «ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует в своих собственных интересах» [13, c. 131].

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Интересен способ закрепления данного положения в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: законодатель не употребляет термин «представительная демократия», прямо объясняя ее сущность, но вносит в текст понятие непосредственной демократии, не поясняя ее смысл, а лишь указывая в следующей части статьи на высшую ее форму — референдум и непосредственные выборы. Кроме того, народовластие предполагает наличие такой формы его выражения, как местное самоуправление, которое, согласно ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации «признается и гарантируется». Это положение предполагает право и способность населения разных территориальных единиц самостоятельно управлять в рамках закона частью общественных дел согласно собственным интересам. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Если сущностью конституционного строя является народовластие, то основой демократии, народовластия является признание, соблюдение и защита государством прав и свобод человека и гражданина. Такая обязанность государства устанавливается в ст. 2 Конституции РФ, поскольку именно отдельная личность, ее права и свободы являются высшей ценностью. Из этого следует, что интересы отдельной личности более значимы, чем интересы государства. Функционирование всех государственных органов осуществляется на основе признания данной конституционной ценности. Например, В.Ф. Яковлев отмечает, что в ст. 2 Конституции РФ обозначена основная функция правосудия [39, c. 111]. При этом проблемы претворения в жизнь народовластия вызывают озабоченность у ученых, которые видят корни этих проблем в не вполне демократическом порядке формирования палат Федерального Собрания, а также в низкой эффективности осуществления общественного контроля [21, c. 69—77]. Категория «ценность» означает благо, нечто значимое и полезное, и закрепление ценности в положениях Конституции РФ возводит ее в ранг юридических понятий. «Идея конституционной ценности — правовой, экономической, социальной — исключает возможность «разночтений» в публичных (властных) интерпретациях конституционных ценностей и их соотношения. В том числе в форматах регионального и местного масштаба» [16, c. 6]. Таким образом, признание государством приоритета прав и свобод личности, их высшей ценности обеспечивает существование народного суверенитета, который, в свою очередь, является основой для суверенитета государственного [35, c. 50—57].

Участие предполагает включенность, задействованность в осуществляемую другим субъектом деятельность. Поскольку обеспечение обороны страны, а в большей степени безопасности государства предполагает деятельность различных государственных органов, регулируемую нормами соответствующих отраслей права, данный правовой институт является комплексным. При этом правовое регулирование отношений участия в какой-либо деятельности или осуществлении функций является необходимым, иное может привести к нарушениям прав граждан и недостижению целей и граждан, и государственных органов.

Институт участия, будучи при этом общеправовым, наглядно это показывает. Так, участие граждан в долевом строительстве до гражданско-правового регулирования соответствующих правоотношений являлось объектом споров в части его принадлежности к различным отраслям и подотраслям права и возможности применения норм об инвестициях, о защите прав потребителя, что негативно сказывалось на реализации и защите прав участников таких правоотношений [23, c. 301—305].

Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства является комплексным правовым институтом. Комплексными общеправовыми институтами в литературе принято называть те, которые содержат в себе нормы не одной, а нескольких отраслей права [17]. Стоит отметить, что участие граждан в обеспечении различных видов безопасности, в особенности общественной, уже зарекомендовало себя, например, в чрезвычайных и экстренных ситуациях, при охране общественного порядка.  Институт участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства сочетает в себе процессуальные и материальные нормы различных отраслей права, которые взаимно обуславливают основания, формы, виды, процедуру реализации участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства и его правовые последствия, а также связаны с правоприменительной деятельностью органов государственной власти и иных государственных органов, органов местного самоуправления. Особенностью института является также сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования, в правовом регулировании института преобладают межотраслевые принципы. Так, например, отношения, возникающие на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулируются административным и гражданским правом. Необходимость реализации участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства может быть связана с возникновением угроз различным видам безопасности и обусловлена возникновением нарушений различных групп прав и свобод человека и гражданина, в том числе личных, политических, социальных, экологических, информационных. Правовой статус гражданина как участника правоотношений по обеспечению обороны страны и безопасности государства связан с реализацией его субъективных прав в сфере административного, военного права, права социального обеспечения и т. д.

Кроме того, институт участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства является общеправовым элементом, необходимым для любого государства. В той или иной мере все государства осуществляют правовое регулирование соответствующих общественных отношений. Причем в современных геополитических реалиях институт участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства приобретает все большую значимость. Так, например, в Стратегии национальной безопасности США 2015 года изложено, что «Америка также находится в уникальном положении, чтобы поддерживать мирные демократические перемены, — и именно этого от нее обычно ожидают. Мы будем и дальше мобилизовывать международную поддержку в борьбе за укрепление и расширение международных норм, касающихся прав человека. Мы будем поддерживать женщин, молодежь, гражданское общество, журналистов и предпринимателей, которые являются движущей силой перемен. Мы и дальше будем требовать, чтобы государства исполняли свои обязательства в области прав человека; будем решительно выступать против репрессий, где бы они ни происходили; будем предотвращать, а в случае необходимости и пресекать массовые злодеяния» [40]. Данный правовой акт, имеющий большое идеологическое значение, обладает свойством экстерриториальности, как и многие законодательные акты США. Он прямо декларирует призыв к гражданам любого иностранного государства участвовать в обеспечении государственных интересов США, апеллируя к вопросам защиты прав и свобод социально не защищенных лиц. Стратегия национальной безопасности США не просто нацеливает на «сдерживание российской агрессии», а закладывает основу для легитимации будущих решительных геополитических действий с использованием опыта ввода войск в Ирак. Таким образом, Россия находится в условиях непосредственной угрозы агрессии.

В литературе под участием граждан в управлении делами государства понимают «подлинные права и реальные возможности населения в условиях полного равенства и при абсолютной заинтересованности в этом процессе государственных органов. Для этого необходимо использовать личный или коллективный потенциал, реализуя его в различных самостоятельных или рекомендованных государственными органами формах, во всех действиях по осуществлению эффективного управления, а также при ведении различных максимально допустимых государственных дел» [37, c. 11]. Возможность участия граждан в управлении делами государства представляет собой совокупность находящихся в правовом поле форм воздействия граждан на осуществление общегосударственных дел, являющуюся составной частью метасистемы более высокого уровня — управления делами государства [18, c. 12].

Под «политическим участием» или «политической партиципацией» (от лат. participatio — участие) понимают всю совокупность действий граждан, которые позволяют им непосредственно влиять на государственную политику и/или процесс принятия политического решения для удовлетворения своих потребностей и достижения целей, при этом именно осознанный мотив и направленность на оказание прямого воздействия на политику и отличает понятие «политическое участие» от других форм, например, «политического поведения» граждан. Важность политического участия в процессе демократизации характеризуется тем, что оно обеспечивает контроль над действиями власти, минимизирует риск политического деспотизма и обеспечивает легитимность (поддержку со стороны населения) проводимому политическому курсу [11].

Идея гражданского участия предполагает вовлечение управляемых в управление. Гражданское участие рассматривается как принцип гражданского общества. Оно включает выражение позиции, право голоса на выборах, право быть избранным, право на объединение [22, c. 96—111]. По мнению А.Ю. Сунгурова, в рамках гражданского общества, понимаемого как коммуникативный процесс, понятие «гражданин» раскрывается через понятие «участие», т. е. через его деятельность в различных общественных организациях и институтах. При этом общественное участие — участие НКО и отдельных жителей в обсуждении и принятии решений органами власти (в большинстве случаев на местном уровне), а также контроль за их выполнением — это непрерывный процесс взаимодействия между гражданами и органом власти (учреждением, ведомством), отвечающим за принятие решения, и принятия мер, способствующих полному пониманию общественностью процессов и механизмов подготовки и принятия решений ответственным ведомством. Необходимо полное информирование общественности; активный сбор мнений всех заинтересованных граждан об их предпочтениях в отношении использования ресурсов и альтернативных стратегий развития или управления и любой другой информации, касающейся принимаемого решения. Кроме того, к категории общественного участия можно отнести и вовлеченность граждан в саму деятельность общественных организаций, в рамках которых возможны решение проблем и реализация интересов многих людей и без всякого участия власти. При этом общественное участие, в отличие от гражданского, не носит политического характера и не включает в число форм участие в электоральных отношениях, протестную активность и т. д. [31; 32].

На наш взгляд, участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства выступает разновидностью участия граждан в управлении делами государства — при реализации ими не только долга и обязанности по защите Отечества, но и соответствующего права, вытекающего из принципа народовластия. Тем не менее представленные выше подходы не позволяют раскрыть в полной мере рассматриваемый комплексный правовой институт. Участие предполагает задействованность в реализации государственных задач вплоть до выполнения части государственных полномочий. Е.А. Кириллов определяет участие как деятельность [12]. В связи с этим гражданин-участник приобретает особый правовой статус. Он может быть специальным, как у военнослужащих. Из этого вытекает, что правовой статус граждан, участвующих в обеспечении обороны страны и безопасности государства, включает в себя права, обязанности, гарантии, ответственность, ограничения. При этом субъективное право предполагает правомочие пользоваться благом, правомочие на собственные действия, право требования и право притязания (на защиту).

С.А. Шаронов, рассматривая отношения охранной деятельности, являющиеся предметом правового регулирования гражданского права, также подверженного тенденции расширения, отмечает, что вместо категории «субъект» необходимо использовать другую правовую категорию, более широкую по объ-ему. Такая категория должна являться производной от слова «участвовать» и может именоваться как «участник» в значении «тот, кто участвует в чем-нибудь» [36, c. 46—51].

И.А. Скалабан разграничивает виды участия граждан по сферам и выделяет политическое, гражданское, общественное, участие в жизни сообщества и т. д., по степени структурированности — структурированное и неструктурированное, институционализированное и неинституционализированное, неформальное и формальное, по степени вовлечения субъектов в процесс участия — пассивное и активное, индивидуальное и коллективное, разовое и постоянное (текущее), по направленности — вертикальное (направленное на вовлечение граждан в процессе социального управления) и горизонтальное (направленное на коллективную деятельность в рамках ассоциации или сообщества), по отношению к социальным изменениям — направленное на сопротивление социальным изменениям и стимулирующее изменения, по мотивации — направленное на удовлетворение собственных интересов и альтруистическое, бесплатное и оплачиваемое, по избираемой стратегии — предполагающее ответную реакцию и упреждающее [27, c. 130—139].

Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, являясь комплексным и общеправовым институтом, может быть как непосредственным, так и опосредованным, как прямым, так и косвенным, как гласным, так и негласным. Данное участие может быть связано с приобретением гражданином специального правового статуса. Правовая природа данного института определяется его сущностью и эволюцией и состоит в том, что с точки зрения объективного права участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства является формой народовластия. С точки зрения субъективного права участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства вытекает, с одной стороны, из права на участие в управлении делами государства, а с другой стороны, непосредственно связано с исполнением долга и обязанности гражданина по защите Отечества. В современных условиях изменения характера военных угроз и опасностей, связанного с их смещением в информационное пространство и внутреннюю сферу государства, необходимо расширение применения различных форм участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Содержание данного правового института составляет соответствующая деятельность граждан по обеспечению обороны страны и безопасности государства, связанная с реализацией субъективных прав и исполнением юридических обязанностей.

Правовой статус гражданина, участвующего в обеспечении обороны страны и безопасности государства, связан с реализацией права на участие в управлении делами государства и исполнением конституционных долга и обязанности защищать Отечество. Это налагает на гражданина ответственность, влечет дополнительные права и обязанности, вытекающие из существа его участия, а также наделяет правом требовать предоставления соответствующих условий для исполнения долга и обязанности. Гражданин имеет право на предоставление ему компенсаций и льгот в связи с исполнением долга и обязанности в случае причинения вреда принадлежащим ему благам. При этом в целях стимулирования граждан к реализации субъективного права участвовать в обеспечении обороны страны и безопасности государства необходимо предусмотреть соответствующие меры.

 

Список литературы

1. Артамонов Д.Н. Институт военного положения по советскому праву: дис. … канд. юрид. наук. М., 1951.

2. Аяцков Д.Ф., Комкова Г.Н., Фомин О.Н и др. Конституция и политические права российских граждан: реализация в Саратовской области / под ред. В.Н. Южакова. Саратов, 1997.

3. Боброва Н.А. Понятие конституционного строя, двойственность его природы // Право и политика. 2002. № 2.

4. Борисевич М.М. Законодательство о льготах советским гражданам в связи с защитой социалистического Отечества в период Великой Отечественной войны: дис. … канд. юрид. наук. М., 1988.

5. Давудов Ф. Защита социалистического отечества — священный долг и почетная обязанность граждан СССР: дис. … канд. юрид. наук. М., 1955.

6. Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства. 3-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2013.

7. Дробот О.В. Правовое регулирование льгот, предоставляемых членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

8. Золотарев В.А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы: дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999.

9. Кабышев В.Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // Конституционное право и политика: сб. мат. междунар. науч. конф. / отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2012.

10. Казаков Р.М. Конституционные основы защиты Отечества в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

11. Катушева К.А. Тенденции политического участия молодежи в России: политический абсентеизм, автономное и мобилизованное участие // Электронный научный журнал «ГосРег». 2012. № 1. URL: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/1number/ articles/Katusheva_article.pdf (дата обращения: 20.09.2015).

12. Кириллов Е.А. Правовое регулирование участия Вооруженных Сил Российской Федерации в противодействии терроризму: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

14. Колибаба Г.Н. Правовые основы советской военной службы: дис. … канд. юрид. наук. М., 1955.

15. Конева Н.С., Сероус А.В. Народный суверенитет и народовластие — ценности современной России // Методологические проблемы юридической науки. Право и ценности: мат. науч.-практ. семинара / сост. С.Е. Жичкина. Челябинск, 2013.

16. Крусс В.И. Юридическая практика и конституционное правопонимание // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 2.

17. Кудашкин А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003.

18. Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. …  д-ра юрид. наук. Саратов, 2012.

19. Малых В.А. Всеобщая воинская обязанность по советскому праву, ее сущность и формы исполнения гражданами СССР: дис. … канд. юрид. наук. М., 1978.

20. Мамаладзе В.К. Защита Отечества — священный долг каждого гражданина СССР: дис. … канд. юрид. наук. М., 1951.

21. Нарутто С.В. Проблемы реализации основ конституционного строя России / Конституция Российской Федерации: политико-экономические приоритеты: мат. всерос. науч.-практ. конф. Омск, 2009.

22. Платонова Д.В. Гражданское участие и информационное участие (к определению понятий