УДК 342.7

Страницы в журнале:  30-34

 

А.С. Фучко,

аспирант кафедры конституционного и международного права Сибирского университета потребительской кооперации Россия, Новосибирск sandro987@yandex.ru

 

Рассмотрены актуальные проблемы защиты прав граждан Российской Федерации  на современном этапе как на международном, так и на национальном уровне. Особое внимание уделено конституционно-правовым гарантиям защиты прав граждан на земельные участки.

Ключевые слова: права человека и гражданина, механизм защиты прав граждан, международный уровень защиты прав граждан, национальный уровень защиты прав граждан.

 

Проблема механизма защиты прав граждан Российской Федерации требует нового теоретико-концептуального осмысления, что обусловливается особенностями развития данного института на современном этапе.

Современное развитие механизма защиты прав граждан происходит на различных уровнях и в рамках разнообразных форм институционального развития Российской Федерации. При этом под механизмом мы понимаем «систему, устройство, которыми определяется порядок какого-либо вида деятельности или последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление» [7, с. 354]. На практике механизм защиты представляет собой систему форм защиты различного уровня и механизм, включающий в себя конкретные органы, которые занимаются защитой прав граждан Российской Федерации.

Механизм защиты прав граждан в России реализуется на международном, национальном и региональном уровнях. На международном уровне созданы унифицированные нормы в области защиты прав человека [2; 3; 4; 5; 6], а также международные институты по защите прав граждан. Ратификация Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года [5] ознаменовала начало нового этапа в развитии института судебной защиты прав российских граждан: с этого момента они стали обладать правом подачи искового заявления в Европейский суд по правам человека. Следует отметить, что ЕСПЧ играет очень важную роль в защите прав граждан Российской Федерации. Начиная с 2005 года по количеству обращений в ЕСПЧ Россия стала занимать первые места. На сегодняшний день количество обращений в ЕСПЧ не уменьшается, в связи с чем суд предпринимает внутренние меры для ограничения обращений из России.

Оценивая данный факт, обратим внимание на следующее. С одной стороны, очевиден запрос на использование такого способа защиты прав, предусмотренного Конституцией РФ, как обращение в межгосударственный орган по защите прав и свобод человека (в данном случае — ЕСПЧ), и доверие к этому институту со стороны заявителей, направляющих жалобы против России. С другой стороны, нельзя исключать и направление явно необоснованных жалоб и злоупотребление правом на подачу жалобы.

Вместе с тем сами цифры как фактические данные показывают неэффективность системы защиты и обеспечения прав и свобод граждан в России.

Российское правосудие не делает необходимых выводов из решений ЕСПЧ. Жалобы из России, как правило, основаны на грубых нарушениях прав граждан самими российскими судами (незаконный отказ в доступе к суду, фальсификация документов, заведомо незаконное решение).

В связи с тем, что в ЕСПЧ поступает множество однотипных жалоб из России, ЕСПЧ перегружен, что создает определенные препятствия для его нормального функционирования. ЕСПЧ по новым правилам отклоняет неправильно составленные жалобы граждан Российской Федерации без права на их повторную подачу. Число ожидающих рассмотрения жалоб против России в 2012 году было беспрецедентно сокращено на 11 000, т. е. более чем на четверть —с 40 до 29 тысяч [8].

ЕСПЧ является на сегодняшний день судом, куда обращаются тысячи граждан по всему миру. ЕСПЧ в рамках своих решений не только выносит решение по конкретному делу, но и в рамках своих решений создает определенные международные стандарты.

В России по сравнению с другими странами основной проблемой остается исполнение решений ЕСПЧ. Несмотря на то, что в 2011 году был принят Указ Президента РФ «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», возложивший контроль за исполнением решений ЕСПЧ на Министерство юстиции РФ, в российском законодательстве не закреплена обязательность исполнения решений ЕСПЧ, нет прямого указания на силу данных решений и т. д.

На национальном уровне существуют такие формы защиты прав граждан РФ, как конституционная, государственная, самозащита.

Основополагающее значение для обеспечения механизма защиты прав граждан РФ имеют конституционно-установленные гарантии на защиту. Конституция РФ провозглашает неотчуждаемость и принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения. Более того, права человека и гражданина являются непосредственно действующими, своим содержанием Основной закон определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, органов местного самоуправления.

Именно конституционные нормы, по мнению Н.В. Витрука, создают «систему реально действующего права, характеризуемую наличием правовой конституции, ее верховенством, высшей юридической силой и прямым действием и реализацией органами публичной власти, их должностными лицами на всей территории государства, а также ее обеспечением, охраной и защитой» [1, с. 41]. Так, во многом благодаря решениям Конституционного Суда РФ право личности на судебную защиту стало более реальным. Таким образом, главное предназначение конституционной юстиции связано с защитой основных прав и свобод человека и гражданина. Об этом можно судить хотя бы потому, что подавляющее большинство принимаемых КС РФ решений инициировано конституционными жалобами граждан (их объединений).

Конституция РФ не только провозглашает права человека и гражданина высшей ценностью, но и в своих нормах указывает на конкретные виды защиты прав человека и гражданина.

Несмотря на это, современный механизм защиты прав человека в России нуждается в совершенствовании. Этот факт неоднократно отмечался и представителями государственной власти, включая Президента РФ, и средствами массовой информации, кроме того, он нашел отражение в многочисленных научных публикациях. К неудовлетворительному состоянию дел в сфере соблюдения прав человека в Российской Федерации привел ряд причин: законодательные (проблемы неполноты законодательного регулирования, которая выражается в отсутствии ряда федеральных актов в этой сфере, несоответствие некоторых федеральных законов международным стандартам регулирования прав человека), проблемы правоприменения, проблемы финансирования (в частности, недофинансирование социальных программ) и ряд других, в число которых входит неразработанность ряда теоретических вопросов.

Очевидна необходимость по-новому взглянуть на проблему защиты прав и свобод человека и гражданина: на сегодняшний момент главным приоритетом государства должно стать обеспечение оптимального (не максимального) объема прав и свобод человека в целях гарантирования безопасной жизнедеятельности общества в целом.

Особое значение в институте механизма защиты права человека имеют конституционно-правовые гарантии защиты прав граждан на земельные участки. Актуальность защиты прав граждан на земельные участки на современном этапе развития обуславливается ростом сделок в данной области и наличием ряда нерешенных проблем, к которым относится проблема изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, незаконных сделок и др.

Государственное регулирование земельных правоотношений на современном этапе — это результат длительной работы как законодателей, так и органов исполнительной власти по созданию эффективной организационно-правовой, управленческой структуры, а также информационного обеспечения деятельности.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Осуществление сделок с земельными участками, а также регистрация прав на землю на современном этапе развития является одной из динамично развивающихся отраслей гражданского и земельного права.

Современное земельное законодательство подробно регламентирует права и обязанности субъектов права на земельные участки, в том числе и касающиеся конкретных сделок, земельных правоотношений.

Граждане, обладающие правоспособностью и полной дееспособностью, вправе приобретать земельные участки в собственность самостоятельно. Приобретение земельных участков в собственность недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. В ст. 260 ГК РФ указывается на то, что граждане могут совершать любые сделки в отношении земли, которая находится в их собственности.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Ограничения в предоставлении земельных участков в собственность граждан или юридических лиц основаны, прежде всего, на положениях ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Объекты земельных правоотношений названы в ст. 6 ЗК РФ. Из всех перечисленных в этой статье объектов п. 1 ст. 15 ЗК РФ в качестве объекта права частной собственности назвал только земельный участок. ГК РФ (ст. 261) специально обращается к определению земельного участка как объекта права собственности. Согласно этой статье, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Исходя из положений ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В современных условиях экономического развития нашей страны, с одной стороны, и политико-демократического — с другой одной из острейших проблем является проблема эффективного управления земельными ресурсами. Эта проблема во многом обусловлена как спецификой наследия советского времени, так и дисбалансом распределения ресурсов в современный период. Земельный рынок остается довольно непрозрачным и непредсказуемым: земельные отношения в стране плохо поддаются анализу и прогнозированию.

Так, большое значение в рамках защиты прав граждан в области земельных правоотношений имеет ценовая политика на землю, а также фискальная функция государства в области ренты за землю.

Отмечая проблемы установления кадастровой цены на землю в городских округах, стоит отметить, что данные цены могут различаться в тысячи раз, и это связано не только с позиционированием того или иного субъекта Российской Федерации, но и с различиями в экономическом потенциале той или иной территории.

Среди ценообразующих факторов можно назвать следующие:

— назначение участка: стоимость земли существенно различается в зависимости от категории земель;

— инвестиционная привлекательность земли;

— расположение земель в зависимости от расположения глобального города (мегагорода): кадастровая цена земель регионов, приближенных к глобальному городу, будет намного выше цены отдаленных от него регионов.

Если говорить об официально закрепленных подходах к определению кадастровой цены земли, то в некоторых случаях управлениями Росреестра по регионам к землям населенных пунктов применяются параметры рыночной информации, при этом оценка базируется на статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков с использованием рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости при функциональной зависимости стоимости земельных участков от ценообразующих факторов (факторов стоимости). В отношении земель населенных пунктов оцениваются такие параметры, как расстояние от объекта до центра населенного пункта, расстояние до остановок общественного транспорта, наличие газоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, канализации, численность населения в населенном пункте и т. д. [9].

Однако указанные факторы применимы лишь к оценке отдельной категории земель, причем внутри региона.

Таким образом, в настоящее время в России не разработан комплексный механизм формирования рыночных цен и объективной оценки кадастровой цены земель. Отметим, что рыночная цена земли влияет на кадастровую оценку. Рыночная цена формируется во многом в зависимости от расположения земель и в целом от социально-экономического уровня развития региона и тому подобных экономических показателей. Существует условное деление регионов на доноры и реципиенты, что также накладывает отпечаток на цену. Если в Санкт-Петербурге рыночная цена достаточно высока, то и кадастровая по сравнению с другими регионами не будет низкой.

Однако механизм комплексной оценки земель с привлечением рыночной информации в России пока не действует, что обусловлено отсутствием нормативно-правового регулирования, комплексных организационных механизмов, неразвитостью экспертной деятельности, связывающей рыночную и кадастровую цену. Все это приводит к тому, что в инвестиционном плане многие земли остаются непривлекательными в рамках кадастровой цены.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по виду функционального использования. Исходя из функционального использования, оценка выполняется с учетом стоимостного зонирования территории сравнительным путем: анализируются данные, уже известные от близких по значению кадастровой стоимости земельных пунктов. Далее учитываются такие факторы, как сложившаяся застройка, землепользование, размещение рек, путепроводов, железных дорог, улиц и дорог, границы кадастровых кварталов и районов.

При этом необходимо создать в законодательном плане такие условия для использования земель, которые бы полностью обеспечивали сохранность земель как природного объекта. Одновременно повсеместно должно обеспечиваться соблюдение принципа приоритета охраны земель перед их использованием в качестве недвижимого имущества. Таким образом, с этим взаимосвязана и  проблема достоверности кадастровой стоимости земли.

Касаясь общих проблем, стоит отметить, что до сих пор на законодательном уровне не установлено понятие кадастровой стоимости,  при этом представляется необходимым закрепить это понятие в региональных нормативных актах.

Следует отметить, что в зарубежных странах существуют различные методики формирования кадастровой цены земли, в том числе и основанные на экспертных оценках. В условиях развития регионов Российской Федерации стоит говорить о таких важных проблемах, как непредсказуемость и нестабильность социально-экономического развития в рамках влияния ценового фактора. Также существует проблема совершенствования информационных технологий в области кадастровой оценки земли и мониторинговой деятельности в рамках оценки земли.

На современном этапе развития экономических и общественных отношений государству необходимо разработать и осуществить систему мер, направленных на обеспечение перехода к адекватным устойчивым институтам землевладения и землепользования, включающую правовые меры (совершенствование законодательства, регулирующего рентные основы землепользования и землевладения), меры по формированию организационных институтов (например, института оценки, учитывающего многообразие рентообразующих факторов), формированию рыночной ментальности. Последнее может быть осуществлено путем проведения разъяснительной работы среди населения и обоснования экономической эффективности и справедливости легального и платного землепользования. Государство в лице муниципалитетов, перекладывая основное налоговое бремя на земельную ренту, впоследствии сможет уменьшить налогообложение доходов граждан и организаций. Осознавая, что земельные ресурсы являются собственностью общества, а государство от его лица совершает управление этими ресурсами в интересах всего населения страны, общество такую меру, безусловно, сочтет справедливой. В конечном итоге будет обеспечено активное восприятие гражданами мероприятий государства, осуществляемых в целях развития рентного института, сформируется рыночная ментальность.

 

Список литературы

 

1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. М., 2012.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13.12.1985 // Международные акты о правах человека: сб. документов / отв. ред. Карташкин В.А., Лукашева В.Е. М., 2005.

4. Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 03.05.1996 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2013.

8. Статистика ЕСПЧ за 1959—2015 гг. URL: http://europeancourt.ru/statistika-evropejskogo-suda/ (дата обращения: 16.05.2015).

 

9. Что влияет на кадастровую стоимость земли? Сайт Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области. URL: http://www.to57. rosreestr.ru/news/media/2128385/ (дата обращения: 16.05.2015).