УДК 347.635.3 

Страницы в журнале: 69-74

 

М.А. ДАНИЛЯН,

аспирант Российской государственной академии интеллектуальной собственности mara-ur@rambler.ru:

 

Представлены предложения по совершенствованию российской системы добровольной уплаты и принудительного взыскания алиментов в пользу несовершеннолетних детей, а также проводится анализ российской правоприменительной практики и относящихся к данному институту норм международного и зарубежного права.

Ключевые слова: совершеннолетие, эмансипация, прекращение выплаты алиментов, способы уплаты алиментов, дети-сироты, соглашение об уплате алиментов, ограничение специальных прав, алиментный фонд, налоговый вычет.

 

Some Directions of Improvement of the Russian Institute of Paying Alimony

Danilyan M.

The article presents proposals on improvement of the Russian system of voluntary payment and enforcement of alimony in favor of the minor children, as well as the analysis of the Russian law-enforcement practice and norms of international and foreign law relevant to this Institute.

Keywords: age of majority, emancipation, termination of paying alimony, methods of paying alimony, orphaned children, alimony agreement, restriction of special rights, alimony fund, tax deduction.

 

Cогласно нормам Семейного кодекса Российской Федерации 1995 года (далее — СК РФ) на родителей возложена обязанность по алиментированию своих детей до достижения ими 18-летнего возраста. Однако законодателем предусмотрено изъятие из этого правила, в соответствии с которым обязанность родителя по алиментированию прекращается до достижения ребенком совершеннолетия в случае приобретения несовершеннолетним ребенком полной дееспособности при вступлении в ранний брак или при эмансипации ребенка (ст. 120 СК РФ).

В. Далем слово «эмансипация» трактуется как ‘освобождение от зависимости, подчиненности, полная свобода, воля’[1].В соответствии со ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года (далее — ГК РФ) эмансипация состоит в том, что несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным, если работает по трудовому договору (контракту) либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. В российском законодательстве эмансипированным считается несовершеннолетний, признанный таковым решением органа опеки и попечительства или суда.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным существенно изменяет гражданско-правовой режим его участия в торговом обороте. Он вправе самостоятельно совершать любые сделки, согласие его родителей не имеет какого-либо правового значения. Законные представители не отвечают по обязательствам эмансипированного, в том числе и по обязательствам из причинения вреда. Он не может приобретать лишь те субъективные права и обязанности, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз.

К несовершеннолетнему, вступившему в брак, термин «эмансипация» юридически не применим, хотя фактически полностью уравненным в правах является именно несовершеннолетний, вступивший в брак.

Исходя из смысла ст. 27 ГК РФ дееспособность в полном объеме наступает с 18 лет, исключение составляют случаи вступления в брак в более раннем возрасте. По общему правилу брачный возраст составляет 18 лет, но допускается возможность его снижения по уважительным причинам. Эмансипация в число таких причин не входит. Это означает, что семейно-правовая и гражданско-правовая дееспособность на сегодняшний день не совпадают. Получение эмансипации не является основанием для вступления несовершеннолетнего в брак без соответствующего разрешения органов местного самоуправления. Брачная дееспособность согласно семейному законодательству представляет собой самостоятельную разновидность дееспособности, которая приобретается по достижении определенного законом возраста, а именно 18 лет[2]. Вместе с тем в теории гражданского права имеются и иные точки зрения на проблему соотношения гражданской и семейно-правовой дееспособности[3].

Представляется логичным трактовать эмансипацию шире того определения, которое содержится в ГК РФ. К категории эмансипированных следует относить как несовершеннолетних, признанных таковыми соответствующим решением органа опеки и попечительства или суда, так и несовершеннолетних, вступивших в брак.

Признание несовершеннолетнего эмансипированным, по нашему мнению, должно влечь за собой также и семейно-правовую дееспособность, т. е. возможность вступать в брак. Можно сказать, что признанием несовершеннолетнего эмансипированным по достижении им 16 лет презюмируется также и его социальная зрелость, способность к созданию и материальному обеспечению семьи. По мнению И.С. Кона, «социальная зрелость — это стадия социального развития личности, характеризующаяся не только овладением социальными ролями, но и способностью к самостоятельным поступкам, активной социальной позиции, принятием ответственности за социальные последствия своего поведения»[4]. Социальная зрелость подростка является одним из главных условий для принятия решения об эмансипации. Если несовершеннолетний не достиг должного уровня социальной зрелости, то и вопрос об эмансипации отпадает.

Эмансипация несовершеннолетнего, можно сказать, влечет для него негативные последствия в виде прекращения обязанности родителя по алиментированию (подп. 1 п. 2 ст. 120 СК РФ).

Вместе с тем указанные условия прекращения алиментирования представляются спорными, поскольку вступление в ранний брак и эмансипация ребенка сами по себе не могут свидетельствовать о появлении у него полной экономической самостоятельности. Напротив, несовершеннолетний ребенок, вступивший в ранний брак (например, по причине беременности и родов), может еще больше нуждаться в средствах для существования, так же как и несовершеннолетний ребенок, вынужденный трудиться в силу недостаточности у него материальных средств для удовлетворения жизненно необходимых потребностей в пище, одежде и др. Отсутствие материальной поддержки со стороны родителей может привести к тяжелым последствиям для таких детей.

В связи с этим в целях защиты прав несовершеннолетних детей вне зависимости от каких-либо обстоятельств представляется необходимым внесение изменений в подп. 1 п. 2ст. 120 СК РФ в части исключения положений о прекращении выплаты алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими возраста совершеннолетия.

Следует отметить, что российское законодательство предусматривает отдельные положения, регламентирующие взыскание алиментов в пользу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На содержание детей, оставшихся без попечения родителей, алименты взыскиваются в порядке, установленном статьями 81—83 СК РФ. Взыскание алиментов осуществляется в долевом отношении к заработку или иному доходу родителя и в твердой денежной сумме.

Правом предъявления иска о взыскании алиментов в пользу детей, оставшихся без попечения родителей, обладают опекун (попечитель), приемные родители, администрация детского учреждения.

Отметим, что расходы на содержание таких детей взыскиваются только с родителей детей и не подлежат взысканию с других членов семьи, несущих алиментные обязанности по отношению к детям (п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 25.10.1996 № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»; далее — Постановление № 9)[5].

Алименты на детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваются опекуну (попечителю) или их приемным родителям. Если же ребенок остался без попечения родителей и направлен в детское учреждение, алименты зачисляются на счета этих учреждений и учитываются отдельно по каждому ребенку (ст. 84 СК РФ).

Воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и аналогичные организации могут помещать полученные суммы в банки. Такое право предоставлено им в целях защиты средств на содержание детей от инфляции и получения дополнительных доходов. Пятьдесят процентов дохода от обращения поступивших сумм алиментов используется на содержание детей в указанных организациях. При оставлении ребенком организации сумма полученных на него алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сберегательного банка Российской Федерации (ст. 84 СК РФ).

Однако зачисление денежных средств на счета любых банков, в том числе коммерческих, представляется необоснованным и рискованным. В случае ликвидации банка, в котором открыт счет на имя ребенка, учреждение, являясь юридическим лицом, получит находящиеся на его счете денежные средства лишь в четвертую очередь. Соответственно, ребенок может получить средства в незначительном объеме либо не получить вовсе.

Е.Ю. Костюченко высказал мнение о необходимости законодательного закрепления порядка зачисления алиментов, взыскиваемых в пользу детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных и иных детских учреждениях, в отделения Сбербанка России на счета каждого конкретного ребенка в отдельности[6]. Данное предложение, с нашей точки зрения, представляется целесообразным, поскольку его реализация гарантированно обеспечит средствами наиболее социально незащищенную категорию граждан — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В этой связи полагаем необходимым первое предложение абзаца 2 п. 2 ст. 84 СК РФ изложить в следующей редакции: «Указанные организации помещают эти суммы в отделения Сберегательного банка Российской Федерации».

Российское семейное законодательство предоставляет родителям право самостоятельно определить порядок и форму предоставления содержания своим несовершеннолетним детям.

Так, родители вправе заключить соглашение об уплате алиментов в соответствии со ст. 16 СК РФ. Добровольные способы уплаты алиментов могут быть различными:

а) в долях к заработку и (или) иному доходу плательщика алиментов;

б) в твердой денежной сумме, выплачиваемой периодически (например, ежемесячно, ежеквартально, два раза в год и т. п. — сроки уплаты алиментов определяются субъектами алиментного соглашения самостоятельно);

в) в твердой денежной сумме, выплачиваемой единовременно;

г) в виде предоставления имущества (например, жилого помещения, земельного участка, автомашины или ценных бумаг).

Не исключены и иные способы уплаты алиментов, о которых достигнуто соглашение сторон. Возможно сочетание различных способов уплаты алиментов: путем уплаты алиментов в твердой денежной сумме с одновременным предоставлением какого-либо имущества или одновременно в долях к заработку и (или) иному доходу плательщика и в твердой денежной сумме и т. п.

При непредставлении родителями алиментов средства на содержание ребенка могут быть взысканы с родителя в судебном порядке.

В случае недостижения соглашения об уплате алиментов заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с целью взыскания алиментов.

СК РФ устанавливает два способа исчисления размера алиментов, подлежащих ежемесячной уплате, на несовершеннолетних детей в судебном порядке:

— выплаты в долях к заработку и (или) иному доходу плательщика (п.1 ст. 81 СК РФ);

— выплаты в виде твердой денежной суммы (ст. 83 СК РФ).

Долевой способ исчисления алиментов является основным способом взыскания алиментов. Законодатель установил размер выплат: на одного ребенка — одна четверть, на двух — одна треть, на трех и более детей — половину заработка и (или) иного дохода родителей.

В постановлении Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» определены виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей[7].

Согласно п. 2 ст. 81 СК РФ размер алиментов, определенный в долях, может быть изменен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

В полном объеме родитель не может быть освобожден от выплаты алиментов, и любое соглашение, направленное на такой отказ, должно быть признано ничтожным. В случае ухудшения материального положения родителя, выплачивающего алименты, либо изменения его семейного положения речь может идти лишь о возможности уменьшения ранее установленного размера алиментов. Наличие данных положений в семейном праве свидетельствует о реализации российским законодателем основополагающего принципа — обеспечения приоритетной защиты прав и интересов детей.

Условия, при наличии которых суд имеет право определить размер алиментов в твердой денежной сумме (или одновременно в твердой денежной сумме и в долях), предусмотрены ст. 83 СК РФ.

Размер твердой денежной суммы устанавливается судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения. Кроме того, суд принимает во внимание материальное и семейное положение сторон, а также иные обстоятельства или интересы сторон. К таким обстоятельствам могут быть отнесены, например, нетрудоспособность членов семьи, которым по закону сторона обязана представлять содержание, наступление инвалидности либо наличие заболевания, препятствующего продолжению прежней работы, поступление ребенка на работу либо занятие им предпринимательской деятельностью (Постановление № 9).

С точки зрения возможности использования в национальном семейном законодательстве зарубежного опыта больший интерес вызывает способ предоставления содержания на ребенка, закрепленный в гражданском праве Германии.

Немецкий законодатель предоставляет право родителю, с которым проживает ребенок, требовать от другого родителя содержания в процентном выражении от установленной суммы выплат. При этом суммы выплат зависят от возраста ребенка и от размера заработка родителя, предоставляющего содержание.

Так, в отношении несовершеннолетних детей принято выделять три возрастные группы: первая — от рождения до 5 лет включительно; вторая — с 6 до 11 лет; третья — с 12 до 17 лет[8].

В Швеции, как и в Германии, потребности ребенка, которые должен обеспечить родитель, проживающий отдельно, рассчитываются с учетом не только дохода родителя, но и возраста ребенка.

Однако в России, ориентируясь на сохранение прежнего уровня жизни ребенка, суд не учитывает растущий характер потребностей ребенка. В этой связи норма п. 2 ст. 83 СК РФ представляется несовершенной и требует корректировки в части максимального учета судом при определении размера твердой денежной суммы будущих потребностей ребенка.

Согласно нормам российского семейного законодательства одним из оснований прекращения алиментных обязательств является достижение ребенком совершеннолетнего возраста.

Вместе с тем в некоторых зарубежных странах совершеннолетие ребенка не влияет на обязанность родителя по алиментированию. Так, в законодательстве Чехии предусматривается возможность выплаты алиментов детям, достигшим 18-летнего возраста, в случае продолжения ими обучения либо до обретения ими финансовой независимости[9].

Законодательство Бельгии также предусматривает выплату алиментов после достижения ребенком 18-летнего возраста. В случае если ребенком продолжается обучение, алиментная обязанность родителей сохраняется до окончания его обучения[10].

В целях обеспечения дополнительной защиты прав детей на обучение представляется целесообразным внести изменения в СК РФ, изложив подп. 1 п. 2 ст. 120 в следующей редакции: «по достижении ребенком совершеннолетия, за исключением случаев продолжения обучения в высших учебных заведениях в течение всего периода обучения».

Российским семейным законодательством предусмотрены специальные (семейно-правовые) основания признания недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ). Законодательно установлено право суда по требованию законного представителя несовершеннолетнего ребенка или совершеннолетнего недееспособного члена семьи, органа опеки и попечительства или прокурора признать недействительным нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, если условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребенку или совершеннолетнему недееспособному члену семьи существенно нарушают интересы этих лиц.

По нашему мнению, данная норма СК РФ требует корректировки, поскольку в случае если условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребенку или совершеннолетнему недееспособному члену семьи существенно нарушают их интересы, необходимо закрепить обязанность суда признать такое соглашение недействительным.

Говоря об ответственности за неисполнение алиментных обязательств, отметим, что если алименты уплачивались по соглашению сторон и задолженность образовалась по вине плательщика алиментов, то применяются порядок и формы ответственности виновного плательщика алиментов, предусмотренные в самом соглашении. Лицо, обязанное уплачивать алименты по соглашению сторон, виновное в неисполнении или ненадлежащем исполнении алиментного обязательства, должно возместить получателю алиментов все убытки, причиненные просрочкой исполнения алиментного обязательства, и уплатить проценты за несвоевременное исполнение денежного обязательства в размере учетной ставки банковского процента на день исполнения обязательства с суммы невыплаченных алиментов.

При принудительном взыскании алиментов гражданская ответственность определена императивно. Если по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, образовалась задолженность по алиментным платежам, то с него в пользу получателя алиментов взыскивается зачетная неустойка в размере 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.

Предусмотренный семейным законодательством размер неустойки, на наш взгляд, не является эффективным способом, побуждающим должника к надлежащему исполнению возложенных на него обязанностей. М.В. Антокольская предлагала увеличить размер неустойки до 3%, а при просрочке выплаты алиментов свыше 3 месяцев — до 10% с суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки[11].

Законодательство ряда стран СНГ предусматривает иной подход к установлению размера неустойки. Так, Семейный кодекс Украины от 10.01.2002 № 2947-III предусматривает взыскание неустойки в размере 1% невыплаченных алиментов за каждый день просрочки, который может быть уменьшен судом с учетом материального и семейного положения сторон обязательства[12].

С целью защиты прав алиментополучателей и уменьшения числа должников по исполнительным производствам о взыскании алиментов представляется целесообразным увеличение размера неустойки до 1% за каждый день просрочки.

Кроме того, получатель алиментов вправе дополнительно взыскать с алиментообязанного лица все причиненные просрочкой исполнения алиментного обязательства убытки в части, не покрытой неустойкой. Неоплаченные должником в добровольном порядке неустойка и убытки взыскиваются исключительно в судебном порядке.

Предусмотренные в российском законодательстве меры защиты интересов получателей алиментов на сегодняшний день, на наш взгляд, являются недостаточно эффективными. Так, получатель алиментов, претерпевший моральный вред, не может претендовать на его компенсацию. Исходя из положений гражданского законодательства (абз. 1 ст. 151, п. 2 ст. 1099 ГК РФ) возможность получения компенсации в рамках указанных правоотношений должна быть предусмотрена на уровне закона. При этом в СК РФ такого указания не имеется.

Анализ судебной практики показывает, что получатели алиментов нередко предъявляют иски о возмещении морального вреда, причиненного просрочкой в их уплате, однако эти иски не удовлетворяются по причине отсутствия законного основания.

Исходя из изложенного, полагаем необходимым внесение изменений в СК РФ в части определения возможности компенсации алиментополучателям причиненного им морального вреда. Это позволит, с одной стороны, повысить степень защиты интересов получателей алиментов, а с другой стороны, станет серьезным стимулом правомерного поведения плательщика, оказывая на него воспитательное воздействие. При возмещении морального вреда необходимо доказать, помимо состава семейно-правовой ответственности, возникшие негативные последствия, выраженные в нравственных или физических страданиях получателей алиментов. Кроме того, должна быть установлена причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступившими вредоносными последствиями.

В части, касающейся совершенствования механизма принудительного взыскания алиментов, представляется целесообразным имплементировать в национальное законодательство об исполнительном производстве положения, предусматривающие временное ограничение специального права должника, установленного соответствующим разрешением (решением) или лицензией уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе временное ограничение водительских прав на управление транспортным средством, либо временный запрет предоставления должнику такого права.

Аналогичный опыт имеется в законодательстве ряда зарубежных стран. В частности, данный институт предусмотрен в США, Канаде, Израиле, Польше, Великобритании, Финляндии, Казахстане, Белоруссии1; в законе Республики Казахстан от 02.04.2010 № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусмотрена мера по временному запрету на выдачу должнику лицензий и разрешений.

Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих возможность ограничения специальных прав должника, по нашему мнению, будет являться серьезной превентивной мерой, мотивирующей должника на исполнение требований исполнительных документов в добровольном порядке.

Учитывая высокую социальную значимость вопросов обеспечения прав детей, а также воздействие целого ряда негативных факторов, отрицательно влияющих на удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка, считаем необходимым создание в Российской Федерации механизма государственной поддержки детей.

Полагаем возможным создание в России специального государственного фонда, из которого гарантированно будут выплачиваться алименты с последующим взысканием этих средств с должника. Это позволит решить многие социальные проблемы, связанные с уклонением от уплаты алиментных платежей. Алиментное пособие следует выплачивать детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо по объективным причинам не имеют дохода (болезнь, отбывание наказания и др.), причем выплачиваемое ребенку алиментное пособие должно удовлетворять его растущие потребности.

Финансирование алиментных пособий, по нашему мнению, следует производить из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет взыскания с должников затрат фонда, израсходованных на их розыск и выплату пособия их детям.

В целях стимулирования родителей к своевременной уплате алиментов предлагаем предусмотреть систему налоговых поощрений. В частности, в Налоговом кодексе Российской Федерации 1998 года целесообразно предусмотреть право на получение налогового вычета родителям, своевременно уплачивающим алименты на детей.

Одновременно с этим предлагаем усилить ответственность родителей, не выполняющих обязанность по уплате алиментов и не заявляющих (несвоевременно заявляющих) в налоговый орган о праве на вычет. В этом случае полагаем целесообразным предусмотреть повышение ставки налоговых отчислений в бюджет (например, в двойном размере). При этом половину отчисленных денежных средств использовать на цели финансирования фонда.

Реализация вышеприведенных предложений, по нашему мнению, позволит совершенствовать порядок добровольной уплаты и принудительного взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей в России. При этом алиментный фонд будет гарантировать выплаты денежных средств, необходимых для удовлетворения насущных потребностей детей.

 

Литература

 

1. Абова Т.Е. Некоторые вопросы договорного права России и зарубежных стран. — М., 2003.

2. Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право современных зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии): учеб. пособие. — М., 1997.

3.  Кузнецов И.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000.

4. Муратова С.А. Семейное право: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2009.

5. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. — М., 2000.

6. Ржаницына Л.С., Гудко Т.А. Сфера социальной незащищенности, проблема улучшения обеспечения детей алиментами. — М., 2007. С. 55.

7. Ржаницына Л.С. Алименты в России: анализ проблем и стратегия в интересах детей. — М., 2012. С. 110.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011)

(с изм. и доп., вступ. в силу с  06.01.2012) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

 

Библиография

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1995. Т. 4. С. 664.

2 См.: Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. — М., 2002.

3 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. — М., 1995. С. 73.

4 Кон И.С. Социология личности // Социологическая психология. — М.—Воронеж, 1999. С. 177—193.

5 Бюллетень ВС РФ. № 1. 1997; Российская газета. 05.11.1996. № 212.

6 См.: Костюченко Е.Ю. Алиментные обязательства родителей и детей по законодательству России и Германии: сравнительно-правовой анализ: моногр. —Смоленск, 2010. С. 39.

7 СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3743.

8 См.: Костюченко Е.Ю. Указ. раб. С. 71.

9 URL: http://www.ru .domavcr.cz/downloads/pdf/SOPR_1.pdf

10 URL: http://www.justice.gouv.fr/art_pix/1_infostat93.pdf

11 См.: Антокольская М.В. Меры защиты и ответственности в алиментных обязательствах // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 130.

 

12 Семейный кодекс Украины. — Х., 2004. С. 15.